Е.Обыденнова "Первый директор театра"

Память Леонида Луккера - настоящая сокровищница театральных баек, грустных и уморительно смешных, курьезных и мудрых, но главное - все они подлинны.
Источник:
«Кто Главный.» № 145
18/12/2019 09:54:00
0
Кто такой
Луккер Леонид Викторович родился 26 августа 1905 года в семье потомственного кузнеца (деревня Ольговка, ныне - Волновахский район Донецкой области). Работал жестянщиком, учеником пекаря. Закончил вечернюю гимназию, профессионально-техническую школу, стал слесарем на заводе в Таганроге. Там же начался его путь в театр – от художественной самодеятельности до режиссера. С 1927 года на профессиональной сцене: актер, режиссер, директор театров. Работал в театрах Владикавказа (1927-1928), Краснодара (1929-1930), Курска (1935-1936), Днепропетровска (1944-1945), Ташкента (театр Красной Армии Туркестанского военного округа; 1945-1946), Тулы (1946-1949), Красноярска (1953-1955), Куйбышева (1958-1959), Мукачева (1959-1960), поставил более сотни спектаклей. В 1933 году создал Свердловский театр музыкальной комедии и был его первым руководителем в течение двух сезонов. В 1936-1938 и во время Великой Отечественной войны (1940-1944) был художественным руководителем Николаевского русского драматического театра им. В. П. Чкалова. Главный режиссер Мичуринского театра с 1949 по 1952 гг.  В 1955-1958 годах - главный режиссер Новосибирского ТЮЗа. В 1960-1963 годах - художественный руководитель Ереванского русского театра драмы. Главный режиссер Псковского областного драмтеатра имени А. С. Пушкина (1963-1968). В 1997 году вместе с женой, актрисой В. П. Шмаковой уехал в США к дочери. Скончался в сентябре 2001 года.

2677.jpg

...Неужели письмо из Америки прислал сам Леонид Луккер - автор эмоциональных воспоминаний о первых днях Свердловской музкомедии? В конверте, кроме письма, были и фотографии - энергичный пожилой человек с удивительно молодыми глазами и открытой обаятельной улыбкой. Как судьба занесла его за океан? Что вместила в себя его богатая событиями творческая жизнь? И, вообще, что мы знаем о Леониде Луккере кроме того, что сам он писал в своих воспоминаниях? Ответы на эти и многие другие вопросы - в его письмах, письмах из Прошлого...
...В Калифорнии мы с женой, Валентиной Шмаковой, поселились три года назад. Там у меня дочь и внучка. Очень трудно нам стало одним в Пскове. Конечно, я уже не работаю, ведь мне уже 96, а жене - 80. К тому же, я не говорю по-английски..."
Удивительно, сколько замечательных историй, как оказалось, может рассказать один человек! И, признаемся справедливо, лишь малая их часть связана с театром музкомедии - ведь, если быть документально точными, то Л. Луккер, создав в Свердловске театр, оставался его директором и художественным руководителем лишь два первых сезона. Но зато, какое это было время! Тогда год шел не за два, а за все четыре! Судите сами: труппу для будущего театра Л. Луккер, как известно, нашел в Полтаве. Переговоры были позади, и почти счастливый директор, подготовив все для приема актеров, немного расслабился, но...
Память Леонида Викторовича - настоящая сокровищница театральных баек, грустных и уморительно смешных, курьезных и мудрых, но главное - все они подлинны. Имя Л. Луккера значится в Театральной энциклопедии, его личный архив хранится в театральном музее им. Бахрушина. А начиналось все с "горьковских университетов", на сцену юный комсомолец-активист попал случайно - заменил заболевшего актера в самодеятельном спектакле, да так и остался - в плену у театра навсегда. В 21 год он уже возглавил свой первый театр, за долгую жизнь в искусстве работал в более 10 российских театрах, поставил более сотни спектаклей. Ровесник века, он был знаком со Станиславским и Мейерхольдом, пил пиво с самим Буденным и однажды, при весьма интересных обстоятельствах, встречался с Владимиром Маяковским...
20-е годы. Таганрог. Приходит как-то к Луккеру человек, представляется импресарио Маяковского, который, проездом на Кавказ, остановился на день в Таганроге и просит сдать ему на вечер театр для публичного выступления. Луккер согласился, но импресарио не хотел платить нужную сумму, и они расстались, не сговорившись. Через полчаса Луккер услышал широкий бас и увидел большого красивого господина с полированной тростью в руках. "Здравствуйте, я - Маяковский! Вы же понимаете, город должен быть заинтересован во мне". Луккер стал объяснять поэту, что, отменив спектакль, театр понесет убытки. Тогда снова зазвучал бас: "Ну, хорошо. Я сниму здание клуба - рядом с вашим театром, и у меня будет весь ваш зритель." С тем и ушел, поигрывая тростью.
Вспоминая эту историю, Леонид Викторович признается: "Конечно, сегодня я бы принял другое решение. Но тогда Маяковский не был так знаменит на периферии. Я пригласил к себе руководителя репертуарной части и предложил на этот вечер объявить убойной силы спектакль - "Цыганка Аза".
Вечером, "Цыганка Аза" собрала полный аншлаг, а Луккер с друзьями пошли полюбопытствовать, как дела у Маяковского, и увидели заполненный не более чем на шесть рядов зал...
"На следующий день я уезжал в командировку, - вспоминает Леонид Викторович. - Раннее утро. Вокзал. Пассажиры в ожидании поезда пьют чай. И только Маяковский, как лев в клетке, аршинными шагами ходил во всю длину зала ожидания. Я пытался с ним поздороваться, но он поклон не принял, возможно, не увидел..."

Читайте также: