Как долететь до Белой Калитвы?

«Главный» выяснил, когда в Ростовской области появилась малая авиация
Текст:
Никита Жуков
Источник:
«Кто Главный.» № 158
05/11/2020 17:59:00
0

Сейчас трудно поверить, но когда-то из Ростова до Белой Калитвы можно было добраться всего за каких-то 40 минут. Это было славное время, когда во многих городах Ростовской области работали аэропорты малой авиации.

История гражданского воздушного флота на Дону начиналась так. В 1921 году был принят декрет «О воздушных передвижениях» - первый законодательный акт, устанавливающий правила воздушного сообщения в нашей стране. Одновременно создается «Главвоздухфлот» - административный орган для руководства гражданской авиации. Советское правительство распорядилось «...отпустить 35 миллионов рублей золотом на развитие авиации, из них 20 миллионов в 1922 году и 15 миллионов не позднее 1 апреля 1923 года». В 1924 году в Нахичевани строится первый на Дону аэродром (сейчас это испытательный полигон "Роствертола"). Дислоцировавшаяся в Ростове эскадрилья получает в свое распоряжение 19 самолетов от Москвы.

В газете «Советский Юг» сообщалось: «В воскресенье, 24 июня 1924 года, организуется грандиозное гулянье на аэродроме: платные полеты на самолетах всех систем, открытых и закрытых, фигурные полеты; плата за вход на аэродром 25 рублей, плата за полет — один червонец, а в закрытых самолетах — 100 рублей...» В этом мероприятии приняло участие тысячи ростовчан, а вырученные с него деньги были направлены на строительство новых самолетов.

С 1925 года стали совершаться регулярные полеты пассажирских самолетов в аэропорты Северного Кавказа. Открылись авиалинии Харьков-Артемовск-Ростов-на-Дону. В 1926 году открываются воздушные линии Москва-Харьков до Тифлиса через Ростов, Минеральные воды, Грозные, Махачкалу, Баку.

Любопытно, что первые самолеты пилоты в шутку называли гробами. Это были самолеты заграничных марок: «Дорнье-Комета-3», «Дорнье-Меркур», «Фоккер», «Д.Ховелянд», позже появились четырехместные «Юнкерс Э-13», десятиместные «Юг-1», а потом и отечественный «К-4».

Судя по всему, для первых авиапассажиров эти самолеты тоже были чем-то вроде летающих гробов. Перед тем, как купить билет, люди составляли завещание. В книге «В небе остаются звезды» (очерки о зарождении и развитии гражданской авиации на Северном Кавказе, 1982 г.) приводятся любопытные воспоминания ростовчанина В.Д. Бурикова о первом полете в Москву из Ростова:

«17 июля 1927 года я по всесоюзной авиалотерее выиграл билет на бесплатный перелет Ростов-Москва-Ростов. В день Воздушного флота был назначен вылет в Москву. Аэровокзалом назывался тогда небольшой деревянный домик. Мне предстояло пролететь более тысячи километров в один конец. Далеко!.. А тут еще несколько омрачило настроение подписанное мной накануне страховое свидетельство: «В случае смерти или полной инвалидности при перелете Ростов — Москва — Ростов страховая сумма 10 000 рублей подлежит выдаче отцу Д.П. Бурикову. Без такого «завещания-свидетельства» тогда не разрешалось летать в такой дальний рейс и на таком самолете, как «Дорнье-Комета»; Но все обошлось в тот раз для меня благополучно, оба рейса — в Москву и обратно — оказались даже увлекательными...»

Строительство аэропорта в Ростове началось в конце 1932 года на участке поблизости от Новочеркасского шоссе. Руководители ростовской воздухостанции покупали у частных лиц подходящие по размерам строения: амбары, склады, разбирали их, перевозили лес на аэродром и строили служебные здания. В 1930-е годы в стране создавались летные и технические училища и школы, в том числе в Батайске.

С 1935 года авиаподразделения Северного Кавказа оснащаются новыми самолетами Р-5, ХАИ-1. Открылись регулярные почтово-пассажирские рейсы на линиях Ростов-Харьков, Ростов-Москва. В 1937 году увеличиваются воздушные перевозки на местных воздушных линиях.

Во времена ВОВ вся авиация переключается на задачи по выполнению военных операций.

После войны шла тяжелая работа над восстановлением гражданской авиации.

Рассвет малой авиации на Дону пришелся на шестидесятые годы. В 1960 году газета «Молот» сообщила о том, что в ростовские аэропорты доставили новые пассажирские самолеты из Чехословакии — воздушные такси типа «Супераэро» и «Марара», которые берут на борт до трех пассажиров. «Комфортабельные чехословацкие самолеты летают в различные пункты нашей области — в Заветное, Песчанокопскую и другие» - писали в газете.

В 1961 году на страницах газеты «Вечерний Ростов» постоянно публикуются объявления агентства воздушных сообщений Ростовского аэропорта ГВФ. Можно было улететь и в города Ростовской области. В 60-70-е годы аэродромы открылись в таких городах, как Белая Калитва, Шахты, Морозовск, Миллерово, Волгодонск и других населенных пунктах области. В 1962 году в «Вечерке» публикуется объявление об эксурсионно-прогулочных полетах по Ростовской области. Судя по иллюстрации, экскурсии проводились на самолете АН-10.

А Белокалитвинский аэропорт, который открылся в марте 1960 года, считался лучшим аэропортом малой авиации в Северо-Кавказском округе. «Невозможно было представить город без гула пролетающих АН-2 («Кукурузник») и небольшого, уютного здания аэровокзала в тени акаций и пирамидальных полей. Ежедневно аэропорт отправлял 180 человек!» - вспоминал в 2004 году корреспондент местной газеты «Перекресток» А.Агеев.

В 1988 году финансирование местных аэропортов начало сокращаться, количество рейсов сократилось и аэропорты пришлось закрыть. Теперь до Калитвы приходится добираться только наземным транспортом.

Читайте также:


Текст:
Никита Жуков
Источник:
«Кто Главный.» № 158
05/11/2020 17:59:00
0
Интересное по теме:
Перейти в архив