Владимир Винокур: «Мне стыдно перед Бубой Кикабидзе»

Владимир Винокур ни капли не обиделся на отсутствие вопросов о его творчестве и после ростовского концерта вместе с «Главным» поразмышлял об отношениях с Белоруссией, извечном российском пьянстве и переизбытке гламура.
Текст:
Лиза Борзенко
Фото:
Дмитрий Норов
Источник:
«Кто Главный.» № 17
03/04/2020 11:14:00
0

— Россия поссорилась с Молдавией, Украиной, Грузией, Белоруссией... Вам не кажется, что Россия ведет себя как сильный, но не очень смекалистый подросток, который живет не своим умом, а чужим, и которого недоброжелатели поступательно ссорят со всеми его соседями?
— Прожив большую жизнь, я не помню, чтобы в великом Советском Союзе были какие-то междоусобицы между республиками. Сегодня, конечно, все упирается в энергоносители — газ, нефть. Это все понятно. Но обидно — мы теряем престиж страны. Мне, например, тоже непонятна история с Грузией: мы так резко начали закручивать гайки, а потом отправили туда посла — как бы извинились. Зачем тогда закручивали?.. Ситуация с молдавскими винами — сколько себя помню, тамошние вина были очень приличными. И я считаю, что они хуже не стали... Какой-то казус произошел, и истина, видимо, не в вине. И так же с другими странами. Та же Белоруссия: ближе, чем эта страна для нас, нет. Я понимаю, что, может быть, Александр Григорьевич Лукашенко человек очень своенравный, но с ним постоянно тогда нужно вести работу. Страдают опять же не руководители, а люди. У нас же такие связи со всеми ними — смешанные браки и все прочее. С Грузией до сих пор визовый режим не налажен. Многие мои знакомые, друзья не могут спокойно приехать. Буба Кикабидзе, Нани Брегвадзе. Это непонятно и дико. Мне перед ними стыдно.
— Вопрос, который стал актуальным после приснопамятного отдыха олигарха Прохорова в Куршевеле: имеют ли право богатые люди жить так, как хотят — это же их деньги. Может ли Абрамович покупать себе Chelsea? Или пусть покупает русские клубы? Должны ли они нести ответственность за судьбы менее успешных и богатых соотечественников?
— Конечно, богатый может тратить на все, что он хочет. Тем более холостой. Холостой мужик может себе позволить и забавы с девушками. Хотя, знаете... обидно, что таким образом мы выглядим как дикари — с лишним золотом, которое намывают в дикой России, меняют на местную валюту и начинают гулять. Поверьте, это именно так и выглядит, я много же езжу. Богатые люди в Америке и в Англии — они очень скромные люди, занимаются благотворительной деятельностью. Десятки миллионов, которые в Куршевеле оставляют наши олигархи... бросили б они их на дома инвалидов, на дома ребенка, сколько детей обездоленных. Вот этим надо заниматься. А девушки подождут.
— Можно ли стать богатым, очень богатым человеком честным путем?
— Конечно, есть такие.
— Вы знаете такие примеры?
— С ходу фамилий не назову. В любом случае существует презумпция невиновности. Если мы будем заниматься измышлениями, ставить клеймо, это непорядочно. Есть масса очень благородных людей, которые заработали деньги и тратят их на меценатство, на спонсорство. Ну, и в их семье не без урода.
— Мамонов на недавнем «Золотом орле» назвал суету вокруг себя и «Острова» «идолопоклонством». Многие из актеров и режиссеров вообще проигнорировали церемонию вручения «Орла». Вы как считаете, нужны ли нам свои «Оскары», или это лишний шажок в сторону уже избыточного гламура?
— Нужны, хотя соглашусь, что как-то слишком много премий стало. Есть «Кинотавр», есть «Орел», «Киношок», есть международные кинофестивали и еще много чего... Я люблю очень наш кинематограф, он многострадальный; но я понимаю, что сколько премий ни создавай, все равно у всех перед глазами — одна дорожка. Которая ведет к Олимпу, знаменитая красная дорожка успеха, по которой идут настоящие звезды. Но наши успехи в кинематографе пока не такие глобальные, чтобы играть в эту дорожку.
— Тот же «Остров» — он довольно сильно выбивается из всего остального, что снимается и пишется в последнее время. Вот вы что в последнее время видели или читали стоящее и настоящее?
— Я смотрел и «9 роту», и «Остров» — вот они, наверное, мне очень понравились. В «Острове» — хорошая игра, хороший режиссер. Задевает тема веры — не просто веры в Бога, а очищения человека, который согрешил и обрек себя, жизнь положил на искупление содеянного. Мы много грешим и думаем, что это безнаказанно. Жизнь — такая штука... Я это на себе почувствовал, несколько раз был на грани жизни и смерти, но было угодно свыше, чтобы я остался на земле. Значит, не много грешил. Я верю в это.
— Грядет очередная алкогольная реформа. Президент предлагает ужесточить ответственность за производство и продажу «левака» и ограничить розничную продажу всех спиртных напитков. А действительно ли это такая страшная проблема? Россия пила всегда, тысячи лет. И войны выигрывала, и плохо ли, хорошо ли — работала. Возможно ли и, главное, стоит ли ее отучать?
— Пытались в 85-м запретить алкоголь. Лигачев тогда попробовал это сделать. Ничего хорошего это не дало. Запретный плод всегда сладок. Ну что, появятся самогонные аппараты... Лучше бы сделали дешевую, но качественную водку. А когда каждый год на алкоголь цена растет — вот это как раз и ведет к суррогатам, самопалам и отравлениям.
— В политические партии активно набирают и музыкантов, и спортсменов. Вот и Плющенко, и Сихарулидзе — уже тоже политики.
— Да. И Саша Буйнов тоже в политику подался...
— А вы лицом какой партии согласились бы быть?
— Я вовсе не аполитичен, я очень люблю свою страну, я патриот, но у меня нет времени заниматься партийной работой. Я несу добро людям через свое искусство. Наоборот — сегодня все настолько политизировано, что люди устают. Они хотят вечером прийти и просто отвлечься, забыть все.
— Все-таки в политическом смысле вы либерал или государственник?
— Я государственный либерал. То есть за управляемую демократию.
— Василий Иванович Шандыбин снялся в рекламе колбасы. «Если где кого колбасит, знают люди: здесь был Вася» — такой там слоган. В рекламе чего вам было бы не стыдно сняться?
— Мой приятель Федя Бондарчук снялся в рекламе страховой какой-то компании. Но не стыкуются как-то «9 рота» и Госстрах — это же полярные вещи. Я понимаю, что, может, это дало деньги на фильм, но все равно не к лицу артисту участвовать в рекламе и сидеть на партийных собраниях.
— ...Необязательно в рекламе товаров и услуг. Быть может, в социальной.
— Понимаете, в чем дело, любая реклама у меня вызывает только одну эмоцию — я смотрю рекламу и понимаю: если артист в ней участвует, значит, очень нуждается. Ему дали за это большие бабки. Что в этом хорошего? Я понимаю, что деньги не дарят просто так, но все равно это не мое.
— Нашу эстраду, в том числе и разговорный жанр, только ленивый не обзывает пошлой. А что для вас является пошлостью в жизни?
— Пошло — имея власть, врать. Пошло — имея силу, обижать слабого. Даже в басне у Крылова было: у сильного всегда бессильный виноват. Это и к нашим отношениям с малыми республиками относится.
— О неказистом русском шоу-бизнесе: вам не кажется, что он такой еще и потому, что наши массовые СМИ не умеют пестовать таланты, а умеют только с помпой хоронить? Вспомните историю Гундаревой, Полищук, и вот самое последнее — это Насыров.
— Наш шоу-бизнес... Его лицо — «Фабрика звезд». Само название «фабрика» означает «штамповка». Она не может быть эксклюзивной, чем-то таким первозданным. «Фабрика» — чисто коммерческий проект. Поэтому там могут родиться только уроды. Раньше, это не брюзжание пожилого человека, ваши читатели, если прочитают, вспомнят, раньше вначале были имя, фамилия, а потом звание. А этим людям даже дай звание, все равно не поможет... Муслим Магомаев, Аркадий Райкин, Людмила Зыкина, Геннадий Хазанов, Евгений Петросян или там, я не знаю, Лев Лещенко — это же звучало! Да, они все народные артисты. А сейчас, кого вы мне назовете? Славу или какую-нибудь Вербу, Леру — нет же уже даже имен и фамилий, клички одни. А массовые СМИ, как вы их назвали, — это то же самое, без имени и отчества. «Главный» благодарит импресарио-агентство «МИР» и лично Ольгу Богунову за помощь в организации интервью.

Читайте также:


Текст:
Лиза Борзенко
Фото:
Дмитрий Норов
Источник:
«Кто Главный.» № 17
03/04/2020 11:14:00
0
Перейти в архив