«Судьба огуречика меня совершенно не интересовала»

Лидер главной российской группы «Мумий Тролль» в приватном телефонном разговоре с «Главным» рассказал, зачем он бесплатно раздает свою новую пластинку, как движется судебное дело Виктора Дробыша и какой мультфильм на него серьезно повлиял.
Текст:
Татьяна Кулиш
Фото:
Майкл Мюллер
Источник:
«Кто Главный.» № 33
05/05/2020 10:37:00
0

— Илья, вас наверняка уже спрашивали, но все же интересно узнать...

— А и я с удовольствием вам отвечу.

— ...кому первому пришла в голову идея такого маркетингового хода — сделать альбом бесплатным приложением к журналу «Афиша»?

— Да вы знаете, в самой этой идее, конечно, нет никакой революционной затеи.

— Кроме известного радиохедовского хода (британская группа Radiohead в октябре 2007 года бесплатно выложила на своем сайте новый альбом «Rainbow». — «Главный»), какие еще возможны приемы дистрибуции?

— Дело в том, что за последние буквально несколько лет очень изменилась эээ... форма потребления музыки слушателем. Вот. И это, скорее всего, должно диктовать новые законы. Потому что вся индустрия западная музыкальная рушится буквально на глазах. В свое время она была вроде примером для нас. И мы все это строили, а строить, оказалось, уже и нечего. Потому что научно-технический прогресс настолько шагнул вперед — я имею ввиду возможности интернета, что весьма трудно контролировать, какие-то там финансы раскладывают эту музыку. А с другой стороны, процесс звукозаписи стал очень доступен и дешев. 10 лет назад, когда «Мумий Тролль» записывала первые свои пластинки, нужно было думать о студиях каких-то, а сейчас можно достичь того же качества, не выходя из собственной квартиры и не отходя от лэптопа, достаточного для написания каких-то там мировых хитов. И тому миллион примеров. Поэтому главное для слушателя — разобраться в этом огромном потоке информации, а для артиста, наверное, все возможные способы распространения музыки учесть. В этом смысле новый альбом «Мумий Тролля»... короче, мы подумали, что не стоит зацикливаться на каких-то пиарных ходах, лучше подумать о слушателе. То есть, если сейчас есть люди, которые покупают свой любимый журнал и вместе с ним имеют пластинку...

— Это как минимум приятно.

— Да, это как минимум приятно и нам, с другой стороны, не жалко.

— А может, вы просто богатый человек и денег вам больше не надо?

— Вы знаете, дело не в том. Наша выпускающая компания, у них просто-напросто нет таких финансов, чтобы напечатать громадный тираж единовременно. Они считают, что для них это будет лишней рекламой альбома. С третьей стороны, наши новые песни будут доступны и на нашем веб-сайте, и на флэш-картах, если кто-то уже шагнул вместе с прогрессом. Также мы подумали и о владельцах мобильных телефонов, которые могут теперь совершенно спокойно скачивать эту музыку напрямую.

— Какая-то медиа-атака.

— Я бы не назвал это атакой. Это просто считывание всех пожеланий нашей уважаемой публики. Наверное. И здесь вряд ли существуют какие-то правила, потому что компании звукозаписи не успевают за ходом технического прогресса.

— А где сегодня человеку, у которого нет интернета и хороших музыкальных магазинов в округе, искать пластинки, о которых пишут в той же «Афише»?

— Вот это, наверное, самый актуальный вопрос. Сейчас я разговариваю с вами из города Смоленска, у нас концерт здесь, и, потеряв полдня в поисках интернета, я понял, что да, может, он и не настолько доступен, как принято считать. А если уж нет и музыкальных магазинов... А что, что делать в этом случае?.. Наверное, мы должны подумать о таких традиционных видах, как виниловые грампластинки. И компакт-кассетах. Но тогда наш альбом, скорее всего, станет тройным. Ха-ха-ха.

— Ну, еще телевизор у всех работает. Почему, по-вашему, канал MTV уходит от концепции музыкального телевидения в сторону только шоу и сериалов?

— Это очень эгоистичное медиа, но вы можете не зависеть от телевидения физически. Когда люди начинают жаловаться на то, что телевидение им что-то там не дает, я лично не очень понимаю такой расклад. Если мне, например, не нравится, я телевизор просто выключаю. Нахожу себе какие-то альтернативные источники информации.

— А хотите ваш интернетовский фоторобот? Вы говорите за обезьяну в «Кунг-фу Панда». Вы живете на чердаке. У вашей жены «округлился животик». Вы защищаете амурских тигров. Вашему сыну 20 лет. Вот такой вот вы человек, в целом. И, кстати, в этих первых ссылках — ни слова про музыку.

— Интернет — совершенно свободный масс-медиа. Я все равно надеюсь, что первой у вас выскакивает ссылка официального сайта группы «Мумий Тролль», ха-ха! И вы сразу слышите музыку.

— Вас накрывает волна патриотизма, связанная с победами в футболе, хоккее, баскетболе и «Евровидении»?

— О футболе пока еще и рано говорить, по-моему (разговор шел накануне победных матчей России со Швецией и Голландией. — «Главный»).


— А Кубок УЕФА?

— Вот чемпионат Европы и будет показателем. Завтра будет решающий матч со шведами, который и решит, остаемся мы продолжать борьбу или буквально сходим не то что с финишной прямой, а — ха-ха! — со стартовой прямой.

— А на каких фронтах России нужны победы?

— Да где угодно, если эта победа действительно так нужна. Хе-хе. Помните, как у Высоцкого было? «Зато мы делаем ракеты, а также в области балета мы впереди планеты всей». (На самом деле стихотворение написал Визбор. — «Главный»). Честно говоря, уже, по-моему, и ракеты не очень хорошо делаем. Зато по выкапыванию газа мы точно впереди планеты всей. Вот у меня в доме этот газ не могут подвести уже второй год. И я думаю, куда же он девается этот газ?! Вроде бы его у нас так много.

— Стройте дом на границе с Украиной!

— Видимо да, нужно переехать туда поближе, ха-ха-ха. Послушаю — ха-ха — вашего совета. Или, может, сразу в Европу уехать, куда они его весь отправляют? Ха-ха-ха!

— А что там с этим судебным процессом (Лагутенко вместе с группой «Кач» спел на фестивале Fuzz провокационную песню «Витя Дробыш, с...си, у...ш»)?

— Он продолжается. Мастербой (лидер группы «Кач»), правда, ходит в суд. Но я так понимаю, что в последнее время Виктор Дробыш не появляется на судебных заседаниях, им же и инициированных. С той поры, как Мастербой выпустил песню «Подвиг» (официальное название композиции о Викторе Дробыше. — «Главный»), он уже третий альбом делает, а от Виктора Дробыша мы что-то не можем дождаться новых «Часиков». Что-то, вероятно, он увлекся очень судебным процессом. Ха-ха.

— Бывший ростовский, а теперь берлинский художник Тер-Оганьян только что открыл в галерее Гельмана выставку, где высказался о современниках в духе Хармса: «А я думаю, ты не художник, а говно». Он там громит тех, для кого деньги важнее искусства. А кого бы вы из коллег вывесили на доску позора?

— Мне трудно говорить о хорошей или нехорошей музыке, потому что я понимаю, в самую бездарную песню была вложена куча каких-то человеческих стараний. Но, конечно, на этой доске первое место безоговорочно занимает «Первый канал» со всеми своими проектами знаменитостей, потому что дело тут уже далеко не в музыке, а просто в каком-то бестолковом тиражировании знаменитостей, которые, я не думаю, что настолько интересны слушателю.

— По поводу «Евровидения»: со времен «Аббы», которая победила там в 72-м, мировой звездой после этого конкурса никто не становился. Зачем вы поехали туда в 2001-м?

— Признаюсь честно, для нас это было возможностью расширить каким-то образом нашу аудиторию, потому что, сколько там? 600 миллионов зрителей этого конкурса никто не отменяет. Если после этого мы вдруг приобрели тысячу преданных слушателей за пределами нашей страны, это замечательно же! То, что мы там были слегка не в своей тарелке, — все это прекрасно понимали. Это понимал и организующий орган — «Первый канал», но тогда такая была у них идея — представить Россию коллективом, который не особенно хорошо вписывался в систему вот этого «Евровидения». Просто к тому времени они были, видно, не совсем — ха-ха-ха! — готовы принимать «Евровидение».

— А как вы вообще свою целевую аудиторию представляете? Скажем, у одной нашей местной газеты она была сформулирована так: «Женщина за 30, с высшим образованием, замужем, но мечтает о любовнике».

— Одним предложением не смогу. Я одной фразой: «Мумий Тролль» и все, все, все». Вот буквально вчера был концерт, и мы видели и родителей с детьми, и подростков, которые, скажем, когда вышла «Морская», были слишком маленькие, чтобы фанатеть, и умудренные сединами люди, которые нашу музыку считают интеллигентной и имеющей свое послание творческое. Мне, конечно, приятно. Но, с другой стороны, я отдаю себе отчет, что и творчество «Мумий Тролля» разное. Потому что та песня, которую мы исполняем в мультике «Кунг-фу Панда», она на детей рассчитана.

— Кстати. Мы тут взялись сказки объяснять, и открылось много удивительных вещей: ну, к примеру, что «Маша и медведь» о женском пубертате. Выяснилось, что они вообще все о смерти. Хотела спросить, какая сказка вас в детстве напугала. Или просто запомнилась.

— О! Как далеко надо копнуть, оказывается. Знаете что: одним из самых замечательных произведений в моем детстве, как ни странно, был мультфильм. Я его недавно увидел по телевизору, называется он «Шпионские страсти». Это такой советский, 60-х годов, очень юмористический мультфильм про шпионов. У моего дедушки был кинопроектор, и у нас было три мультфильма: две серии «Шпионских страстей» и «Приключения Огуречика». Судьба Огуречика меня совершенно не интересовала, а вот «Шпионские страсти» мы с друзьями могли часами смотреть. И я понимаю сейчас, что он на меня сильно повлиял.

— О чем журналисты вас чаще всего сейчас спрашивают?

— О названии следующего альбома почему-то. И это единственный вопрос, на который я ответить не могу. Потому что я его еще не придумал.

Читайте также:


Текст:
Татьяна Кулиш
Фото:
Майкл Мюллер
Источник:
«Кто Главный.» № 33
05/05/2020 10:37:00
0
Перейти в архив