ЗНАНИЯ К ИГРЕ НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ.

Текст:
МАРИЯ ИЕНТШ. ФОТО РОМАН СУХОРУКОВ.
Источник:
«Кто Главный.» № 97
0

КТО ТАКОЙ.

Максим Оскарович Поташев родился 20 января 1969 года в Москве. Окончил факультет управления и прикладной математики МФТИ, позже преподавал на кафедре общей прикладной экономики в МФТИ. В спортивной версии «Что? Где? Когда?» играет с 1989 года, выступал за одну и ту же команду. С 2001 года стал ее капитаном. Свою первую игру в телеклубе «Что? Где? Когда?» сыграл в 1994 году. В финале юбилейных игр 2000 года получил титул магистра клуба. В этом же году признан лучшим игроком за 25 лет существования элитарного клуба по итогам зрительского голосования. В финале летних игр 2001 года, после смерти Ворошилова, Поташев выиграл раунд «зеро», который разыгрывался в последний раз. На память об этом Поташеву была подарена карточка с вопросом, написанным рукой Владимира Ворошилова.


ЖАЖДА ПОБЕДЫ И БОЯЗНЬ ПОРАЖЕНИЯ

Знаете, если говорить об игре, то любой игрок, который занимается этим достаточно долго, проходит несколько стадий. Поначалу, когда он еще никто, пока он только учится и рвется к вершине, его, конечно же, ведет жажда победы. Потому что терять ему нечего и нет причин бояться поражения. Но ведь поражение естественно и логично, если он соревнуется с гораздо более опытными и квалифицированными соперниками. И психологически ему легко — именно потому, что ему нечего терять. Когда достигаешь вершины, ситуация резко меняется, возникает достаточно серьезная проблема мотивации. Ты ощущаешь, что победы уже не так сильно радуют, как раньше. Они воспринимаются как само собой разумеющееся, а вот поражения очень сильно огорчают. И происходит подмена мотивации, когда вместо стремления к победе приходит боязнь поражения. Это трудно, проблемно, и нужно научиться преодолевать это в себе. Потому что иначе удержаться на вершине невозможно. Лично у меня каких-то оригинальных способов преодоления этого чувства нет, к сожалению. И я на самом деле этой болезни весьма и весьма подвержен. Но путь здесь, видимо, один — нужно каждый следующий бой, каждую следующую игру начинать с «чистого листа». Забыть обо всем, что было раньше и не думать о том, что будет потом. Только так. Многие считают, что нами движет азарт. Но на самом деле, если говорить о «Что? Где? Когда?» — это игра совершенно неазартная. Потому что, согласно определению, азартными являются те игры, в которых что-то зависит от случая, от удачи. В «Кто? Где? Когда?» от случая мало что зависит. Все в равных условиях, все в руках игроков, и все здесь зависит только от тебя. Я неазартный человек, в игре у меня азарт не присутствует.


РОЛЬ ИНТУИЦИИ

Знания к этой игре вообще не имеют никакого отношения — они здесь не нужны в принципе. Нужна логика. А для меня чуть ли не решающую роль играет интуиция. На мой взгляд, это главное. И именно это отличает настоящего игрока «ЧГК» от ремесленника. А о том, как рождается цепочка логических рассуждений, у меня написана целая книга. Пытаться это воспроизвести в коротком интервью просто нереально.


КАК ПРИНЯТЬ ЧЬЕ-ТО МНЕНИЕ, ЕСЛИ УВЕРЕН В СОБСТВЕННОЙ ПРАВОТЕ?

Мне очень легко принять чужое мнение. Я считаю, что одно из главных качеств участника любой командной игры — уметь быть частью этой самой команды, уметь забывать о себе, о своих амбициях и уметь работать на общий результат. Но при этом надо четко понимать, что команда состоит из личностей, иначе она никогда не добьется успеха. А у каждой личности есть свои особенности, которые необходимо учитывать. И здесь на первый план выходит лидер, руководитель, капитан. Он должен уметь все эти амбиции направлять в нужное русло, регулировать процесс обсуждения так, чтобы возникала синергия. Чтобы из качеств разных людей возникало одно новое качество. Капитан должен быть творческим человеком. Возможно, даже более творческим, интуитивным и логичным, чем все остальные.


ИГРА «НА ПУБЛИКУ»

Существует еще и спортивная версия «Что? Где? Когда?», где на публику особо не поработаешь. А телевизионная игра — это, в первую очередь, шоу. Именно поэтому некоторое количество людей, которые играют на публику, здесь просто необходимо. Они создают зрелище. Они иногда раздражают, но это тоже работает в плюс и помогает это шоу создавать. Но конечно же, задача капитана в данном случае — сделать так, чтобы и это шло не в ущерб общему делу. Иногда даже приходится бить по рукам, а то и по голове — чтобы поставить человека на место.


КАК РОЖДАЕТСЯ КОМАНДА

Совершенно по-разному! У каждой команды своя история и своя жизнь. Это как история любви — она у каждого своя. Двое людей встречаются при самых разных обстоятельствах, а потом остаются вместе — кто на неделю, а кто на всю жизнь. Когда речь идет о шести людях, которые образуют команду, ситуация примерно такая же.


ДРУЖБА В КОМАНДЕ

Дружба между членами команды, безусловно, существует. Бывает и наоборот: люди на дух друг друга не переносят, стараются никак не пересекаться и не общаться вне игрового процесса. Но в игре они действительно очень эффективны, поэтому играют вместе — ради результата. С людьми, которых я совсем не воспринимаю и не переношу, я все-таки стараюсь не играть. И пожалуй, таких случаев у меня в жизни не было. Здесь я не самый лучший пример, потому что я — человек достаточно толерантный и легко нахожу язык с самыми разными людьми. Единственное, бывают такие тонкие вещи, которые действительно влияют на ситуацию. Не буду называть имя конкретного человека. Скажу только, что это великолепный игрок, я его очень уважаю. Но меня настолько раздражает тембр его голоса, что я не могу играть с ним в одной команде. И это тоже важные вещи. Что касается друзей — их очень много среди тех, кого зрители знают и кто играл со мной в одной команде. Самый близкий друг — это Володя Степанов. Мы с ним дружим уже много лет и играем тоже вместе. Вообще, «Что? Где? Когда?» — это и игра, и форма общения.


БОЯЗНЬ СКАЗАТЬ ГЛУПОСТЬ

Никогда не боюсь сказать глупость. Такого чувства у меня не было никогда. А вот чувство сожаления оттого, что я сказал глупость — такое случалось. Но тем не менее, я в себе это чувство не культивирую.


ПРИЗНАНИЕ СВОЕЙ ОШИБКИ

Я достаточно легко признаю свои ошибки. Если что-то пошло не так, я как раз склонен искать причину в себе, а иногда и чужие ошибки брать на себя. Сейчас не вспомню самую большую свою ошибку — потому что если мы говорим об игре, у меня есть свойство: любой вопрос я забываю сразу после того, как он сыгран. И соответственно, обсуждение этого вопроса тоже забываю очень быстро, в памяти не откладывается.


РЕЗУЛЬТАТ И УДОВОЛЬСТВИЕ

Это связанные вещи, я их не сразу понял, честно говоря. Одно время мне казалось, что результат действительно достигается сверхусилиями, достигается насилием над собой... Но потом я пришел к выводу, что результат от удовольствия отрывать нельзя. Если есть удовольствие от игры, обычно есть и результат. И наоборот: если нет удовольствия, результата не будет. А удовольствие у меня появилось сразу, как я пришел в эту игру. Если бы его не было, я бы перестал этим заниматься. Никогда не было ни волнения, ни напряжения — с первой секунды знакомства с игрой я понял, что это «мое», что я себя в этом чувствую как рыба в воде. Знаете, с возрастом, наоборот, это чувство стало потихонечку уходить. И компенсировать его нечем — скорее, это привычка, ставшая образом жизни. Избавиться от нее очень сложно — да и пока не хочется.


ЗНАНИЯ И ЖИЗНЬ

Знания эти редко применимы в реальной жизни. А вот умение думать и, что особенно важно, умение думать в коллективе, умение выстраивать коллективное решение сложных задач — это, безусловно, очень полезный навык, который в реальной жизни применим сплошь и рядом. Особенно в бизнесе. 

Читайте также:


Текст:
МАРИЯ ИЕНТШ. ФОТО РОМАН СУХОРУКОВ.
Источник:
«Кто Главный.» № 97
0
Перейти в архив