КТО ТАКОЙ.
Сергей Мейлехович Векслер родился 22 мая 1961 года в городе Винница в семье профессиональных спортсменов. После окончания школы не поступил в театральный институт, но после службы в армии решил предпринять вторую попытку и в 1982 году стал студентом Школы-студии МХАТ (курс Андрея Мягкова и Олега Ефремова). С 1986 по 2000 год работал в театре МХАТ имени А.П. Чехова. Сотрудничал с театром Романа Виктюка.
— На вашем сайте написано: «Свободный художник». Что это значит? Каким художником лучше быть: свободным или нет?
— Это каждый выбирает сам — каким художником ему быть, свободным или несвободным. Потому что свобода — она же и ответственность. Да, сейчас я говорю банальные вещи. Я свободен от обязательств, которые меня тяготят. Поэтому не служу в театре, не принадлежу никакой труппе, я не связан никакими обяза-
тельствами, кроме договорных, — я заключаю их на определен-
ную работу, когда мне этого хочется. Находиться в «свободном
полете» значительно удобнее, потому что у меня больше свобод-
ного времени.
— Каково это — всю жизнь играть бандитов и ментов? Еще и Воланда (хотя многие считают, что это положительный персонаж)? Не портит ли это характер?
— Мне трудно судить, об этом надо спросить у окружающих. Но не думаю, что это портит характер. Потому что это — профессия, и профессионализм позволяет как входить в роль, так и выходить из нее. И «пропускать через себя» своих героев наша профессия как раз не исключает. Как мне в роли Воланда?.. Страшно. Я считаю, что ничего хорошего от заигрывания с темными силами и с тем, что несет в себе образ Воланда, нет. Но наш Воланд (постановка «Мастер и Маргарита» Московского независимого театра, в которой Векслер играет Воланда.— «Главный») — не совсем тот Воланд. Он — «театральный». Он — герой, любящий и чтящий Булгакова в первую очередь. И поэтому на сцене я с книгой. Я «прячусь» за Михаила Афанасьевича.
— Не было ли чего-то необычного? Ведь это произведение окутано мистическим ореолом.
— Человек ведь так устроен, что вера наша имеет очень большое влияние на жизнь. Поэтому если верить, что непременно что-то подобное мистическое должно случиться, оно и случится. А если не верить, то полностью отдаться этой роли на сцене просто не получится. И мы балансируем между верой и неверием. Каждый находит свои лазеечки в этом смысле.
— Еще один интересный проект в вашей фильмографии — картина «Черное море» режиссера Кевина МакДональда. Как вы нашли друг друга? Очень интересный актерский состав: и зарубежные звезды кино — Джуд Лоу, и российские — Константин Хабенский. Расскажите об этом сотрудничестве.
— Съемки закончились год назад, надеюсь, что скоро мы все-таки__ увидим премьеру. Предложение поступило как обычно — пригласили на встречу с режиссером. Повстречались, поговорили, в результате утвердили... Опыт работы в смешанной команде у меня уже был, но в таком, настоящем иностранном, кино — впервые.
Причем с английской съемочной группой, с режиссером, с их умением работать... Очень интересно было. Но если оценивать работу режиссера — это не так просто. Все очень индивидуально, и говорить, что российские режиссеры — такие, а иностранные — такие,
я не берусь. Потому что каждый раз это личность, и каждый раз что-то свое, индивидуальное. Что касается работы съемочной группы, я могу сказать, что мы еще неандертальцы по сравнению с тем, как работают там. Я имею в виду техническую часть — у них все очень здорово поставлено, отточено, и тут можно только позавидовать и поучиться.
— Вы родились в семье профессиональных спортсменов. Это, наверное, ужасно, они требовали, чтобы вы делали зарядку, пробежки и так далее?
— Сколько себя помню, всегда занимался спортом.
— Добровольно?
— Ну а какие у меня были варианты? Я вырос в спортзале, был еще крошечкой, когда познакомился со спортом. Мои самые первые воспоминания — работа родителей: спортзал. Здесь я не достиг больших успехов, не стал великим спортсменом, но во всяком случае все мое детство связано со спортом.
— «Жена керосинщика». Достаточно необычный фильм в вашем творчестве. Между прочим, действие должно было происходить в Ростове, но Александр Кайдановский не нашел здесь подходящую натуру. Что-то помните о съемках, Кайдановском?
— Предложение поступило стандартно: были пробы, на которых меня не утвердили. В фильме сначала снимался другой актер, но видимо, в процессе случилась какая-то конфликтная ситуация, и пригласили меня. Вызвали уже в экспедицию, когда съемки шли вовсю.
— Ваш завет. Что вы как отец посоветовали бы следующему поколению?
— Переходя улицу, внимательно смотреть направо и налево. Быть адекватными, выживать. Вот мой завет поколению. А дальше сами разберутся. Я могу много всего сказать, но в конечном итоге, если их собьет автомобиль при переходе улицы, это бессмысленно. Поэтому самый главный завет — посмотреть сначала налево, а потом направо.