НАД КЕМ СМЕЕМСЯ?

Нонна Гришаева, актриса театра и кино, поговорила с «Главным» о пародии.
Текст:
АЛЕНЫ КОПЛЕНКО.
Фото:
ФОТО МАКСИМА ФРОЛОВА, ИЗ АРХИВА ГЕРОИНИ ПУБЛИКАЦИИ.
Источник:
«Кто Главный.» № 104
0

КТО ТАКАЯ.

Нонна Валентиновна Гришаева, родилась в Одессе в 1971 году. Актриса театра и кино, телеведущая, певица и комедиантка. Карьеру начала еще в пятилетнем возрасте, когда снялась в картине «Фотографии на стене». Окончила Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина, затем работала в труппе театра имени Вахтангова. Первую главную роль получила только в 2004 году в спектакле «Мадемуазель Нитуш». Играла в популярных ситкомах: «Кто в доме хозяин?», «Папины дочки», «Люба, дети, завод». В 2008 году стала участником труппы «Большой разницы», где спародировала многих звезд шоу-бизнеса. Чуть позже написала книгу «Советы дочкам», тираж которой составил около 25 тыс. экз. С июня этого года является художественным руководителем Московского ТЮЗа. Заслуженная артистка России, лауреат премии «Золотой орел 2009», а в 2011 году была признана самой красивой женщиной страны и удостоена премии «Шик. Блеск. Красота».

1. ПАРОДИЯ — РОД САТИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ, СОСТОЯЩИЙ В ТОМ, ЧТО АВТОР ОСМЕИВАЕТ КАКОЕ-НИБУДЬ СЕРЬЕЗНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НАМЕРЕННО ПОДСТАВЛЯЯ НА МЕСТО ОБРАЗОВ И ПОНЯТИЙ ИЗЯЩНЫХ И ВЕЛИЧАВЫХ СМЕШНЫЕ И НИЧТОЖНЫЕ.

Энциклопедия Брокгаузаи Ефрона


— Есть ли среди пародируемых персонажей обиженные?

— Нет. Слава богу, такого не было. У всех мною пародируемых персонажей прекрасное чувство юмора. Оно тут очень важно, и что еще немаловажно — самоирония. После, так скажем, удачных пародий люди мне звонят и говорят «спасибо», и мы, как правило, начинаем дружить и общаться.

— С кем, например, вы так подружились?

— Со многими.

— Есть ли такие люди, которых пародировать нельзя?

— Не знаю. Есть пошлый юмор, и для меня — это граница.

— Эту границу как-то внутренне чувствуешь?

— Как можно чувствовать пошлость? Это либо есть, либо нет.

2. ПАРОДИЯ — ЖАНР В ЛИТЕРАТУРЕ, ТЕАТРЕ, МУЗЫКЕ, НА ЭСТРАДЕ, СОЗНАТЕЛЬНАЯ ИМИТАЦИЯ В САТИРИЧЕСКИХ, ИРОНИЧЕСКИХ И ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МАНЕРЫ, СТИЛЯ, НАПРАВЛЕНИЯ,ЖАНРА ИЛИ СТЕРЕОТИПОВ РЕЧИ, ИГРЫ И ПОВЕДЕНИЯ.

Большой Энциклопедический словарь

— Кого пародировать труднее всего?

— Для меня сложнее всего, конечно, мужчин. Романа Викторовича Виктюка было непросто, например. Мужской образ связан с определенными физиологи-ческими особенностями: это и голос, и манеры, и походка.

— Бывали ли случаи, если не получалось, вы бросали работу над образом?

— Нет, не было. Всегда все получалось.

3. ПАРОДИЯ — ВИД ЛИТ-ОЙ САТИРЫ, САТИРА НА ЛИТЕРАТУРНЫЙ СТИЛЬ, ПРИ ПОМОЩИ К-РОЙ ВЕДЕТСЯ НАПАДЕНИЕ НА КЛАССОВО ВРАЖДЕБНУЮ ИДЕОЛОГИЮ. ФОРМЫ П. И ЕЕ РОЛЬ РАЗНООБРАЗНЫ. ОНА РАЗОБЛАЧАЕТ ВРАЖДЕБНЫЙ КЛАСС, КОМПРОМЕТИРУЯ ЕГО ЛИТЕРАТУРУ, ВСЮ ЕГО СТИЛЕВУЮ СИСТЕМУ, ИЛИ ИСПРАВЛЯЕТ И ОЧИЩАЕТ ЛИТЕРАТУРУ СВОЕГО КЛАССА ОТ ЧУЖДЫХ ВЛИЯНИЙ ИЛИ ПЕРЕЖИТКОВ. В ОБОИХ СЛУЧАЯХ П. ЕСТЬ ВИД САТИРИЧЕСКОГО РАЗОБЛАЧЕНИЯ. 

Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В.М. Фриче, А.В. Луначарского. 1929–1939

— Были ли вы сами объектом пародии?

— Была. Это вся страна видела: шоу «Повтори», меня пародировала Лера Ланская.

— Ей удалось?

— Это вся страна видела. Не вижу смысла об этом рассказывать и вдаваться в подробности.

— Пародируете ли вы своих близких?

— Зачем?

— Дразнили ли вы своих одноклассников?

— Не помню.

4. ПАРОДИЯ (ОТ ГРЕЧ.PARODIA — ПЕРЕПЕСНЬ) — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР, АВТОР КОТОРОГО В КОМИЧЕСКИХ ОБРАЗАХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЖАНР ВОЗНИК В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ, А В 5 В ДО Н.Э. ПАРОДИЯ БЫЛА ОСОЗНАНА КАК ОСОБЫЙ ВИД ИСКУССТВА.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под редакцией проф. А.П. Горкина. 2006

— Откуда появились такие способности к пародированию?

— Когда мне было 4 или 5 лет, я пародировала всех звезд советской эстрады. Я думаю, способности и таланты у любого человека от Бога. Другое дело, что кто-то их развивает, а кто-то их не развивает. Мои способности помогли раскрыть педагоги Щукинского училища. На втором курсе есть такой раздел, называется «наблюдение». Мы изучали повадки животных и людей, рассматривали предметы. Это впоследствии очень пригодилось мне в жизни.

— Расскажите о процессе создания пародии.

— Это комплексная работа всех: костюмеров, гримеров и других жителей закулисья. Но, в первую очередь, автора-исполнителя.

5. ПАРОДИЯ — ЖАНР, В КОТОРОМ ИЗВЕСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛУЖИТ ОБЪЕКТОМ ПОДРАЖАНИЯ В ДРУГОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ, НО ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТО ПОДРАЖАНИЕ КАСАЕТСЯТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ «ОБРАЗЦА» — ЕГО РИТМИКИ, СИНТАКСИСА, СЮЖЕТНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ И Т.П., — ИМЕЯ СОВЕРШЕННО ИНУЮ ВНУТРЕННЮЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов. 1925

— Как сохранить свою индивидуальность, примеряя чужие амплуа?

— Не знаю. Честно говоря, никогда обэтом не задумывалась. Но в тот момент, когда кого-то показываешь, нельзя быть собой — это бред.

— По какому принципу выбирают героев для пародий?

— Я старалась пародировать тех, кто мне очень нравится, и тех, в шкуре кого мне хочется побывать. Я уже не занимаюсь пародированием. Почему мы об этом говорим?

Читайте также:


Текст:
АЛЕНЫ КОПЛЕНКО.
Фото:
ФОТО МАКСИМА ФРОЛОВА, ИЗ АРХИВА ГЕРОИНИ ПУБЛИКАЦИИ.
Источник:
«Кто Главный.» № 104
0
Перейти в архив