ВСЕ МЫ РАБОТАЕМ ПО СТАНИСЛАВСКОМУ И ЧТИМ ЧЕХОВА.

О кумирах и поклонниках, о работе советских режиссеров и перспективах актера в Америке «Главный» поговорил с латвийским актером Иваром Калныньшем.
Текст:
Алексея Быкова.
Фото:
Романа Сухорукова.
Источник:
«Кто Главный.» № 100
0

КТО ТАКОЙ.

Ивар Эдмунд Калныньш — советский и латвийский актер театра и кино. Родился 1 августа 1948 года в Риге. В общей сложности сыграл более 100 ролей, а также участвовал в целом ряде телевизионных шоу. Картина, которая принесла Ивару Калныньшу известность, —

это фильм «Театр», где он снимался вместе с Вией Артмане. Другие известные картины артиста — это «Зимняя вишня», «Не стреляйте белых лебедей», «Сильва». Калныньш был трижды женат, у него пятеро детей и один внук.


Первая ваша нашумевшая роль в фильме «Театр» — пылкий молодой поклонник

великой артистки. А в реальной жизни были люди, перед чьим творчеством вы преклоняетесь?

Мой список постоянно обновляется в зависимости от настроения, времени и того, что я сам делаю. Присматриваюсь и к своим коллегам, к музыкантам, к писателям — к людям, проявляющим себя в самых разных ипостасях. Так что я не могу назвать какую-то фамилию.

Я слышал, в молодости вы увлекались группой Beatles, даже играли в собственном музыкальном ансамбле?

Да. Но я увлекался не только этой группой, а многими исполнителями 60-х годов. Многие из них до сих пор живы, стали «монстрами» в своем жанре. В июне я с удовольствием пойду на Тома Джонса, например. Молодое поколение уже и не знает, наверное, кто это такой. Маккартни я слушал на Красной площади, в Москве, просто сидя на камне. Rolling stones, Тина Тернер и другие... Что же касается моих советских коллег, то есть огромный список людей, к которым я очень уважительно отношусь. В основном это старшее поколение, то есть старше меня. Это люди, с которыми я имел счастье работать и быть знакомым.

Помните, как вы восприняли первое предложение сняться в кино?

Тогда все было немного по-другому, чем сегодня. Я учился в студии молодого киноактера, созданной при Рижской киностудии. Цель этой студии была научить азам профессии. То есть я еще студентом, с первого курса, готовился к съемкам. Это сейчас относительно легко и быстро можно что-то подкорректировать во время съемок, а тогда технологии этого не позволяли и требования к артистам были другие. Все снималось на пленку, о «цифрах

» и компьютерах мы узнали только лет 20 назад, свой первый мобильный телефон я купил в 1995. Плюс железный занавес, информационный голод — все это, несмотря на минусы, заставляло что-то выдумывать самостоятельно. Это сейчас мы прекрасно знаем, что происходит в мире, можем сравнивать себя с другими... Кино я воспринимал как работу.

В моей молодости за кинопробы платили деньги как за съемочный день. И если ты довольно часто снимался, то ставка поднималась. Поэтому я старался ходить на пробы как можно чаще. Ходил, пока мне, наконец, не повезло. Режиссеры тех лет устраивали кинопробы для поиска участников некого ансамбля. Могли взять или не взять — не столько из-за таланта и умения, а в зависимости от того, как человек смотрится рядом со всем остальным коллективом. На экране свои законы, которые не совсем применимы в жизни. В реальности вы можете быть чудесной парой, а на экране — совсем наоборот. Так что режиссер отбирал одного или двух актеров, а потом вокруг них строилась вся остальная композиция.

Правильный подбор актеров — это 60% успеха, знаете ли. И вот, мне почти сразу повезло: режиссер «увидел» меня в общей картине. Что примечательно, уже во время фотопроб был расписанный сценарий с раскадровкой: где музыка, где крупный план, где средний, где общий... Примерно то, что потом на монтажном столике делают из снятого материала. Сразу можно было понять, как именно будет выглядеть картина. Таких сценариев уже не пишут.

Кроме того, можно было увидеть эскизы интерьера и экстерьера, по которым был понятен общий стиль картины. Художники по костюмам рисовали персонажей заранее, а сейчас обходятся без этого.

А что, сейчас совсем уж по-другому?

Сейчас таких проб никто не делает. Просто приглашают. Я, во всяком случае, в кастингах никаких не участвую. Да что там фотопробы и раскадровки, даже сценарий не прописывается до конца сериала. Каких-то десять серий напишут, а остальные сто — по ходу дела, на случай, если кто-то окажется занят другими делами, вдруг куда-то уедет, да или просто устанет от всей этой истории. Тогда этот человек уходит из проекта, а в сценарии пишут, что его персонаж куда-то уехал. Раньше было и проще, и сложнее.

Заранее было понятно, что будет в начале и что будет в конце. Нас проверяли и на государственном уровне, и на профессиональном. Натворил что-то? Больше тебя сниматься не позовут. Могли даже во время съемок режиссера сменить. Но вообще старались большинство вопросов на уровне проб, так называемого «кастинга», решать.

Неужели сейчас ни разу не попадался подробный сценарий?

С раскадровкой? Уже лет 20 не видел. Сейчас дается просто текст: «кто что говорит» — и все. Пьеса. Скажем так. Но даже без ремарок. Никаких уточнений в скобках: «он посмотрел туда или сюда», «он пришел откуда-то...» — это все решается на площадке... «Цифры» позволяют очень много снимать. Можно спокойненько сделать серию за день, даже больше, смотря как подготовлены люди. Полезно пересматривать старые советские фильмы, к ним дольше готовились, там можно кое-что откопать. Если бы все эти фильмы перевести в «цифры» и как-то обработать, цвет добавить... Это трудоемкая история, но этим нужно заниматься, ведь это история, культура.

Как сейчас молодые артисты относятся к съемкам?

Сейчас тема другая, а не отношение. Молодым часто предлагают в каком-то мордобойчике сыграть, в погоне какой-нибудь. Раньше было меньше таких картин. Были каскадерские фильмы, с целой плеядой профессиональных каскадеров, занимавшихся огнем, автогонками, конями, а уже потом мордобоем. Да я и сам снимался и с конями, и с фехтованием —

оружием нужно было владеть, у нас и экзамен был соответствующий по сценическому фехтованию. Подготовка была гораздо выше.

Чем-то отличаются актерские школы Прибалтики и России?

Сомневаюсь. Все мы работаем по Станиславскому, чтим труды Михаила Чехова. Да что там СНГ, многие американские артисты знают систему Станиславского даже лучше, чем многие российские. А профессионалы знакомы с ней все.

А есть ли стремление у артистов Прибалтики попасть на российскую сцену?

Когда предлагают — обычно соглашаются.

А есть желание идти еще дальше? К примеру, поехать сниматься в Европу, Голливуд?

Чтобы там сниматься — там нужно родиться. В ином случае вы по приезде начинаете торговать пиццей и вечно ожидать «большого предложения». Всю жизнь так можно просидеть. Учитывая их систему профсоюзов, иностранцев там не ждут, ведь своих хватает. Разве что если ты действительно уникальный… Ведь если говорить о «старом» Голливуде, то там дети разных народов. Так что многие пытались туда попасть на моей памяти еще из Советского Союза. У кого-то это даже получилось. Но все равно я не думаю, что они там очень ярко блистали. Тот же Чехов, помимо преподавания, принимал участие всего лишь в нескольких фильмах, пусть даже однажды снялся у Хичкока. Нужно превосходно знать английский язык и так далее.

Читайте также:


Текст:
Алексея Быкова.
Фото:
Романа Сухорукова.
Источник:
«Кто Главный.» № 100
0
Перейти в архив