Эммануил Виторган родился 27 декабря 1939 года в Баку. Отец был крупным советским хо-
зяйственником, работавшим в мукомольной промышленности, мать— домохозяйка. Свое
имя Эммануил получил в честь родного дяди — брата матери, которого убили в Одессе в
годы гражданской войны во время еврейского погрома.
Школу Эммануил окончил в Астрахани. Затем поступил в Ленинградский государственный
институт театра, музыки и кинематографии. По окончании института был принят в труппу
Псковского театра драмы им. А. С. Пушкина. В 1963 году переходит в труппу Ленинградского театра драмы и комедии. В 1967 году переходит в театр им. Ленинского
комсомола. В 1971 году вместе со второй женой, актрисой Аллой Балтер, переезжает в Москву, где оба становятся актерами Московского драматического театра им. К. С. Станиславского. С 1984 по 2005 годы — актер Академического театра им. В. Маяковского.
Виторган снялся более чем в ста фильмах.
Первая жена — Тамара Румянцева, брак распался в 1970 г. По линии Тамары — дочь Ксе-
ния Румянцева, внуки — Александра и Никита, правнуки — Марк и Алиса. Вторая жена — Алла Балтер (1939–2000). Сын Максим (1972 г. р.).
Внуки — Полина и Даниил. Третья жена — Ирина Млодик. Вместе с третьей женой открыл и руководит «Культурным центром Эммануила Виторгана».
— Да, такие актеры были. Может быть, эти изменения происходили не осознанно, на подсознательном уровне... За свою жизнь я видел огромное количество потрясающих актеров. Это было в Ленинграде — я там театральный институт заканчивал, в театре имени Ленинского комсомола работал. Я видел спектакли в театре имени Пушкина, теперь это
уже Александринка, там были и Симонов, и Черкасов... Безусловно, я видел потрясающих актеров в театре Николая Акимова... В каждом театре был человек или человеки, глядя на которых, я что-то в себя впитывал. Но одного такого актера нет... Я могу назвать человека, который мне подарил эту профессию... Я поступил в театральный институт после десятого
класса. Таких, кстати, было всего три человека на курсе — это Сашенька Назарова, ныне народная артистка, и Александр Прошкин, ныне известный кинорежиссер. Все остальные были намного старше — кто-то уже получил образование в других вузах, отслужил в армии или поработал. И там был такой педагог — Борис Вульфович Зон, который воспитал огромное количество потрясающих актеров, среди них и Павел Кадочников, Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих, Лев Додин. Я ему благодарен... Вот Зона можно назвать главным человеком, кто привел меня в эту профессию.
— У нас к ролям не такое отношение, как у зрителей. Иногда роль, которую ты получаешь и на которую даешь согласие, приходится потом рожать с кровью. А иногда роль — это подарок, который ты добавляешь в свою копилку... Был такой фильм «И это все о нем». Это, по-моему, был первый сериал в Советском Союзе (6-серийный фильм-детектив 1978 года по одноименному роману Виля Липатова. — «Главный»). Виль Липатов, когда посмотрел сырой, не смонтированный материал, позвонил мне и сказал: «Знаешь, Эмм, при переиздании романа я кое-что добавлю в характер твоего героя». Я очень гордился этим — молодой же был совсем.
— Только одна — желание, чтобы вокруг было все хорошо. Всем было хорошо... Рядом со мной долгие годы был человек, который прошел войну, был ранен, потом его посадили, потом выпустили. Это драматург и сценарист Александр Володин, автор «Пяти вечеров», «Осеннего марафона». Все, что он писал, ему не нравилось. Ему казалось, что это мурасобачья. Одна комната в его квартире была завалена бумагой, вторая комната была абсолютно свободна. Там стоял стол для настольного тенниса. Ему не нужен был партнер — мячик отскакивал от стенки. А до этого он выпивал стакан водки... Он пил, да... Выпивал крепко, как очень многие, прошедшие через все это... Мы тоже стараемся не отставать от него... После этого он садился за стол и творил. Лет сорок назад я встретился с ним. И это огромное счастье, что я имел возможность общаться с ним все эти годы. Это было удивительное поколение, прошедшее все и вся. Но никогда от них не слышали ни слова
злобы, только добро. Дай бог, чтобы все было нормально.
— Н аверное, их у меня хватает. Может быть, это то, что я испытываю трудности, когда начинаю говорить о своих недостатках... Может быть, в каких-то случаях я должен был общаться с людьми не как актер, а просто как нормальный человек.
— В этой жизни я ищу как можно больше положительных эмоций и как можно меньше отрицательных.
— Начал курить и курю до сих пор.
— Стать актером. С детских лет у меня были дворец пионеров, драмкружок. С театром я познакомился через моего друга, у которого родители были артистами — у меня-то все были технарями. Тогда-то я и заболел этой профессией... Мы до сих пор дружим с тем человеком из детства.
— Картофель в любом виде — я дитя войны.
— Должен вам сказать, что с четвертого класса я заболел «Войной и миром» и прочел все это произведение, даже не подозревая, насколько велик автор.
— Я обожаю маму, обожал и обожать буду... Я за свою жизнь встречался со многими замечательными людьми женского пола и не про одну никогда не сказал плохого слова. Даже когда мы расставались. Только благодарность. Даже когда сидишь на кухне... Особенно в коммуналке... Знаете, жизнь прошла, все было: и коммуналки, и общежития... Я первую свою
квартиру заимел в сорок лет, хотя был очень популярен. Но плохого слова не сказал... Рядом со мной долгие годы жила замечательная, великая женщина — Алла Балтер. 30 лет мы были вместе. Потом случилась беда, болезнь, и мы не смогли внести Аллочку Балтер в жизнь, она ушла. В это время у меня уже был сын, внучка первая, и мне казалось, не стоит продолжать жить. Всем надо помнить, мы не имеем права распоряжаться собственной жизнью. Пусть об этом распорядится кто-то иной... Мне опять повезло... Я встретил девушку, десять лет назад. Она втащила меня в эту жизнь. Я ей благодарен за это. Это уникальное создание — И рочка. Она во все должна вмешаться. Она останавливает машину, если видит, что у кого-то конфликт с милицией — она должна пойти и выяснить, где правда. У Ирочки музыкальное образование, она окончила консерваторию по классу альта.
— Я не так молод, как хотелось бы. Но пока держусь. И за это я благодарен своим родителям. На сегодня для меня главный город — это город, в земле которого лежат мои родители. Это
Астрахань. Город по крови — это Одесса. Все мои — родные и близкие — одесситы. Я не знал дедушку и бабушку с маминой стороны. А с папиной стороны — дедушка проработал всю жизнь токарем на молочном комбинате, с 13 до 85 лет. Он ушел из жизни совершенно случайно в 99 лет, упал. А мы собирались к нему — на столетие... Мой город по духу — это
Ленинград, я там учился, работал.
— Раньше никто никогда не грабил артистов. Если это происходило, и воры, узнав, что ошиблись, присылали украденное назад, дополнительно прислав еще что-то, украденное не у артиста. Так же было и с машинами... Но сейчас начали угонять. Ну что ж, страна растет. Все нормально.
— Меня беспокоят огорчения, которые происходят с людьми по вине тех, кто эти огорчения приносит.
— Несмотря на то, что я прожил огромное количество так называемых отрицательных персонажей, никогда от них не отказывался. От положительных отказывался, а от отрицательных — нет. Мне всегда казалось и продолжает казаться — может быть, это и наивно — что люди, смотрящие на экран или насцену и видящие отрицательного персонажа, понимают, что это не лучший способ проживания жизни.
— О й, да ради того, чтобы сейчас с вами стояли и разговаривали. И чтобы вышла статья обо мне, как вы ее замыслили...
P.S.
— У верен, что есть вопрос по поводу моего сына и Ксюши Собчак. Не пройдешь по улице, чтобы кто-нибудь не спросил. Это замечательные ребята. Они уже прожили энное количество лет, это уже очень серьезные нормальные люди. Я сам в юношеские годы черт знает что выделывал... Я из поколения стиляг. Коки, узкие брюки, ботинки на манной каше. Рок, джаз — великая музыка. Это был такой вызов той серости... Нынешнее поколение даже не
знает таких слов — шейк, твист.