Я побит, начну сначала.

«Мне требовался небольшой отпуск, чтобы впечатлиться», — говорит Максим Аверин вместо «чтобы отдохнуть». Выпустить спектакль нон-стопом всего за три недели и между гастролями сорваться в путешествие по Японии — это в его духе. Об актерском образовании, новом проекте и пустой комнате в своем райдере артист поговорил с «Главным» прямо из страны восходящего солнца.
Текст:
Анны Ивченковой
Фото:
Из архива героя публикации
Источник:
«Кто Главный.» № 139
11/05/2018 19:04:00
0

Кто такой.

Максим Аверин — заслуженный артист России, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры. Родился 26 ноября 1975 года в Москве. Отец работал на «Мосфильме» художником-декоратором. В шестилетнем возрасте Максим дебютировал на киноэкране в фильме «Похождения графа Невзорова». Там мальчику доверили эпизодическую роль. В девять лет он уже играл в Театре миниатюр в спектакле «Бранденбургские ворота», а параллельно обучался актерскому мастерству в театральной студии при Доме кино. В 1997 году окончил с красным дипломом Высшее театральное училище имени Щукина. Служил в театре «Сатирикон» восемнадцать лет, ушел из театра в июле 2015 года. Играет в антрепризах, снимается в кино и на телевидении.

 

— Вы часто говорите, что у вас все расписано на год вперед. Это о востребованности или о педантичности?

— Это о профессионализме моего директора. Благодаря ему я четко знаю, что буду делать в 2019 году. Сам планировать ненавижу, а вот что по мне, так это спонтанно сесть в самолет и увидеть другую планету. Смог бы я жить в Японии? Нет. Но сейчас цветет сакура, вся страна утопает в цветах, и это невозможно пропустить. Надо обязательно путешествовать, ну а куда тратить гонорары? Педантичность у меня в другом — в работе. Из-за этого много проблем с режиссерами, они боятся со мной связываться, потому что я привык работать, а не просто ходить «лицом в кадре». Неловко получать гонорар просто за то, что пришел Максим Аверин. Хочется, чтобы имя было знаком качества, а не так: «Он приехал, ну все! Давайте ему еду из ресторана и туалет с турбонаддувом». У меня бывали съемки в такой грязи и в таком ужасе, но это для меня неважно. Там, где мне интересно, я буду, а условия... Сам себе их создам. Наоборот, не люблю, когда вокруг меня все скачут.

— Но какой все же райдер?

— Бутылка воды и просто пустая комната, где какое-то время меня не будут трогать, — это весь райдер. Мы сейчас ехали из пригорода Осаки, и одна женщина узнала меня и начала: «Максим! Вы здесь?! В электричке?! Думала, артист должен ехать особым вагоном». Я говорю: «Не дай Бог!» Полетели с друзьями в Японию, потому что требовался небольшой отпуск, чтоб впечатлиться. Был очень сложный выпуск спектакля «Там же, тогда же», практически как в Голливуде, всего за 20 с лишним дней. Жесткий график, но мне понравилось, что мы с Анютой (актриса Анна Якунина. — «Главный») полностью погрузились в это «плавание» и занимались только этим. Нам хотелось абсолютно прозрачной и трогательной истории про отношения мужчины и женщины, которых притягивает друг к другу на протяжении 25 лет раз в году в одном и том же отеле. Сейчас мы только в начале пути, но уверен, скоро «Там же, тогда же» будет бурлеском для нас двоих. Это актерский спектакль без режиссерских сложностей и наворотов — огромный подарок, карт-бланш для актеров. Художник Андрей Климов создал для нас замечательные образы, он всегда невероятно точен именно в истории костюма. Мой отец узнал в одной из сцен свои брюки-клеш. Говорит: «Мы когда-то по ним с ума сходили, надевали мокрыми, чтоб было в облипку». А сейчас смотришь и думаешь: «Как они это носили?!» (улыбается) Каждая сцена — новое время, поэтому шесть раз перевоплощаемся. Меняется мода, меняются ритмы, меняется жизнь. Неизменна только любовь.

— Какой должна быть роль, которую хотелось бы добиваться на пробах?

— Отношения с ролями непростые. Если артист говорит: «Ой, я знаю, как это сделаю», то ему самому уже на третьем спектакле будет скучно играть. Любая моя роль — сопротивление. Никогда у меня не бывает так, что сразу понимаю, как это реализую, мне интересно не знать. Взять «Там же, тогда же» — замечательная пьеса, а вот роль... Понимаете, сначала думал, что она не моя вообще, ну не я совсем. Там вечно сомневающийся, экзальтированный, нервный человек. Долго искал ключ к персонажу, а ключ, оказывается, вот в чем: он встретил женщину, на которую смотрит широко раскрытыми глазами, она продлила сюжет его жизни. И как только я это почувствовал, роль встала на рельсы. Разгадка всегда тебе дается. Это как в жизни, когда мы говорим: «За что мне это все?!» Не «за что», а «для чего». Как только правильный глагол себе ставишь, то тут же находишь ответ.

— Что же делать, если не получается «ставить правильный глагол», а настоящее тебя не устраивает и живешь как на автопилоте?

— Если не устраивает то, что видишь перед глазами, то, во-первых, надо перестать жить с ощущением, что тебе все должны. А во-вторых, не бояться смещать перспективу, не упираться в нее... Например, знаю людей, которые были банковскими служащими, а потом бросали все и уходили в диаметрально противоположные истории. Так один мой приятель стал фотохудожником. А у меня самого изначально все совпало. Я мечтал о своей профессии, все делал для того, чтобы попасть в нее, и сейчас в ней интересно существую. Но тоже не даю себе успокоиться, и в этом моя перспектива. Мог бы, наверное, уже себе сказать: «Ладно, старичок, расслабься, получи удовольствие». Но мне так не интересно. Поэтому я уходил из проектов, когда они были на пике, когда понимал: все, дальше будет уже тираж. Так круто все менять вдруг. Все может быть, кроме «скучно».

— Была ли роль, которая навеяла скуку, потому что вы узнали в герое себя и не нужно было перевоплощаться?

— Если брать театральные работы, то я — это я в моноспектакле «Все начинается с любви». Спектакль сделан мною, именно так на сегодняшний день я ощущаю жизнь, и нет, жить мне совсем не скучно. В целом любой артист в первую очередь играет собственную историю, поэтому часто так бывает, что совпадения с героем — близкий путь к роли. Не все, но какие-то важные точки должны синхронизироваться. Например, когда я рассматриваю тот или иной сценарий, в первую очередь ищу отклик. Как мне это? Близко или нет? Конечно, момент перевоплощения интересен, но ты же должен откуда-то фантазировать, черпать. Вот недавно отказался от постановки, потому что почувствовал: тема такого депрессивного эгоцентризма героя совсем мне не близка.

Сказал режиссеру: «Просто не смогу это сделать». Я, что ли, теплее, температуры другой... А вообще, ты же вместе с ролью и себя открываешь, понимаете? В любом музыкальном произведении, в скульптуре, в балете, в драматическом искусстве, в живописи... Если там нет искренности и твоего честного открытого сердца, то все-таки не нужно этим заниматься. В любом проявлении искусства должна быть исповедальность.

— В каких книгах для вас больше всего подобной откровенности?

— У меня несколько книг в работе всегда. Очень люблю биографии. Из последних богатств — приобрел limited edition «Архив Чарли Чаплина», где много его материалов, заметок, вызывных листов, сценариев...

— Вы до сих пор преподаете в киноакадемии Никиты Михалкова?

— Нет, не получается, очень сложный график у меня. Пока все на паузе. Было увлекательно, но педагогика — большая ответственность, и этим надо заниматься, полностью себя посвятив, а не раз в неделю. Меня приглашают преподавать и в альма-матер, в Щукинское училище, но я не могу так наскоком.

— Как бы вы сформулировали миссию профессии преподавателя?

— Я бы сказал, что главная заповедь этой профессии — не убий. Потому что можно легко убить самородок. Талант — неограненный камень, важно не навредить, обрабатывая его.

— Так нужно ли актеру-самородку специальное образование? Актерский талант у такого — это же божья искра?

— Больше никогда так не говорите!!! Обязательно нужно образование! Обязательно! Пришло время, когда актеру неудобно быть необразованным. Наоборот, артист должен много читать, смотреть, а не просто вариться в собственном соку. Божий дар невозможно прибить к стене, чтобы он висел там божьим даром. Обязательно надо его развивать. А где это черпать? Как сова вертит головой, вот так и артист должен всюду все исследовать, а иначе он просто погибнет.

— Есть ли образовательная система Аверина, и, если да, то каков ее главный тезис?

— С тезисом повторюсь: все может быть, кроме «скучно». У нас на занятиях было интересно и всегда по-разному. Когда я проводил мастер-классы в Америке на факультете русского языка, студенты пытались понять, что такое русский артист, ведь это совершенно другая система существования. Поэтому для них было любопытнее послушать русскую поэзию... А в академии Михалкова оказалась другая ситуация: ребята получали второе образование, поэтому я не должен был учить их системе Станиславского. Они все это и так прекрасно знали. Мог лишь поделиться опытом, объяснить, как работать в кадре и на сцене. Но научить такому невозможно — это только лишь собственная система проб. Пробы, пробы, пробы! Самая лучшая учеба — бой.

— Очень полюбилась ваша цитата как раз о сказанном: «Пробы дают возможность помять роль». Что значит «помять»?

— Значит иметь возможность сделать «черновик» роли. Я вам открою еще одну фразу, которую сам придумал и которая является моим девизом: смело ошибайся и робко побеждай. Что такое провалы? Они заставляют тебя делать кругозор пошире. Когда ты постоянно в успехе, можно просто замылить глаза. Замечательная есть книга у Ролана Быкова, называется «Я побит, начну сначала». Очень правильная позиция творческого человека. Когда я встречаюсь со студентами на мастер-классах и лекциях, то говорю, что провалы сдирают приросшие штампы.

— Какой свой провал вы вспоминаете, как самый отрезвляющий?

— В кино есть такая вещь как зафиксированность момента. Исправить его уже невозможно. Люди так не считают, но я сам воспринимаю как абсолютный провал свою первую дебютную картину 1998 года. Помню, носился в кадре, как обезьяна с гранатой. Кривлялся и так, и так и казался себе таким одаренным... Думал, что чем больше буду гримасничать, тем лучше. Все оказалось ужасно. Когда сидел в просмотровом зале, подумал: «Это самое страшное, что может со мной произойти». Требования к себе высокие, поэтому редко смотрю фильмы со своим участием. Исключение — когда мне интересна работа режиссера и оператора, ее я буду изучать. В театре же есть возможность исправить ошибку, это искусство живое, в чем и состоит его уникальность — здесь, сейчас и больше никогда. Завтра будет спектакль с теми же декорациями, с теми же актерами, с тем же текстом, но он уже будет совершенно другой.

— Есть основания предположить, что вы были бы хорошим врачом. Может быть, хирургом, как ваш персонаж в сериале «Склифосовский», но скорее психотерапевтом, потому что чувствуете людей и можете управлять их эмоциями. Гипотеза верная?

— Я бы очень хотел врачевать в какой-то степени, даже на нынешней моей работе. Так благодарен многим людям, которые мне пишут письма о том, как они вдохновлены, как после моих спектаклей у них появляются силы. Если хотя бы немного мое занятие меняет состояние зрителей, то я этому безумно рад!

Читайте также:


Текст:
Анны Ивченковой
Фото:
Из архива героя публикации
Источник:
«Кто Главный.» № 139
11/05/2018 19:04:00
0
Перейти в архив