О мировых победах и страшных травмах Ляйсан Утяшева вспоминает без драматичных красивостей. Говорит сухо, называя все это простыми словами «труд» и «работа». Переживания привыкла передавать пластикой. «Главный» побеседовал с артисткой в преддверии ростовских гастролей ее театрально-танцевального шоу BOLERO BY LIASAN UTIASHEVA.
Кто такая
Ляйсан Утяшева — многократная чемпионка Европы и мира по художественной гимнастике. Входила в непобедимую тройку «Чащина, Кабаева, Утяшева». Ее именем названы несколько сложнейших элементов. Родилась 28 июня 1985 года. В 1989 году в магазинной очереди тренер по художественной гимнастике заметила малышку, которая от скуки выгибала пальчики. Разглядев невероятную гибкость суставов, она уговорила родителей привести ребенка на пробную тренировку. С тех пор была тысяча таких тренировок и мировая слава. В 2002 году Ляйсан вошла историю как гимнастка, выступающая со сломанными ногами. Врачи долго не могли диагностировать травму, и спортсменка соревновалась с раздробленной ладьевидной костью. После операции, вопреки прогнозам, снова стала чемпионкой. На данный момент Ляйсан Утяшева — танцовщица, телеведущая (один из последних проектов — «ТАНЦЫ» на ТНТ), посол Чемпионата Мира по футболу 2018, муза и жена комика Павла Воли.
— В одном из интервью вы говорили: «Сколько себя помню, всегда мечтала быть в балете. Увидела умирающего лебедя Майи Плисецкой, и мурашки! Я поняла, о чем она танцует. Хотя мне тогда было всего четыре года». А о чем танцует Ляйсан Утяшева в своем шоу? И на каком «языке»?
— Это история Богини, властной, сильной и очень одинокой. Она потеряла трон, но готова восстать из пепла ради одного — настоящей любви. Свое первое Bolero я станцевала десять лет назад — в мае 2007 года. Изначально это было не отдельное шоу, а просто партия в постановке Гедиминаса Таранды, куда меня пригласили выступать в образе Богини уже после завершения спортивной карьеры. Я влюбилась в музыку Равеля, и у меня вышло передать характер героини по-своему. Помню, после премьеры тренер Ирина Винер сказала: «Лиса, эта Богиня очень чувственная у тебя получается, она совсем не холодная. Мне мало, хочется понять ее...» Вот и мне всегда было мало, мало именно этой истории. Хотелось лучше разобраться в персонаже, в ее жестокости, в ее поступках. Тогда появилась идея раскрыть образ в своем собственном спектакле. Этот балет окутывает особый гипноз и мистика… Все, что будет на сцене, — максимально честно.
— И все же про язык тела в Bolero by Liasan Utiasheva. Знаю, он сложен по своему «синтаксису»: странные образы и костюмы, разные стили танцев...
— 10 лет я искала и, наконец, смогла воплотить задуманное с моими любимыми и в хорошем смысле сумасшедшими хореографами-постановщиками Екатериной Решетниковой, Игорем Рудником и Никой Сафоновой из проекта «ТАНЦЫ». В нашем шоу впервые переплелись авторские элементы стиля Vogue New Way, High heels, модерна и элементы гимнастики. Проект очень смелый. Многие не хотели даже слушать меня, когда я его задумала. Но всему свое время… Ничуть не жалею, что это не состоялось раньше: наша публика не была готова к этому. Да я и сама не была полноценно готова. Мы искали и вытаскивали то, что сидит глубоко внутри меня... Это такой собирательный образ.
— А какие ощущения на гимнастическом ковре и на сцене во время танца? Есть ли существенная разница?
— На соревнованиях я точно знала, что от меня требуется выйти и показать программу. Понимала свой статус именно в гимнастическом мире, что буду либо победителем, либо в тройке сильнейших. Это не самонадеянно, просто если трудишься с утра до вечера, и ты уже была чемпионкой России, победительницей Кубка Мира, то, приезжая на тот или иной старт, должна выиграть. Только ты сама и твои ошибки могут отодвинуть тебя в тот момент от победы.
С хореографами «ТАНЦЕВ» был совершенно новый опыт: никто неждал от меня стрип-пластики, никто не планировал увидеть меня в роли танцовщицы. Все, конечно, знали, что я — танцевальная гимнастка. Но все равно это совершенно другое. Мигель (хореограф. — «Главный»), который в принципе всех гимнасток «троллил» на каждом кастинге, и Татьяна Денисова (хореограф. — «Главный»), помнящая меня лишь по прошлым спортивным регалиям… Это было очень трепетно и волнительно… Особенно работать в стиле Анастасии Вядро (участница проекта «ТАНЦЫ». — «Главный») с азартом и перчиком. Я бы назвала это странным волнением для матерой гимнастки.
— Есть ли какие-то качества у «матерой гимнастки», с которыми она борется? Говорят же, что прежде, чем победить других, человек должен победить себя.
— С перфекционизмом. Я требовательна к себе в работе. Это, видимо, из-за спорта. Привыкла много работать над собой в первую очередь. Иногда это очень мне мешает...
— Зато столько поклонников этого перфекционизма… Расскажите про самых особенных фанатов, про людей, за которых вы взаимно «болеете».
— Я в спорте с 4 лет. Моя команда поддержки образовались в 8 лет после первых побед. С возрастом менялись достижения и их освещение в прессе, соответственно, менялась и пополнялась та самая команда. В танцах, как и во всем другом, очень поддерживает семья. Мы вместе идем за идеей, музыкой, эмоциями, и все болеем за результат.
— Некоторые эпизоды из вашей автобиографии «Несломленная» тяжело даже читать, а вы их прожили. Какой «допинг» помогал и помогает, когда дико трудно?
— Любовь тех близких людей и вера, что надо прожить, принять, понять. Я всегда себе задаю вопрос: помогут ли истерика, слезы, гнев, обвинение других решить проблемы и затушить боль? Думаю, нет. Легче просто сконцентрироваться на хорошем и решать все проблемы постепенно, а не с пожаром в голове. — Когда-то врачи заново собрали вашу ступню, вставили металлические штифты и дали прогноз, что не сможете ходить. Но вы вернулись и снова стали побеждать. Очевидно, что металла достаточно не только в ноге. Но чего больше в вашем характере: того самого металла или все же гибкости?
— Другой сплав. Гибкий металл. ×
БЛИЦ
Главный актер — Том Хэнкс.
Главная встреча жизни — Ирина Винер.
Главная черта характера — доброта.
Главный недостаток — торопыга.
Главное достоинство — быстро собираюсь.
Главная потеря — мама…
Главное заблуждение — не всегда надо быть отличницей.
Главная мечта детства — стать актрисой.
Главная ошибка молодости — после спорта отъелась и поправилась на 35 кг.
Главная надежда на старость — спокойная размеренная жизнь рядом с внуками!
Главное блюдо на столе — помидоры с луком.
Главная книга — с возрастом предпочтения меняются.
Сейчас Чак Паланик «Бойцовский Клуб».
Главный учитель — жизнь.
Главный город вашей жизни — Барселона.
Главное, что вас сейчас беспокоит — все успеть!
Главное достижение — моя семья.
Главное, ради чего стоит жить — ради жизни.