КТО ТАКАЯ. Актриса Джулианна Мур родилась 3 декабря 1960 года в Северной Каролине, в семье судьи и психиатра. Все детство семья провела в переездах, Мур училась в американском колледже Франкфуртана-Майне, по окончании которого в 1979 году поступила в Школу искусств Бостонского университета. Карьера молодой актрисы пошла в гору, когда молодой режиссер Пол Томас Андерсон предложил ей сыграть одну из ведущих ролей в своем фильме «Ночь в стиле буги». Роль порнозвезды-наркоманки принесла Мур номинации на премию «Оскар»
и «Золотой глобус». В том же 1998 году с участием Мур выходит фильм «Большой Лебовски» братьев Коэнов. В 1999 году выходят сразу пять фильмов, наиболее выдающимися из которых стали еще одна картина режиссера Пола Томаса Андерсона «Магнолия» и экранизация повести Грэма Грина «Конец романа» режиссера Нила Джордана. С тех пор на счету Мур «Часы», «Вдали от рая». Джулианна Мур — четырехкратная номинантка на «Оскар», лауреат премий «Эмми» и «Золотой глобус», призер Берлинского кинофестиваля, трижды лауреат Венецианского кинофестиваля, обладательница звезды на Голливудской «Аллее славы».
14 ноября в российский прокат выходит фильм ужасов «Телекинез», в котором актриса сыграла одну из главных ролей. «Телекинез» снят по роману Стивена Кинга «Кэрри», написанному в 1974 году. В 1976 году Брайан де Пальма снял свою версию романа.
— Насколько для вас в работе над ролью был важен роман Стивена Кинга?
— Мне было очень важно вернуться к первоисточнику и выяснить, что же Стивен Кинг на самом деле хотел всем этим сказать. Я прочитала его автобиографию («On Writing»). В ней он рассказывает, что на «Кэрри» его вдохновили две девушки. «Кэрри» — очаровальная и по-настоящему грустная, мрачная, интересная книга о социальной изоляции. Одна из вдохновивших его девушек была очень бедна. У другой девушки родители были религиозными фанатиками. Они обе были отрезаны от остального мира, от города, где вырос и сам Кинг. Ни одна из этих девушек не прожила долго. Они жили на задворках общества, и это помешало жить им долго и счастливо.
— Вы пересматривали старый фильм Брайана Де Пальма («Кэрри», 1976 года. — «Главный»)?
— Нет. Я была большой поклонницей этого фильма и смотрела его, когда он только вышел на экраны. Это был один из моих самых любимых фильмов. Но я действительно работала только с книгой, хотя некоторые образы фильма оставили неизгладимое впечатление.
— Макияж вашей героини не очень привлекателен. Что вы почувствовали, когда впервые увидели себя в таком неприглядном облике?
— Я знала, на кого буду похожа, но это не беспокоило меня. Однажды был смешной случай. Мама Хлои (Хлоя Грейс Морец — исполнительница главной роли в фильме, звезда подростковых комедий. —«Главный») видела меня только в гриме Маргарет и только на съемочной площадке. Однажды я пришла по каким-то своим делам в обычном своем виде. Она увидела меня и вскрикнула: «О Боже мой! Ты настоящая красотка!» Я рассмеялась... Маргарет должна была выглядеть очень-очень «потусторонней». Как человек, которого ничего не волнует. Она должна была быть немного пугающей.
— Если взять линию вашей героини, фильм почти исключительно об ее отношениях с дочерью.
— Да. И Хлоя, и я прекрасно провели время вместе. Мы узнали друг друга. Так раньше я не работала ни с кем в кино. Я по-настоящему вникла в природу связи между матерью и дочерью, я поняла, какая опасность им грозит, если они удаляются друг от друга.
— Что тебе больше всего нравится в ваших собственных отношениях с Хлоей Грейс Морец?
— Хлоя — такая веселая девочка. Я очень привязалась к ней, мы очень много работали над тем, чтобы наши взаимотношения выглядели, как можно правдоподобней. Она невероятно зрелая девушка, хотя еще подросток. Я думаю, действительно важно, чтобы, работая с человеком, вы ощущали себя комфортно, особенно, если вы имеете дело — прости меня, Хлоя, — с ребенком. Это необходимо. Особенно в таком «экстремальном» фильме.
— На ваш взгляд, какую роль сыграли социальные сети в травле девочки? Это один из новых элементов в адаптации романа.
— Я думаю, это интересно. Многие социальные сети — анонимны, и, я думаю, что это опасно. Когда я училась в старших классах, у нас были такие «книги критики», которые ходили между подростками, учителя их конфисковывали и пытались найти, кто же первым в ней оставил запись. А сейчас в сетях такие вещи происходят легально. Я считаю, что это неправильно.
— Что такое «книга критики»?
— «Книги критики» были предшественниками Интернета. В первый раз, я помню, столкнулась с этими книгами, кажется, в седьмом классе. Кто-то брал блокнот и пускал его среди других детей. Там были страницы, посвященные каждому ученику, и можно было — анонимно — написать все, что вы о нем думаете. Это невероятно опасно. Сейчас такие книги запрещены в школах, персонал ищет зачинщиков, если такое происходит. Но если вы поговорите с любым учеником, они расскажут вам о подобном опыте. И этот феномен существует в настоящее время в Интернете. Не только в Интернете для детей, но и для взрослых. Я не понимаю, как это возможно. Я не против свободы слова. Говори, что хочешь, но не анонимно.
— «Телекинез» чему-то учит?
— Да. Я думаю, что это поучительная история. Фильмы всегда отражают действительность, но они не определяют ее. Очевидно, что мы описываем вещи, которые происходят вокруг нас.
— Было ли для вас важным то, что режиссер — женщина, Кимберли Пирс?
— Я не сторонница гендерного равноправия. Я думаю, лучше не думать, кто лучше — мужчина или женщина в качестве режиссера. Я думаю, хорошо, если у режиссера есть какой-то свой взгляд. Действительно, здорово, что Кимберли Пирс пришла из некоммерческого кинематографа. Она замечательный режиссер и мне повезло, что я работала с ней. Кроме того, она друг Брайана Де Пальмы. Таким образом, имела место связь с его фильмом по этому же роману, что для меня было важным.
— События, разворачивающиеся в «Телекинезе», очень экстремальны. С вами случалось что-то подобное в подростковом возрасте?
— По сравнению с фильмом мое тинейджерство было довольно благополучным. Но в этом возрасте в жизни всегда есть место драме. Моему сыну 16 лет, дочери — 11, я больше беспокоюсь за нее, потому что она девушка, у меня нет опыта быть мальчиком! Я думаю, что очень важно, чтобы у каждого ребенка была возможность прийти домой и рассказать, что же его беспокоит. Чувство изоляции — самое разрушительное.
— Вы строгая мама?
— Ну, у меня есть проблемы со свободным временем. Ты говоришь себе: «Ты должна иметь свободное время, ты должна». Но это трудно... Стараюсь подойти к детям с точки зрения актера, разобрать их характер. Вы необязательно должны соглашаться с действиями персонажа, но вы должны понимать, что ваш герой делает то, что он считает самым лучшим для себя.
— Вы любите фильмы ужасов?
— Да. Мне нравится хоррор. Мне нравится жанр. Мне нравится испугаться. Но в «Телекинезе» страх базируется в большей степени на сопереживании. Я думаю, что все лучшие фильмы жанра основаны именно на этом.
— Чего лично вы боитесь?
— Мне не нравится катание на лыжах, и мне не нравится нырять. Я каталась на лыжах около пяти лет. Но однажды вдруг внутри прозвучало: «Я не хочу этого. Мне страшно». Я пытаюсь кататься каждый год, но не получаю никакого удовольствия. Я все еще занимаюсь дайвингом. Не для того, чтобы победить страх. Ныряю больше из чувства, что это надо для выполнения некоей задачи, поставить галочку «сделано».