Из дома во дворец

«Главный» вспомнил историю появления в городе «центров культурно-массовой и просветительской работы».
Текст:
Сергей Медведев
Фото:
Сергей Медведев
Источник:
«Кто Главный.» № 124
23/01/2020 13:36:00
0

Народный дом.

Идея организовать что-нибудь многопрофильное культурно-просветительское и общедоступное пришла в голову людям в конце XIX века. Примерно в одно и то же время, сразу в нескольких странах.
В России такого рода учреждения стали называться Народными домами.
Первый Народный дом возник в 1882 году в Томске. В Петербурге — в 1883 году.
В Народных домах, как правило, были: библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка, музеи.
С 1905 года строительство народных домов получило официальную поддержку. Власти надеялись тем самым смягчить напряженность в обществе, мол, художественная самодеятельность лучше революции.
В январе 1915 года Московская городская дума постановила открыть к 1 сентября 1915 года двенадцать народных домов и открывать ежегодно по три новых. До октября 1917 года успели открыть только два.
Новые веяния докатились и до низовьев Дона.
Николай Парамонов построил такой дом в Шахтах (по размерам —Ростовский молодежный театр).


рис.1.JPG

Успел до революции. В Ростове построить Народный дом не успели.
О его строительстве — в честь 50-летия ликвидации крепостничества в России в 1861 году — было объявлено на всю страну. Во всероссийском конкурсе на лучший проект приняли участие 13 известных архитекторов.
Комиссия — группа из 8 питерских архитекторов во главе с Л.Н. Бенуа и три представителя Общества организаторов самого Народного дома — определили победителя. Работа архитектора Николая Васильева, одного из лидеров «северного модерна», была сочтена лучшей из 13 представленных.


рис.2.jpg

Кстати, Васильев после революции перебрался в США, последним местом его службы была Комиссия по городскому планированию Нью-Йорка. Вот его проект 1922 года — небоскреб для «Чикаго трибьюн».


рис.3.jpg

Народный дом должен был располагаться в рамках квартала по Николаевскому переулку между улицами Лермонтовской и Ермоловской. Общая площадь — 9 000 квадратных метров. В здании предполагались театр со способным к выравниванию полом, чайной-столовой на 300 человек, 4 аудитории на 80 человек, способных к преобразованию в одно помещение, библиотека-читальня, музей наглядных пособий, обсерватория с метеостанцией, а также служебные помещения и жилые комнаты для администратора дома.
Народный дом начали строить летом 1914 года. В фундамент заложили бронзовую плиту с надписью: «В лето от рождества Христова 1914, июня 8 дня, в царствование государя Императора Николая 2-го, при министре финансов Н.Л. Барке, градоначальнике генерал-майоре И.Н. Зворыкине, городском голове Е.Н. Хмельницком, председателе Народного дома А.В. Скуба и строителе Л.Ф. Эберге, заложено сие здание Народного Дома в память 50-летия освобождения крестьян, на участке, отведенном безвозмездно городским управлением г. Ростова-на-Дону, по проекту архитектора Н.В. Васильева».
До революции построить Народный дом не успели — поставили лишь стены. В 1926 году недострой передали табачной фабрике под дом культуры. Позже передали СКВО, им здание принадлежит и по сей день. Как сегодня выглядит дом, так и не ставший народным, можно судить.


рис.4.jpg

Первый в СССР.

В советское время Народные дома преобразовали во Дворцы (или Дома) культуры и рабочие клубы, дополнив культурно-просветительскую функцию идеологической.
Массовое развитие подобных учреждений началось в СССР с ноября 1920 года, когда декретом Совнаркома был образован Главполитпросвет. Первые дворцы и дома пионеров и школьников в СССР были открыты в 1923–1924 годах в Москве. Первый специально построенный (на средства профсоюзов) Дворец культуры был открыт 8 ноября 1927 года в Ленинграде.
Понятно, что Дворцы культуры и рабочие клубы появились и в Ростове.
Первым делом новая власть освоила старые клубы — до революции чисто досуговые заведения.
Клуб советских торговых работников обосновался в бывшем Коммерческом клубе (здание нынешнего Дома офицеров). Клуб Приказчиков (старое здание Музкомедии) стал Клубом табачников. Под клубы были приспособлены и некоторые доходные дома. Например, доходный дом купца Антимонова на Темерницкой стал Клубом связистов (с 1966 года это Дом культуры работников службы быта, «Дунькин клуб»).
В переоборудованном здании Волжско-Камского банка (архитектор Алексей Бекетов) открылся Дворец пионеров и октябрят).


+ рис. 6.jpg

Первым специально построенным дворцом культуры стал Лендворец. В начале 1924 года профсоюз главных мастерских Владикавказской железной дороги в Ростове-на-Дону выступил с инициативой строительства Дворца Труда в честь вождя пролетариата В.И. Ленина.
3 мая 1924 года состоялась закладка фундамента будущего Дворца культуры (архитекторы М.Н. Кондратьев, А. Маркелов, Л.Ф. Эберг). 6 ноября 1927 года состоялось торжественное открытие дворца. В принципе, при желании, Лендворец можно считать первым специально построенным Дворцом культуры в СССР — Дворец культуры имени Горького в Ленин- граде был открыт на два дня позже. Правда, первых посетителей Лендворец принял уже в 1928 году.

рис.5.jpg

Энергетики и строители.

Пик клубной жизни Ростова — 1926 год, в справочниках тех лет я насчитал порядка 30 клубов, самый экзотический — имени Рыкова при кожзаводе на Зеленом острове, в Нахрайоне.
К сожалению, точно неизвестно, когда и по чьему проекту был построен нынешний ДК «Энергетик».


рис.7.jpg

Но первые упоминания о нем также относятся к 1926 году. Тогда этот Дворец культуры назывался Клубом ДонГЭС и, скорее всего, располагался в другом здании, пусть и по тому же адресу.
В справочнике за 1938 год мы можем прочитать другое название — Клуб союза электриков (Семашко, 48, телефон 21034). В войну здание Клуба союза электриков было разрушено. Его восстановлением и перестройкой занимался архитектор Эберг Леонид Леонидович.
Восстановили ДК только к 1957 году.
Похожая судьба и у ДК Строителей.
До революции на этом месте был электробиограф «Солей» с кафе-кондитерской «Ампир». Во время войны здание пострадало относительно не сильно, было восстановлено, и первые послевоенные годы здесь был кинотеатр «Гигант». В пятидесятые годы «Гигант» решили передать Дворцу культуры строителей. Архитектор Николай Григорьевич Худавердов превратил его в образец «сталинского ампира».


+ рис.8.jpg

Сейчас это Дворец культуры «Ростов-Досуг», частная собственность.

ДК РСМ.

В википедийной статье о дворцах культуры мы сразу же наткнемся на изображение ДК завода «Ростсельмаш». Это, так сказать, образцовый пример «дворцовой» архитектуры. В 1928–1929 годах заводской клуб располагался в помещении столовой для строителей Сельмашстроя. Он состоял из небольшой комнаты, простых скамеек и подмостков для сцены. В 1931 году клуб переехал на улицу Клубную. В 1934-м его реконструировали.


рис.9.jpg

Появились комната отдыха, комната для детей, кабинеты политехнической учебы, технической пропаганды, санитарного просвещения, университет культуры. Лекции в университете читали профессора и научные работники ростовских вузов. Это уже был настоящий дворец культуры: здесь работали русский самодеятельный театр, украинский драматический коллектив («под руководством режиссера Ростовцева он поставил немало хороших пьес на украинском языке»), детская хоровая капелла, мужской хор, духовой оркестр, цирк.
Во время войны здание на улице Клубной сгорело, и в конце 40-х было решено построить новый ДК РСМ.


рис.10.jpg

Проект Дворца культуры разработал архитектор Алексей Тимофеевич Мулик.
Строили долго — до 1961 года. Слава богу, проект не претерпел существенных изменений, избежал «борьбы с излишествами», как, например, в Ярославле. Там тоже решили было построить ДК Автозавода по проекту Мулика.


рис.11.jpg

В сентябре 1953-го на совещании руководства автозавода последовало официальное решение «принять проект для строительства». Мулика даже пригласили вместе с семьей переехать из Ростова в Ярославль. Строительство началось в 1956 году.
Однако вскоре от Мулика потребовали внести изменения в конструктивную часть здания, мол, надо отказаться от всего привозного и приспособить проект к возможностям местной стройиндустрии. А потом ЦК КПСС принял постановление об устранении так называемых излишеств в архитектуре. В официальных реляциях тех лет, касающихся дворца, появляется фраза о необходимости «изменений внутреннего и внешнего оформления здания в части исключения архитектурных излишеств». 17 августа 1963 года Алексей Тимофеевич застрелился. Ему было 58 лет.
По словам дочери, в предсмертном письме он написал, что не может мириться с происходящими безобразиями.
Построили ДК только в 1965 году, в виде гигантского сарая.


+ рис.12.jpg

Но вернемся в Ростов.
ДК «Ростсельмаш» открылся в 1961 году.
А вот что в 1966 году написал в «Вечерке» его директор Е. Гринберг: «Что же касается художественной самодеятельности нашего Дворца культуры, то ростсельмашевцы вправе гордиться ею особо. Высокое звание народных носят коллективы оперного, драматического, балетного театров, где труженики цехов и служб завода в свободное от работы время посвящают себя искусству сцены...
В нынешнем году наш народный театр балета был как один из лучших в стране самодеятельных коллективов приглашен в Москву и с успехом показал на сцене Большого Кремлевского театра своего «Корсара» <...> До 20 тысяч производственников принимают участие в деятельности различных секций, кружков, студий, коллективов художественной самодеятельности Дворца».
Сейчас ДК РСМ используется в основном в качестве концертной площадки, но работают и несколько кружков. Библиотеки, театров и музея больше нет. Но, как говорится, «спасибо, что живой».

«Красной Аксай» и ДК РВПО.

Как известно, на месте нынешнего «Областного дома творчества» (еще недавно — ДК «Красный Аксай») раньше стоял собор Сурб Григор Лусаворич (Собор во имя Св. Григория Просветителя), план которого составил архитектор Иван Егорович Старов. Он как раз в это время возводил еще и Таврический дворец.
Собор чудом устоял в богоборческие 30-е.
Его снесли уже при Хрущеве.
По письму трудящихся завода «Красный Аксай»: они просили предоставить им место на площади им. К. Маркса для строительства собственного Дома Культуры. Как ни странно, на защиту собора поднялась городская общественность в лице только что созданного районного отделения ВООПИиК.
Общественность проигнорировали, и в 1963 году собор был взорван. А в 1970-м на его месте соорудили ДК завода «Красный Аксай».


рис.13.jpg

Здание проектировали московские архитекторы, они придумали необычные интерьеры с подвесными потолками и фигуры муз из алюминия. Рельефный фасад был облицован смальтой в сине-желтых тонах.
Как гласит легенда, однажды первый секретарь обкома партии Бондаренко, проезжая мимо ДК, увидел, что Карл Маркс
стоит на синем фоне, ему это почему-то не понравилось. Через несколько дней всю смальту сбили отбойными молотками, а фигуры алюминиевых муз были перенесены на тыльную сторону здания.
В 1969 году собственным ДК решили обзавестись и ростовские вертолетчики. Строительство (в основном своими силами) шло тяжело, а в 1975 году даже было остановлено по «указанию сверху». Директору завода Дмитрию Чумаченко вместе с фрезеровщицей, депутатом Верховного Совета РСФСР Таисией Штыменко пришлось ехать в Москву за разрешением на дальнейшее строительство. 4 ноября 1976 года Дворец культуры вертолетостроителей был открыт.
ДК РВПО — последний дворец культуры, построенный в Ростове на сегодняшний день.


рис.14.jpg

С высокой долей вероятности можно предположить, что эпоха ДК в прежнем виде если и не закончилась, то прервалась.


Автор благодарит Александра Овчинникова (rostovbereg.ru) за помощь в подготовке материала.

Читайте также:


Текст:
Сергей Медведев
Фото:
Сергей Медведев
Источник:
«Кто Главный.» № 124
23/01/2020 13:36:00
0
Перейти в архив