КАК ПРОЙТИ К БОЛЬШОМУ?

№100
«Главный» решил выяснить, где в Ростове располагались первые городские театры и какие театральные здания сохранились до наших дней.
Текст АЛЕКСЕЯ БЫКОВА. ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ.

Первые театральные выступления в Ростове, в начале XIX века, проводились силами трупп из Таганрога. Это было нелегко из-за отсутствия каких-либо помещений для актеров и сложного сообщения между городами. Не было еще железной дороги, не ходили пароходы, а окрестности кишели разбойниками. Ситуация начала выравниваться с установлением регулярного пароходного сообщения только ближе
к середине XIX века. 


В 1834 году в Ростове-на-Дону открылся первый нестационарный (балаганный) театр на Базарной площади.

2 сентября 1840 года купец Александр Садомцев построил в Городском саду (парк им. Максима Горького) деревянный театр для таганрогской труппы и других гастролеров. Это было скромное сооружение, рассчитанное на 100 человек. Декорации и костюмы привозились из Таганрога. 

В 1859 году Садомцев построил еще одно театральное здание, оно располагалось напротив нынешней гостиницы «Московской», однако театр быстро обветшал и пришел в упадок.


Ростов тех лет значительно уступал Таганрогу во всех отношениях — этим и объясняется такое внимание к деятелям театра из соседнего города.


Ростовский глава Андрей Байков, многое изменивший в облике города, в самом начале своего руководства обратил внимание на жалкое состояние театров. Городская дума, выделив на исправление ситуации значительную сумму, начала искать добровольцев, которые взялись бы за постройку и руководство новым театром. На призыв откликнулись почетный гражданин Ростова Марк Драшкович, нахичеванский купец Карп Гайрабетов и купец И. Грибанов. 

Затраты на строительство театра превысили указанную в договоре смету в три раза, после чего городская администрация отказалась продолжать выплаты. 

Но, как это ни странно, купцы в судебном порядке все-таки добились выделения всех требуемых средств. 

В процессе переговоров и судов Гайрабетов, взявший на себя всю инициативу, умудрился добиться запрета на постройку любых других новых театров в Ростове, став, таким образом, монополистом по оказанию «театральных услуг» в городе.

Новый театр получил в народе название Гайрабетовский. Он был построен на месте, где сейчас располагается городская администрация, на Петровской площади. Его открыли 23 июня 1863 года. Это было низкое, бревенчатое сооружение, рассчитанное на 420 человек. Буквально через несколько дней после открытия на сцене театра выступал великий русский актер Михаил Щепкин, который проездом был в городе. Знаменитый Щепкин сыграл свои лучшие роли — Городничего и Фамусова. Однако на второй день не пришел ни один зритель, из-за чего постановку свернули, а Михаил Щепкин уехал в Ялту, где умер через две недели. 

Гайрабетов сделал вывод: никаких серьезных произведений.
С тех пор в театре ставились в основном потешные сценки, комедии, которые снискали популярность в народе. Петровскую площадь стали называть Театральной.


В конце XIX века деревянные театры строили быстро, но они так же быстро сгорали из-за отсутствия элементарной техники безопасности. Представьте себе в маленьком, забитом до отказа Гайрабетовском театре огромную люстру с 36 керосиновыми лампами, и вы поймете степень опасности. Можно считать чудом, что театр простоял до 1895 года, пока на его месте архитектор Померанцев не воздвиг здание городской администрации, которое сейчас считается одним из самых заметных строений Ростова-на-Дону. 


Быстро растущему Ростову был необходим хороший каменный театр, но из-за соглашения с Гайрабетовым Дума не могла дать разрешение на его постройку. Остается только гадать, каким образом в 1873 году доктор Е.И. Ткачев в своем саду выстроил летний деревянный театр на 1200 мест. Ткачевский театр-цирк регулярно горел и неоднократно восстанавливался. В конечном итоге его закрыли из-за ветхости здания. Не зря, потому что оно практически сразу сгорело дотла. На его месте построили новое каменное здание, которое сегодня нам известно как «Киномакс-Победа» на Садовой. После постройки оно было быстро приспособлено под кинотеатр, а в его дворе до 1957 года регулярно проходили выступления цирка-шапито, пока у работников цирка не появилось собственное здание на Буденновском.


Первый каменный театр в городе решил строить фабрикант Асмолов, брат основателя ростовской табачной фабрики. Он задумал строительство во времена, когда Гайрабетов оставался официальным монополистом. Однако Асмолов нашел лазейку: городская дума дала разрешение на постройку большого каменного здания, во всех договорах именовавшегося «концертным залом», а не театром. 

Так в 1883 году началась история самого знаменитого ростовского театра тех лет — Асмоловского. 

Это здание находилось рядом с современным Домом офицеров на Буденновском, и оно во всех отношениях было превосходным. Проект был составлен столичным архитектором Шервудом: зал на 1100 мест, прекрасная акустика, партер, бенуар, бельэтаж — все это было сделано на таком высоком уровне, что Асмоловский театр долгое время считался одним из лучших провинциальных театров России. Большой вклад в его развитие сделали и талантливые сотрудники, среди которых выделяется режиссер Николай Синельников. Синельников, по его собственным воспоминаниям, очень долго отучал ростовскую публику от низкосортных произведений, к которым она привыкла в Гайрабетовском театре. 

В 1920 году театру присвоили имя Луначарского. Современники шутили, что театр не выдержал такой чести и в год переименования, 28 ноября, полностью сгорел. Обгоревшие стены здания восстанавливать не было смысла — их разобрали.


После сноса Гайрабетовского театра строительство новых концертных залов пошло быстрее. В 1896 году купец Алексей Машонкин возвел деревянный цирк-театр на проспекте Таганрогском (Буденновском), на месте современного цирка. Построен цирк-театр был из рук вон плохо: никакого отопления, крыша постоянно протекала, артисты жаловались на заработанный
во время зимнего сезона ревматизм и задержки зарплаты. Дело доходило до того, что полиция просто изымала кассу театра для раздачи заработанных денег артистам. Современники называли это здание «театр-хлев». 

 

В 1906 году 12 октября на этом же месте был открыт новый каменный театр — его строительством руководила уже вдова Машонкина. А в 1910 году рядом с ним был построен летний сад-театр «Буфф». Здесь проходили постановки небольших театральных трупп. 

Новый Машонкинский театр был универсален: в течение суток его могли переподготовить как для цирка, так и для театра, однако он во многом проигрывал Асмолову: высокий потолок плохо влиял на акустику, сцена не имела механических приспособлений. 

После революции театру сначала дали имя Маркса, а в 1920 году заведение стало называться «Большим театром». После пожара в Асмоловском театре Большой стал главным театром Ростова. Сюда же перешли на работу и артисты сгоревшего Асмоловского театра.


1 октября 1935 года труппа Большого театра дала свой последний спектакль. Шла пьеса Корнейчука «Платон Кречет». После этого артисты переехали в новое здание — на Театральной площади.


С 1935 года до начала Великой Отечественной войны в «Большом театре» работал Ростовский театр музыкальной комедии. Во время войны театр сгорел, и на его месте в 1958 году было возведено здание цирка, существующее и поныне.


Еще один каменный театр на 820 человек был построен в 1901 году в Новом поселении Ростовским артистическим обществом, которое уже в 1903 году разорилось. Здание было передано купцу Ростовцеву, а в 1909 году сгорело.


Как мы видим, у ростовских театров непростая судьба. Они часто горели. Те, что не сгорели сами по себе, сгорели в войну. Эта судьба постигла, например, деревянный летний театр «Загородка» (на месте кинотеатра «Россия»). Он был создан на рубеже XIX-XX веков. Здесь работал Надеждин, будущий худрук Таганрогского драматического театра, а в 1941 году, за несколько месяцев до войны, организован театр эстрады. «Загородка» была полностью уничтожена во время войны. 

Кроме того, на территории парка имени Горького до сих пор можно видеть и руины разрушенного во время войны приказного клуба — там до войны располагался ТЮЗ. 


Единственный дошедший до наших дней дореволюционный театр (и сохранивший при этом род деятельности) — это нынешний Молодежный театр, а в прошлом — Нахичеванский городской театр, построенный в 1899 году архитектором
Н.Н. Дурбахом. 

Небольшой, но аристократически красивый, он был изначально рассчитан на 600 человек, его фойе расписывал именитый новочеркасский художник И.И. Крылов. Рассказывают, что при строительстве в его стены были вмонтированы глиняные кувшины для улучшения акустики. Сразу после его открытия сцены Нахичеванского театра арендовал Синельников, который вместе с частью труппы Асмоловского театра регулярно давал здесь представления. Кстати, до постройки знаменитого «Трактора» театр носил имя Максима Горького.


С некоторой натяжкой к старым театральным зданиям, сохранившим свой, так сказать, профиль, можно отнести и нынешнюю филармонию. Здесь в старом клубе медработников еще
в 1917 году открылось кафе-театр «Марс». Потом здесь был штаб Красной армии, а после Великой Отечественной сюда перебралась труппа театра имени Горького (здание театра было разрушено). После реставрации театра имени Горького бывший «Марс» был полностью переделан под нужды переехавшей сюда Ростовской филармонии. 


Сохранился до наших дней и театральный зал в бывшей гостинице «Южная». В 20-х здесь располагался театр «Гротеск», а с 1953-го — Театр кукол. Ныне здание на углу Ворошиловского и Суворова принадлежит «Газпрому», и что там происходит, широкой публике неизвестно. 

К театральным, в общем-то, можно отнести и здание Дома офицеров. С лета 1938 года до самого начала войны здесь ставил спектакли Театр Красной Армии СКВО.

Есть еще одно здание в Ростове, о котором нельзя не упомянуть в этой статье. Это бывший клуб приказчиков на Серафимовича, 88. Здание построено в 1899 году. С послевоенных лет до 2000 года здесь располагалась Ростовская музыкальная комедия.

Клуб приказчиков имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. В настоящее время здание не эксплуатируется и постепенно разрушается. Так что спешите видеть, пока не рухнуло.

№ 100 Июль-Август2014 г.

Имя улицы

«Главный» изучил историю появления в Ростове канализации.

Имя улицы

Главный прошелся по ростовским паркам развлечений в поисках самого старого аттракциона.

Имя улицы

«Главный» продолжает исследовать проблемы, стоявшие перед городским сообществом в дореволюционный период.

Имя улицы

«Главный» изучил историю Нахичеванского базара.

Имя улицы

«Главный» продолжает изучать быт старого Ростова и его окрестностей. На очереди — музеи.