ТЕАТР ВАЖНЕЕ РЕВОЛЮЦИИ.

№57
«Главный» продолжает свои исследования в области топонимики ростовских улиц. На очереди Театральная площадь.
Текст Лариса Кружалина.

«Шел, бывало, мимо каменных домов и чугунных решеток и прямо с тротуара ступал в бархатную пыль степной дороги, нагретой солнцем. Булыжная мостовая с трамвайными рельсами выбегала в распахнутое поле и пересекала его. По одну сторону рельсов тянулся пустырь, где в ярмарку ставили карусели, качели, балаганы. За пустырем —мусорные свалки, угольные склады и угольный, прокопченный, рабочий, неприбранный берег реки. По другую сторону сеяли хлеб. Вдоль хлебного поля, параллельно трамваю, была протоптана дорожка, ее обсадили молодыми акациями».

Такой изобразила писательница Вера Панова в своем «Сентиментальном романе» границу между двумя городами — Ростовом и Нахичеванью, на месте которой сегодня находятся Театральный проспект и главная площадь Ростова — Театральная. В повести «Перемена» Мариэтты Шагинян «граница» двух городов или межа —место особое. «Из шумного Ростова попадаешь в чинный, чопорный городок с приглушенным шумом шагов на тротуарах, в два ряда усаженных белыми акациями, с припущенными веками-ставнями изящных особнячков александровской эпохи, с лепными украшениями и подъездами».

В 1838 году на меже были водружены столбы, символизировавшие въезд в Нахичевань. Они представляли собой невысокие каменные сооружения —кубические пьедесталы с карнизами, увенчанные шарами. В арочных нишах пьедесталов были установлены литые металлические виньетки с гербом города, датой его основания (1779 год) и надписью «Граница города Нахичевани-на-Дону». 

Столбы разобрали в 1933 году. В конце 1929 года в Ростов приехал зверинец, принадлежавший частному владельцу Анатолию Филатову. Зверинец расположился на пустынном поле Нахичеванской границы. Но в скором времени зверинец конфисковали и передали ростовскому зоопарку. Со стороны Ростова к пустырю примыкал комплекс корпусов Николаевской больницы, а со стороны Нахичевани —Александровский городской сад и Георгиевская площадь. На месте стелы с Никой стояла Георгиевская церковь. Чуть восточнее нынешней стелы в 1912 году по проекту архитекторов Буткова и Вальтера было построено здание в стиле модерн — управление Владикавказской железной дороги.

Земля межи никогда не пустовала —на ней сажали пшеницу, лен, овес. Чуть ниже пустыря, ближе к Дону, в голодные годы гражданской войны жителям Ростова и Нахичевани раздали землю под огороды. Кооператив «Мысль и хозяйство» обустроил небольшие —по три аршина грядки, которые сдавались в аренду. 

Притягивал пустырь и любителей легкой добычи. Для того чтобы пересечь его вечером, люди собирались в группы, да и днем ходить там в одиночку было страшновато. Но до Нахичевани можно было добраться и общественным транспортом.

В 1890 году Нахичевань была связана с Ростовом первой и единственной в России междугородной конной линией. В 1902 году заработал первый в России междугородный электрический трамвай.

28 декабря 1928 года Ростов и Нахичевань-на-Дону объединили и объединенному городу присвоили наименование Ростов-на-Дону.

В 1930 году в Ростове решили строить театр. Место выбирали долго. Рассматривались три варианта. Первый —Покровская площадь. Второй — площадка между улицами Пушкинской, Сенной (ныне улица имени Максима Горького), Ворошиловским проспектом и Казанским переулком (ныне Газетный).

Был и третий вариант —построить театр на пустыре между Ростовом и Нахичеванью. В 20-е годы и первую половину 30-х пустырь гордо именовался площадью Революции, хотя даже на фотографии 1934 года хорошо видно, что называться площадью там было просто нечему —дорога, редкие деревья, кусты.

Решающим мнением для выбора места стали объемы будущего театра. Требовалось около двух гектаров. Ростово-Нахичеванский пустырь подходил идеально.

Строительство началось в 1931 году. Вот как описывает «стройку века» Вера Панова, жившая рядом с Александровским садом. «В начале тридцатых годов на «границе» строили театр. Поле было изрыто котлованами, завалено строительными материалами, ходили паровозы, выбрасывая кучевые облака, в облаках передвигались краны... Театр построили великолепный, с самой большой и самой усовершенствованной в мире сценой, из самых дорогих материалов, во всех газетах писали о нем... В войну он был разрушен фашистской бомбой».

Театр был построен по проекту академика архитектуры В. А. Щуко в соавторстве с профес- сором архитектуры В. Г. Гельфрейхом. Его открытие состоялось 29 ноября 1935 года. Это здание собственно и придало площади завершенный вид.

Благодаря театру получила и новое имя площадь Революции, ее переименовали в Театральную. Для тех времен замена «революции» «театром» была неслыханной дерзостью.

Ростово-Нахичеванская межа стала Театральным проспектом. Незадолго до перестройки Театральный проспект получил имя Анастаса Микояна, советского политического деятеля, брата знаменитого авиаконструктора. Но название не прижилось. Вскоре проспект снова стал Театральным.

№ 57 Сентябрь2010 г.

Имя улицы

Главный прошелся по ростовским паркам развлечений в поисках самого старого аттракциона.

Имя улицы

«Главный» продолжает исследовать проблемы, стоявшие перед городским сообществом в дореволюционный период.

Имя улицы

«Главный» изучил историю Нахичеванского базара.

Имя улицы

«Главный» продолжает изучать быт старого Ростова и его окрестностей. На очереди — музеи.

Имя улицы

«Главный» выяснил, как в Ростове появились первые кредитные организации.