«Антрацит» по Дону плавал

«Главный» вспомнил, что когда-то в Ростове было свое судостроение.
Текст:
Сергей Медведев
Источник:
«Кто Главный.» № 110
13/02/2020 15:47:00
0

Появление судостроения на Дону связано с именем предпринимателя Дмитрия Александровича Пастухова. Родился Дмитрий Пастухов в Ярославле, в семье потомственного почетного гражданина А.М. Пастухова, окончил Петербургскую коммерческую школу Святой Анны. После смерти отца получил наследство — капитал и недвижимость, и с братом Николаем уехал в Петербург, где оба стали одними из учредителей Волжско-Камского коммерческого банка. В 70-х годах позапрошлого века Дмитрий Пастухов приобрел прилегающие к Сулину антрацитовые копи и построил там чугуноплавильный и железоделательный завод — самое крупное промышленное предприятие на Дону.
Примерно в то же время Пастухов приобрел в Ростове два расположенных рядом завода — чугунолитейный и механический. Заводы Пастухов объединил.
В 44 номере «Ведомостей Ростовской-на-Дону городской управы» (30 октября 1889 года) на первой странице мы можем прочитать: «В среду, 26 октября, противу завода Д.А. Пастухова на берегу реки Дон заложена первая Донская судостроительная верфь. Одновременно заложены морская стальная шхуна для перевозки антрацита и речной пароход.
Это есть начало судостроительного дела на реке Дон, которое — если разовьется — будет иметь громадное значение для нашей отпускной торговли и для речного судоходства. Много труда и много средств положены Д.А. Пастуховым для достижения результата, который праздновался 26 октября. По окончании молебствования на месте закладки, где радушный хозяин широко угощал рабочих завода, гости были перевезены на завод, и здесь предложен был им обед. Много было высказано сердечных пожеланий Д.А. Пастухову успеха начатому делу».
Уже 18 июня 1889 года эта первая паровая шхуна, получившая немудреное название «Антрацит», была торжественно освящена.
Шхуну заказал пароходовладелец, купец 1-й гильдии Иван Кошкин, владелец Грушевских копей.
Верфь Пастухова сразу стала одним из крупнейших предприятий города.
Завод выпускал сухогрузные суда, буксиры, пассажирские речные колесные пароходы. Пароходы «Донец», «Ростов», «Казак», «Казачка», «Святополк-Мирский» входили в число лучших на Юге России.
Паровые шхуны и баржи Пастухова плавали по Черному, Каспийскому и Средиземному морям. В 50 лет у Пастухова был собственный пароход — «Дмитрий» и несколько барж.
Умер Дмитрий Александрович Пастухов в 1909 г. на 64 году жизни и похоронен в Ростове, на Братском кладбище.
26 октября, но уже 1922 года, национализированный завод Пастухова получает новое название — «Красный Дон».
В 1929 году на заводе вновь начинают строить суда. Первым со стапелей сошел двухдечный пароход «Москва». За довоенный период было построено более 400 судов.
Кроме пароходов, завод изготавливал шлюзовые ворота, мосты, подъемные краны, а также оборудование для угольной промышленности.
В годы войны здесь изготавливали корпуса ФАБ-100 (авиационные бомбы), наплавные мосты, корабли Азовской флотилии.
7 октября 1992 года завод был преобразован в ЗАО «Красный Дон».
Производство судов плавно сошло на нет.
Последняя информация (лето 2012 года, газета «Ведомости») о заводе такова: «Сейчас составляющая набережную улица Береговая, по данным мэрии Ростова, начинается от проспекта Сиверса и заканчивается через 2,3 км на Богатяновском спуске, упираясь в территорию неработающего завода «Красный Дон». После продления Береговой набережная удлинится до 5,3 км, на ее новом участке будет построена четырехполосная дорога. «Красному Дону» принадлежат 5 га на месте будущей набережной, 1–1,5 га придется отдать городу, а на остальной территории мы планируем построить жилой комплекс», — рассказал гендиректор ЗАО «Красный Дон» и владелец группы «Жилстрой» Андрей Смехунов. «Красный Дон» принадлежит «Жилстрою», — уточняет он».
Пока эти планы не реализованы.

Читайте также:


Текст:
Сергей Медведев
Источник:
«Кто Главный.» № 110
13/02/2020 15:47:00
0
Перейти в архив