В начале 30-х годов 20 века Ростов развивался особенно интенсивно. На окраинах появились крупные предприятия, такие как завод «Ростсельмаш». Тысячи людей ежедневно добирались из одного конца города в другой, и трамвайная сеть перестала справляться с перевозками.
В 1932 году в брошюре «Ростов во второй пятилетке» появилась информация: «Намечается шире развернуть автобусное движение, где это возможно, пустить троллейбусы (электрические автобусы)».
По словам ростовского краеведа, одного из авторов книги «Троллейбус родом из Ростова» Геннадия Беленького, идея так и осталась бы нереализованной, если бы не инициатива инженеров из Управления ростовского трамвая — финансирования идеи предусмотрено не было.
— Был в управлении такой инженер, по фамилии Соболев. Энтузиаст, автор статей, посвященных теории пассажирских перевозок в городах. Он знал, что в Европе уже активно используются троллейбусы в качестве городского транспорта, и предложил собрать первый в стране опытный пассажирский троллейбус, — рассказывает Геннадий Беленький.
Соболев разработал проект переоборудования старого автобуса в троллейбус.
В своей докладной записке руководству завода инженер Соболев написал: «Решено было построить опытный троллейбус. Срок назначен на 7 марта 1932 года. Однако, несмотря на все мои нажимы, изготовление тормозилось заводом, а теперь дело за мастерской. Все, что я мог сделать в смысле ускорения — я сделал, но мне как автору предложения уже неудобно более настаивать на выполнении... Необходим свыше резкий нажим, т. к. дела по существу очень мало, но надо иметь желание выполнять, а его, как видно, нет...».
На письмо Соболева отреагировали быстро, но в срок все равно не успели. Только в феврале 1933 года опытный образец был изготовлен, и начались испытания на улице 1-й Степной. Испытания доказали реальную возможность устройства троллейбусной линии для перевозки пассажиров.
Вышеописанные факты стали известны сравнительно недавно — только в 2001 году, когда Геннадий Беленький вместе с бывшим начальником трамвайного управления Николаем Редьковым обратились к Государственным архивам Ростовской области.
— Работая над книгой, мы просматривали материалы о деятельности трамвайного управления в 30-е годы и неожиданно обнаружили документы, подтверждающие удивительный факт: Ростов вполне мог стать первым троллейбусным городом страны, — рассказывает Геннадий Леонидович. — Постройка опытного троллейбуса началась здесь раньше, чем в Москве. Москвичи с неудовольствием восприняли подобный факт, ведь они были уверены, что первый троллейбус изготовили именно в столице. Но с документами не смогли не согласиться.
В 2004 году в переизданном томе Большой Российской Энциклопедии в разделе «Хронологический указатель важнейших событий в истории отечественной техники» появилась запись: «1933 г. Построен первый отечественный пассажирский троллейбус в Ростове-на-Дону».
Однако производство ростовских троллейбусов так и не было поставлено на поток. В ростовской газете «Большевистская смена» вышла заметка от 11 июня 1934 года «Ростов будет иметь троллейбусы». В ней говорилось о том, что строительство в 1935 году шести троллейбусов для Ростова будет вестись в Москве, на заводе «Динамо».
Однако в Москве ростовский заказ не успевали выполнить вовремя, и троллейбусы приобрели в Киеве, там тоже разрабатывали «троллейбусное направление».
В итоге Ростов оказался третьим городом в СССР , где пустили троллейбусы — после Москвы и Киева.
По словам Геннадия Леонидовича, ростовчан опередил Ленинград на четыре месяца. Для этого пришлось пойти на хитрость. Троллейбусные линии в Ростове ввели в эксплуатацию не сразу, как в Ленинграде, а участками.
Первая линия связала Сельмаш с Театральной площадью. Билет на троллейбус стоил 30 копеек. Это было вдвое дороже, чем билет на трамвай, но троллейбусы оказались гораздо комфортнее, чем трамваи: мягкие сиденья, занавески на окнах, вентилятор.
В газете «Молот» за 20 июня 1936 года сказано, что в первый день было перевезено тремя троллейбусами 4 387 пассажиров, а общая выручка составила 1 316 рублей 10 копеек.
К 1989 году по масштабам троллейбусного сообщения Ростов имел 22 троллейбусных маршрута и занимал 4-е место в России после Москвы, Ленинграда и Новосибирска.
В 90-е годы электротранспорт потерял около 40 миллионов пассажиров. Все они ушли к автобусам-экспрессам.