Доподлинно известно, что до того, как Андрей Байков в 1862 году возглавил город, общественного транспорта как такового в Ростове не было. Роль такси выполняли извозчики. Услуга была недешевой: на содержание лошадей у «водителей кобыл» уходило много денег, поэтому пользовались ей лишь обеспеченные горожане. Даже когда в Ростове появились первые конки и омнибусы, спрос на извозчиков был достаточно большой: в 1886 году в Ростове работали 200 постоянных извозчиков, а временных насчитывалось порядка 15 тысяч.
Ростовские извозчики подразделялись на два класса или, как тогда называли, «разряда». Перворазрядники обслуживали богатых пассажиров, а второразрядники были рассчитаны на простолюдинов и за проезд брали гораздо дешевле. Для различения этих разрядов использовались специальные знаки: к примеру, ростовские извозчики первого разряда носили белые бляхи, а второго — желтые.
Видимо, высокая конкуренция вынуждала ростовских извозчиков идти на разного рода ухищрения. Газета «Приазовский край» в 1892 году сообщала: «Следует также обратить внимание на проделки перворазрядных извозчиков: они по вечерам закрывают фартуками бляхи для того, чтобы седок не мог разглядеть ее цвета, фонарей же, по которым различается разряд, они часто совсем не зажигают, а если и зажигают, то один, и на ваш протест извозчик заявляет, что горели-де оба, да один потух». Речь здесь идет о том, что перворазрядники специально вводили ростовчан в заблуждение, выдавая себя за более дешевых извозчиков.
Контролировать частный извоз и по тем временам было достаточно непросто. Много было «самозанятых» граждан, которые просто подвозили людей за плату: «Попадаются между такими извозчиками также кучера, деревенские рабочие, не знающие ни одной улицы города, и, взяв такого извозчика, вы говорите ему улицу, куда везти он вас должен, он, усердствуя, не объясняет вам, что он города не знает, везет куда глаза глядят и, если вы сами не знаете города, то он вас будет возить целые часы» — писали в этой же газете.
О необходимости контроля и настаивал журналист «Приазовского края»: «Наши извозчики, по-видимому, давно не подвергались осмотру и никем не контролируются, ибо между ними, особенно между так называемыми второразрядными с желтыми бляхами, есть лошади, сбруи и экипажи, которых не следовало бы выпускать на биржу (так назывались стоянки извозчиков. — «Главный») и учредить контроль над нею, как это делается в других благоустроенных городах».
В 1913 году извозчиков в Ростове насчитывалось свыше 3 тысяч. Как следует из заметки в «Большевистской смене» (1936 год), в дореволюционное время в Ростове было 80 трамвайных вагонов, а легковых автомобилей насчитывалось всего 7 — они принадлежали известным ростовским купцам и сановникам. В 1927 году в городе было открыто автобусное движение. Кроме того, население обслуживали 50 пассажирских извозчиков, а также 18 частных легковых машин.
Со временем в Ростове появились таксомоторы, которые начали вытеснять извозчиков с улиц. К тому же проезд на машине обходился пассажирам гораздо дешевле, чем на лошади.
В 1936 году газета «Большевистская смена» опубликовала заметку с названием «Последний извозчик Ростова», где, в частности, указывалось, что в городе осталось всего 25 извозчиков. Любопытно, что ровно спустя месяц в этой же газете публикуется материал «Последний извозчик», но уже о Париже. Там говорилось о том, что последний парижский извозчик был награжден правительством своего города. Вполне вероятно, что таким образом журналисты намекали властям, чтобы и ростовских извозчиков тоже представили к награде.
В Ростове первые таксомоторы появились еще в 1926 году, через год после их появления в Москве. Это были 4-местные автомобили французской марки «РЕНО KG». В этих машинах не были установлены счетчики, поэтому временная такса была строго зафиксирована: час езды до пяти часов вечера стоил 7,5 рубля, а после — 10. Но для гостей города маршрут от вокзала до любой гостиницы Ростова стоил всего 2 рубля.
Наконец, в 1939 году в Ростове появились первые четырнадцать такси, которые были оборудованы счетчиками. Это были автомобили ГАЗ М-1, выпускавшиеся в СССР с 1936 по 1942 год. Одновременно с ними на линию вышли маршрутные такси, которые курсировали от вокзала до Сельмаша, — это были советские «лимузины» ЗИС-101.
После войны большую часть такси составлял Газ-М-20 «Победа». Именно на их кузовах в 1948 г. появилась «шахматная полоса», а в углу лобового стекла замелькал зеленый огонек, по которому можно было понять, что такси свободно. С появлением 21-й «Волги» в шестидесятые годы такси стали красить в бело-красный цвет. А оранжевая «шашка» на крыше впервые появилась на 24-й «Волге» в семидесятые годы. Эти автомобили производились на протяжении 16 лет, и уже ближе к 90-м годам их стали заменять на ГАЗ-3102.