ВАРЕНИКИ ВМЕСТО ЕЛКИ.
Как известно, своим указом Петр I перенес празднование Нового года с сентября на декабрь. Чтобы было, как в Европе. Петр также повелел украшать ворота, улицы, крыши трактиров ветками сосны или можжевельника. Горожанам предписывалось учинять стрельбу и жечь костры в новогоднюю ночь.
Где взять сосну или можжевельник, особенно на Дону, царь не объяснил.
После смерти Петра I еловые украшения прижились только на крышах трактиров, став их отличительной чертой. Выражение «идти под елку» означало сходить в кабак.
И только в середине 30-х годов XIX века елка появляется в зажиточных домах. Это был прусский обычай, который привезла с собой на новую родину принцесса Шарлотта, жена Николая I.
Как и во всей Российской империи, простые жители Дона с середины XIX века наряжали праздничные деревья — обычно те, которые росли во дворе. Обычай этот до сих пор остался в некоторых донских станицах и хуторах: в каждом дворе наряжают дерево, а сосна это или какое-то другое дерево, не имеет значения.
Несмотря на то, что большинство населения России 1700 год встречали зимой, донские казаки не приняли нововведение. Вплоть до конца XVIII века они встречали Новый год осенью.
Впрочем, и без собственно Нового года зимних праздников было в избытке. В России веселиться начинали в Рождество и заканчивали в Крещение.
К местным особенностям можно отнести так называемый «щедрый вечер». Как пишет научный сотрудник Старочеркасского музея-заповедника Галина Астапенко, его праздновали накануне Нового года:
«В этот вечер варили вареники и ходили щедровать, то есть поздравлять станичников с Новым годом. Щедровики надевали на себя разные маски, костюмы и в таком виде ходили по домам, поздравляя хозяев с наступающим Новым годом».
Вот пример мужской щедровки:
«...А ты дяди пан, А ты выйди к нам, А ты выйди к нам, да вынеси к нам Вареников блюдку, да маслица глудку, Бутылку вина "Сантуринского"...»
Просьбы перебивались припевом — «Святой вечер, добрый вечер».
Сантуринское вино — это, между прочим, сладкое вино с острова Санторин, Греция, любимый напиток Чехова (в юности).
Как пишет Астапенко, хозяева должны были отблагодарить щедровиков: угостить варениками, конфетами, другой снедью, давали также деньги. Вареники чаще всего делали с творогом, но несколько штук готовили с мукой, солью, монетой, оставляли пустыми. Достанется вареник, начиненный мукой, жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью — горькой, пустой вареник — пустая жизнь, с монетой — счастливая и долгая.
После 1918 года, когда в СССР был введен григорианский календарь, вареники стали лепить на Старый новый год, то есть 13 января.
ВМЕСТЕ ВСТРЕТИМ НОВЫЙ ГОД.
В начале ХХ века в моду вошли поздравительные почтовые открытки. В это же время Новый год начали встречать и в общественных местах. Ставились елки, организовывались новогодние представления в школах, гимназиях, в народных домах, коммерческих клубах. В канун праздника обеспеченные люди старались поспеть с визитами по многим адресам, чтобы лично поздравить, выпить и закусить. Визитеров везде ждали вкусно накрытые столы.
Перспектива встречать Новый год в тихом семейном кругу больше не прельщала и ростовчан. К 31 декабря все места в ресторанах были полностью забронированы. Страницы местных газет пестрели разнообразной рекламой шоу, представлений, концертов, повсеместно на улицах разворачивались палатки балаганов, а зазывалы соревновались друг с другом, придумывая на ходу свои скороговорки: «Человек без костей, гармонист Фадей, жонглер с факелами, на лбу самовар с углями!»
Газета «Приазовский край» в 1909 году в канун праздника напечатала такое объявление: «Большая Московская гостиница приглашает на встречу Нового года. Ожидается ужин с участием оркестра». Другая заметка гласит, что в Ростовском на Дону театре идет рождественский репертуар.
Дети в праздник также не оставались без внимания: еще в 1897 году та же газета приглашала юных ростовчан на елку. Анонсировалось, что на сцене будет стоять роскошно убранное дерево, а в заключение гостей ждут «туманные картины».
Зимний сад «Пале де Кристалл» оповещал со страниц газет о бале-маскараде с серпантином и конфетти, вход для мужчин составлял 50 копеек, а для женщин — 30.
1 января проводились традиционные праздничные катания на санях. Вот как писала об этом газета «Приазовский край»: «Залихватски покрикивая "Эх, затопчу!", нахичеванский лихач вовсю гнал лошадей по Большой Садовой. Весело было не только ему: прохожие по обеим сторонам улицы просто умирали от смеха. И было от чего. Обгоняя другие повозки, он не замечал, что у саней вывалилось дно, и его седоки бегут по земле в санной коробке со скоростью лошади».
ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.
Сталин, считавший елки чуждым советскому человеку явлением, в 1929 году отменил празднование Нового года, оставив всего лишь два государственных праздника — 7 ноября и 1 мая.
Однако уже в 1935 году было принято решение все-таки проводить детские утренники — елки, причем в обязательном порядке в каждом населенном пункте и районе.
Никита Хрущев так писал об этом: «Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: "Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город". <…> Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. <…> Постышев поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?" Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим". Так это и произошло. Постышев выступил в "Правде", другие газеты подхватили идею».
ЕЛКИ НЕ ОСТАНОВИЛА ДАЖЕ ВОЙНА.
Вот как описывает ростовская газета «Молот» празднование Нового года в 1943 военном году: «Все елки в Ботаническом саду были хороши, но ребята облазили весь сад, прежде чем облюбовали молоденькую зеленую елку. С утра до позднего вечера в пионерской комнате толпились ребята, делая игрушки, рисуя плакаты, разучивая игры и инсценировки по басням Крылова. В просторных комнатах Дворца пионеров сегодня должны зажечься две громадные елки. Детям, приглашенным на городскую елку, заготовлено более тысячи праздничных подарков.
Во время зимних каникул во всех кинотеатрах города пройдут детские кинофестивали. Ребята посмотрят целый ряд лучших советских фильмов. Коллектив театра имени Горького поставит для школьников старших классов спектакли "Фельдмаршал Кутузов", "Жди меня", "Собака на сене" и другие».
Другая заметка, датированная этим же годом, гласит, что «шахтинский горпромкомбинат выпустил первую партию елочных игрушек. Среди них — зайчики, собачки и куклы. В ближайшее время будет выпущена новая партия елочных игрушек».
Для взрослых кинотеатр «Руж» подготовил новогодний концерт. При этом упоминается, что вместе с билетом гостю выдается пропуск для хождения по городу после часа ночи.
В 1944 году в Ростове общегородская елка, высотою семь метров, была установлена во Дворце пионеров. Над ее художественным оформлением работали около ста человек. Планировалось, что посетят ее 15 тысяч школьников Ростова и каждый получит новогодний подарок.
Учащихся 8–9 классов ростовский городской комитет ВЛКСМ приглашал 31 декабря на большой новогодний бал-маскарад.
В первый после окончания войны Новый год в «Молоте» ресторан «Дон» дал объявление, что 31 декабря состоится новогодний ужин с оркестром.
Наркомторгом СССР в 1945 году детям из Ростова было выделено около 54 тысяч подарков. Их раздавали на общегородской елке, вручали детям военнослужащих, развозили по детским садам и школам.
Уже в предвоенные годы в ростовских газетах можно было прочитать, например, такое объявление: «Нахичеванский горпищеторг продает елки разных размеров, принимает заявки на детские подарки».
Но это в Ростове. А вот в Миллерово, например, елки не попадали.
Директор Миллеровской школы рассказывала в интервью местной газете о том, что сосну или елку на праздник взять было негде, поблизости они не росли. «Учителя придумали заменить ее на вишенку. Деревце украшали ватой, многие игрушки делали своими руками — из картона вырезали и раскрашивали животных, из лоскутков шили кукол. Настоящие игрушки, сохранившиеся с довоенных праздников, приносили из дома. Они и становились подарками. Отличникам разрешалось срезать по одному украшению с новогодней вишни. Дети с родителями готовили костюмы из простыней, покрывал, бумаги. Наряжались в персонажей русских сказок: Царевна-лебедь с бумажной звездой во лбу, Иван царевич с луком, конечно, множество снежинок. Пели песни под баян, водили хоровод».
ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ, И ВЫШЕ!
В послевоенные годы Новый год стал официальным праздником, а 1 января — выходным днем.
К Новому году взрослые пытались достать дефицитные продукты, а 31 декабря ходили друг к другу в гости. Детей укладывали спать, а 1 января утром под елкой их ждали подарки от Деда Мороза.
Украшали к празднику и город. В «Вечернем Ростове» за 1965 год можно прочитать: «В новогодний праздник и дни школьных каникул на Театральной площади и Пушкинском бульваре были установлены традиционные елки-великаны».
В 1966 году «Молот» приглашал ростовчан на главную елку города: «Ровно в 17:00 более двух тысяч новогодних огней осветят самую большую в Ростове зеленую красавицу на Театральной площади. Массовики-затейники организуют новогодние игры, песни, танцы».
В канун Нового года во всех клубах, Дворцах культуры и театрах проводились праздничные балы, вечера, концерты.
В общем, встреча Нового года стала явлением массовым и всеобъемлющим.
В 80-е годы прошлого века газеты пестрели приглашениями на новогодние мероприятия. Главная елка (как представление) теперь во Дворце спорта, где ребятам показывают что-то вроде «Ивана-пионера и волшебной палочки». Во всех парках и на площадях города стоят елки и сосны с игрушками.
Постепенно главной елкой города стала елка у входа в парк культуры имени Горького.
В этом году ее высота — 20 метров (в прошлом году было 18), диаметр — 6 метров. Правда, елочка искусственная, хвоей не пахнет. Но, зато, как обещают власти, впервые открытие городской новогодней елки (29 декабря, в 16:00) будет сопровождаться пиротехническим шоу. Как, собственно, им завещал горожанам Петр Великий.