Где пошить брюки?

«Главный» вспомнил историю появления ателье в Ростове.

Где шили одежду ростовцы в XVIII–XIX веках? Если ты был беден, то шили ее сами члены семьи, обычно женщины — жены, матери, сестры. Если ты был состоятельным человеком, мог заказать ее у портного. Надо понимать, что в допетровские времена понятия «мода» не существовало. Так что новую рубаху вполне можно было скопировать со старой.

Бывший делопроизводитель Городской управы И.А. Кузнецов в своих исторических очерках об истории Ростова пишет, что самостоятельное купечество в нашем городе появилось в 1840-е годы. То есть появился достаточно многочисленный класс потенциальных заказчиков одежды. Примерно в это же время (в 1851 году) Айзек Зингер и Эдвард Кларк основали предприятие по производству швейных машинок.
В общем, появились предпосылки для появления ателье и мастерских по индивидуальному пошиву одежды. Промышленная революция 80-х годов XIX века еще больше расширила клиентскую базу ателье.

Судя по рекламным объявлениям в ростовских газетах, в последнюю четверть XIX века салонов по индивидуальному пошиву было немало. В 1891 году в газете «Донская пчела» на первой полосе долгое время рекламировалась «Модная мастерская Н.Д. Мозелевской». Располагалась эта мастерская на углу Большой Садовой и Никольcкого (ныне — Халтуринского) переулка, напротив Даниловской мануфактуры. В рекламе сообщалось, что мастерская «принимает заказы дамских платьев и верхних легких вещей для балов и театров по последним фасонам. Качество и прочность работы превосходят все здешние модные мастерские. Все заказы исполняются изящно и добросовестно».

В этой же газете (за 27 января 1891 г.) встречается и более скромное объявление от дамской модной мастерской фирмы «Мементо №119», которая «исполняет всякие заказы, относящиеся к дамским нарядам, как то: платья, шляпки, пальто, накидки, также и меховые вещи».
В рекламно-справочной книге «Весь Ростов за 1895 год» А.И. Тер-Абрамяна можно найти много подобных объявлений. «Большой выбор начатых и готовых работ» предлагал своим клиентам «специальный магазин дамских рукоделий А.П. Ходжоян», находившийся в Соборном переулке, в доме Ященко. В объявлении, в частности, сообщалось, что «иногородние требования исполняются немедленно».

Прием заказов мужского платья исполнял некто А. Хацкевич, магазин которого находился на Большой Садовой, в доме Яблокова. В рекламе обещали «разнообразный элегантный выбор русских и заграничных материалов для всех сезонов». В конце объявления указывалось: «заказы выполняются под внимательным наблюдением опытного закройщика и в срок. Цены добросовестные, без запроса». Приписка «без запроса» означала, что цена фиксированная.
Рядом с Азовско-Донским банком на Садовой располагался магазин А.А. Шапошникова. В рекламе сообщалось, что в магазин приглашен «известный закройщик А.Э. Милан».

Как правило, ателье располагались при магазинах одежды. Например, модный магазин «Макса Фрида», находившийся на углу Садовой и Николаевского переулка в доме купца Генч-Оглуева, помимо прочих услуг выполнял индивидуальные заказы на пошив мужской и женской одежды.
Магазин «А.В. Кисин и Ко» (Московская улица, напротив Собора) принимал заказы «на мужское и дамское платье, которые выполняются под наблюдением опытных закройщиков в собственной мастерской». На этой же улице заказы на платье принимал модно-мануфактурный магазин московского товарищества на паях «Удалов и Ипатьев».

Кроме того, в справочниках давались адреса дамских и мужских портных. Так, в 1895 году в списке насчитывалось 47 человек, а в 1912 году — 36.
Мастерские индпошива были не только в городах. В конце XIX века в Кагальнике существовало несколько десятков сапожных и швейных мастерских со штатом. Жители Кагальника, рыбные короли, могли позволить себе быть модными и модно одевать своих детей. Этот чисто нижнедонской феномен — в России детской одежды, кроме как в столицах, не существовало — она повторяла одежду взрослых в миниатюре.

Поначалу казалось, что советская власть будет модной. В1922 г. при тресте «Москвошвей» открывается Ателье мод, которое должно было стать координирующим теоретическим центром моделирования бытового костюма — прообразом домов моделей в СССР. Тогда же был издан единственный номер первого в СССР модного журнала «Ателье», в работе над которым приняли участие Кустодиев, Бакст, Головин, Грабарь, Юон, Бенуа, Сомов, Мухина, Экстер, Петров-Водкин. Статьи написали Ахматова, Городецкий, Сологуб, Эфрос и Шагинян.

В 1928 г. начали выходить журналы «Искусство одеваться» и «Домашняя портниха» — большой формат, рисунки, в том числе и цветные, моделей одежды и пояснения к ним, советы портнихам и выкройки в качестве приложения.

Но эпоха НЭПа закончилась, и все модные журналы закрылись как безыдейные.

После войны власти пошли навстречу населению. Вскоре после Победы вышел в свет первый номер «Журнала мод». Многие десятилетия он был главным источником информации о моде в нашей стране. Это была эпоха закройщиков-индивидуалов. Как это ни странно прозвучит, в это время почти у каждой городской женщины был свой мастер. Среди населения популярна перелицовка старых пальто.

Конец 60-е–80-е — эпоха ателье. Одежду можно было заказать из магазинной ткани, а также из уже имеющейся в ателье. Модели — из рижских и гэдээровских журналов мод. «Покупную» советскую одежду носить было нельзя, а выглядеть прилично хотели уже многие граждане.

Судя по объявлениям в газете «Вечерний Ростов», в нашем городе было как минимум 12 фабрик индивидуального пошива, а также множество ателье.
Самое крутое ателье Ростова — при Доме моделей (Б. Садовая, 100, рядом с Госбанком). Был еще и Дом мод (первый на юге СССР, открыт в 1970 году, рядом с Окружным универмагом).

В конце 80-х с массовым приходом на советский рынок так называемой «фирменной» одежды эпоха ателье закончилась. Может, не навсегда.



Текст:
Никиты Жукова
Фото:
Газета "Комсомолец", 1969 г.
Источник:
«Кто Главный.» № 154
29/11/2019 11:54:00
0

Читайте также:


Текст:
Никиты Жукова
Фото:
Газета "Комсомолец", 1969 г.
Источник:
«Кто Главный.» № 154
29/11/2019 11:54:00
0
Интересное по теме: