ЭЛЕКТРОНЫ ВМЕСТО НЕФТИ.

Текст:
Сергей Медведев
Источник:
«Кто Главный.» № 146
26/02/2019 17:28:00
0

Есть такой фильм — «Кавалер золотой звезды», 1950 года. «Кинопоиск» пишет: «Фронтовик-орденоносец Сергей Тутаринов после войны возвращается в родную (кубанскую) станицу с тем, чтобы принять активное участие в ее восстановлении.

Его начинания горячо поддерживает секретарь райкома, однако они не находят отклик у председателя райисполкома, остро реагирующего на новые проблемы. Став председателем, Тутаринов последовательно ликвидирует все трудности и начинает строительство районной электростанции». Вот такие были проблемы у сельских коммунистов. Фильм примечателен тем, что там мы можем увидеть первый советский электротрактор ВИЭСХ.
 Экспериментальный электрический трактор ВИЭСХ был разработан Институтом электрификации сельского хозяйства в конце сороковых годов. Основой опытному образцу послужил серийный СТЗ-НАТИ.
Трактор приводился в движение электромотором, ток подавался с помощью кабеля, через передвижную подстанцию, подключенную к линии электропередачи. Полевые электролинии имели напряжение в 6 или 10 kV. Напряжение, подводимое к электрическому трактору, равнялось 1 000 вольт.
Длина кабеля составляла 800 метров, на это расстояние электрический трактор может отходить в обе стороны от воздушной электрической линии. Расход электроэнергии на обработку одного гектара поля составлял 45 кВт/час. Почти 300 рублей по нынешним ценам. Трактор себя не оправдал из-за ненадежности кабеля, было выпущено всего 32 единицы.
В киножурнале «Новости дня. № 36, 1954 год» на донских полях мы видим уже электротрактор на базе ДТ-54.
Голос за кадром читает следующий текст: «Цимлянская гидроэлектростанция. Дешевая электроэнергия, вырабатываемая ГЭС, позволила создать в орашаемых районах Дона шесть первых электромашинотракторных станций. На усадьбу Мечетновской МТС прибыла новая техника — электротракторы, передвижные электроподстанции. Одна из высоковольтных линий Цимлянской ГЭС проходит над целинными землями колхоза имени Молотова. Энергетик Мечетновской МТС Софронов подключает к линии предвижную электроподстанцию. От нее нужное напряжение получают тракторы, которые начали пахоту целины. Механизаторы Ростовской области освоят в этом году 130 тысяч гектаров новых земель. Электроэнергия все шире применяется в социалистическом сельском хозяйстве». Идея использовать электрические тракторы была признана перспективной в СССР еще в 1938–1939 годах.
Надо сказать, что не только советская мысль двигалась в этом на- правлении. В интернете можно найти фото новозеландских электротракторов. Судя по снимку, сделанному в начале 30-х годов прошлого века, они были очень похожи на советские — с проводами, тянущимися по полю.
К воплощению идеи в жизнь приступили уже после войны. Хотя в киножурнале «Новости дня» говорится о шести электромашинотракторных станциях, информация есть по одной — Мечетновской.
Она была создана в январе 1953 года на основании приказа Ростовского областного управления сельского хозяйства № 1756 от 24 декабря 1952 года. В зону обслуживания входили колхозы имени Калинина, Молотова, Андреева, Хрущева, Шверника, имени III Интернационала, «Путь к социализму», «Красная поляна».
Газета «Знамя коммунизма» от 12 апреля 1953 года сообщала, что в Ростовской области начинается использование энергии Цимлянской ГЭС для электропахоты, в Семикаракорском районе вступает в строй Большемечетновская электро-МТС. Константиновская школа механизации приступила к подготовке кадров — водителей электротракторов, и для обучения этой специальности — для работы на этой МТС — сформировалась группа из тридцати человек.
Электротракторы могли пахать, бороновать и дисковать, применяли их даже на севе и при уборке кормовых культур. Они были просты в обслуживании, не загрязняли окружающую среду. Основными недостатками электротрактора были высокая цена и быстрый износ кабеля питания. Кроме того, трактор не мог передвигаться самостоятельно вне досягаемости сетей или перевозить за собой подстанцию вдоль линии электропередач — для этого требовалась совместная работа как минимум двух электротракторов или буксировка обычным трактором.
Мечетновская электро-МТС не просуществовала и пяти лет. Победила дешевая казахская нефть — в начале 50-х годов добыча нефти в Казахстане достигает уровня 1 млн тонн в год. В 1957 году трактора и бригады Мечетновской электро-МТС передали совхозам. И все МТС стали называться РТС (ремонтно-тракторные станции), которые стали выполнять совсем другие функции. Мечетновская МТС стала ремонтной базой с июля 1958 года.

Читайте также:


Текст:
Сергей Медведев
Источник:
«Кто Главный.» № 146
26/02/2019 17:28:00
0
Перейти в архив