Можно сказать, что Волго-Донской канал - многовековая мечта человечества.
С I тысячелетия нашей эры до 1952 года кратчайшее расстояние между Волшой и Доном (70 километров) грузы и корабли преодолевали по суше - до конца XIX века их тащили на себе или на лошадях, потом - по железной дороге.
Волгодонская «переволока» начала активно использоваться в 900-х годах. Русь, Волжская Булгария, Хазария - были основными участниками волгодонского трафика.
Считается, что первыми попытались прорыть канал турки - в 1569 году. Шла одна из русско-турецких войн, и канал был нужен военным. На реализацию проекта турки выделили 30 тысяч землекопов плюс 20 тысяч охраны. Через месяц после начала работ, стало ясно, что сил недостаточно.
Московский посол в Турции Ивана Петровича Новосильцев в 1570 году отправил начальству депешу: "Да в Азове ж лежит запас, которым было делати перекоп з Дону на Волгу, лопат и заступов и топоров и просеков, всего 16 тысеч".
Следующая попытка соединения Волги и Дона относится к Петровским временам.
В Донской публичной библиотеке имеется книга - "Краткое описание всех случаев касающихся до Азова от создания сего города до возвращения онаго под Российскую державу" (1782 год, перевод с немецкого).
В книге упоминается об изысканиях Вице-адмирала российского флота Корнелия Крейца, о его "Географическом описании великия реки Дона или Танаиса, также и разливающихся в нея малых рек и находящихся при том осторовов, городов, деревень, монастрыей и проч. вместе с правильною картою Азовского или Меотического, также и Чернаго моря... К тому же добавлено изображения оного канала, который для соединения Волги с Доном, посредством реки Илавлы, делать хотели..."
Само описание было выпущено в Нидерландах в 1704 году. Видимо, Крейц (Крюйс) хотел зафиксировать в памяти потомков вторую попытку соединения Волги и Дона, начатую Петром Первым в 1697 году, и свою роль в этом мероприятии.
Для уменьшения объёма земляных работ было решено использовать русла рек Иловля, Грязновка, Камышенка. Оставалось только углубить имеющиеся реки и прокопать на суше канал длиной около 15 километров и шириной 27 метров. Крюйс предполагал построить 10 шлюзов и 4 плотины для повышения уровня воды Иловли и Камышенки.
К 1702 году было прорыто 8 километров и построено несколько шлюзов. Но началась Северная война и стройка была прекращена. Канал был принесен в жертву имперским амбициям Петра (поводом для объявления войны Швеции, были указаны «неправды и обиды», в особенности личная обида 1697 года, когда Петра I, путешествующего по Европе, шведы холодно приняли в Риге)
Планировали вернуться к строительству после войны, но не вернулись.
В память о незавершенном проекте остался город Петров Вал в Волгоградской области. А в Таганроге есть улица имени Крюйса.
Чуть было не построили канал в XIX веке. Предпосылки для этого были. После Крымской войнв Россия хотела иметь надежный маршрут для поставок Донбасского угля, а Европе требовалась дешевое российкое зерно.
Было даже создано «Франко-русское частное общество изысканий и составления проекта Волго-Донского канала». Возглавляли общество инженер из Франции Леон Дрю и председатель Ростовского Комитета торговли и мануфактур Петр Максимов. Интерес ростовчан к проекту можно понять: канал должен был усилить Ростов и ослабить Новороссийск - конкурент в торговле зерном.
Дрю привез в Ростов тогдашний городской голова Андрей Байков, у которого с французом были общие дела на Кавказских Минеральных водах (у самого Байкова там была гостиничка и производство бутилированной минеральной воды). Первый вариант проекта канала был представлен Леоном Дрю в 1887 году. Проект разработал Александр Гюстав Эйфель. Тот самый, который построил башню в Париже.
Стоимость работ оценивалась в 70 миллионов французских франков.
Увы, государство на канал денег не дало, а только на свои ростовчане с французами строить не решились. Кроме того, в 1889 году умер Байков - административный ресурс канала.
Этот проект не был единственным, всего в конце XIX - начале XX веков их было около 30 (в том числе и в Советское время). Может быть, проект Эйфеля был самым проработанным. По крайней мере, общее направление его канала почти совпадает с реально построенным, сооружение которого началось в 1948 году.
В строительстве существующего по сей день Волго-Донского канала приняли участие около 700 тысяч вольнонаемных, 100 тысяч военнопленных немцев, свыше 100 тысяч заключенных. Один день работы заключённого засчитывался за два-три. Это вело к досрочному освобождению, например, только из работавших на Цимлянском гидроузле досрочно были освобождены 26 тысяч человек.
31 мая 1952 года воды Волги и Дона наконец-то слились. С 1 июня по каналу началось движение судов.
Важный момент, советский вариант канала, в отличие от всех прочих, решал не только проблемы судоходства, но и орошения засушливых донских степей.
Не исключаю, что на этом история с каналом не закончена. В 2007 году президент Путин в своём ежегодном послании Федеральному Собранию предложил проработать вопрос создания международного консорциума для строительства второй ветки Волго-Донского канала. Правда, с тех пор о консорциуме я ничего не слышал.