РАЗБОР ПОЛЕТОВ.

История донского самолетостроения начинается с десятых годов прошлого века, когда на берегу Азовского моря возник «Аэропланный завод Лебедева».
Текст:
АЛЕНА КОПЛЕНКО
Источник:
«Кто Главный.» № 103
0

Осенью 1915 года пилот-авиатор и крупный промышленник Владимир Александрович Лебедев отправил официальный запрос в таганрогскую городскую управу: он хотел купить участок земли между Русско-Балтийским заводом и «Карантином», чтобы основать свой аэропланный завод. Запрос быстро одобрили, и уже летом 1916 года началось стремительное строительство предприятия.

Новый авиационный завод был крупнейшим в дореволюционной России. Внутри сборочного цеха находилось два параллельных потока: один предназначался для сухопутных самолетов, другой — для морских. К цеху примыкали корпусы, в которых изготавливались детали для будущих самолетов. Кроме того, началось формирование собственного конструкторского бюро и технического отдела, а также строительство специального пляжа для испытания гидропланов. На заводе Лебедева собирали самолеты «Сопвич-разведчик», французские бипланы «Вуазен-LA» и отечественные самолеты «Лебедь XII», часть из которых ставилась на поплавки и служила в морском флоте.

Первая мировая война и прокатившаяся по стране революция обострили политическую и экономическую обстановку. В январе 1918 года В. Лебедев отходит от дел и передает предприятие в аренду.

Крупное серийное производство было запущено лишь в 1925 году. К этому времени на заводе освоили сборку первого массового отечественного самолета-разведчика Р-1. Модель выходила в двух вариантах — сухопутном и морском. Затем собирали многоцелевой самолет Р-5, АНТ-7 Туполева и самолет-амфибию Ш-2.

В конце 20-х годов молодой авиаконструктор Геннадий Бериев получает задание на разработку морского ближнего разведчика. Металл в то время был в дефиците, поэтому он решает запускать новый МБР-2, сделанный из дерева.

Историк ТАНТК Г. Панатов пишет: «Здесь был именно тот счастливый случай, когда Бериев попал, что называется, в десяточку — сделал то, что требовалось, и вовремя». МБР-2 быстро и достойно прошел все испытания, поэтому возник вопрос о его серийном производстве. Выбор пал на два завода — севастопольский и таганрогский. Остановились

на втором. Близость к морю, наличие современной техники и грамотных кадров этому поспособствовали.

1 октября 1934 года при таганрогском заводе создается Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения, которое возглавил Г. Бериев. Это событие считается отправной точкой в истории современного предприятия — Таганрогского авиационного научно-технического комплекса, которому присвоили имя его первого амбициозного кон-

структора.

Параллельно с производством МБР-2 налаживается выпуск корабельных гидросамолетов КОР-2 и КОР-4, которые успешно применялись в Великой Отечественной войне. Также велись разработки всемирно известных моделей, которые установили за СССР приоритет в области морского самолетостроения. Это летающая лодка Бе-6 (до сих пор несколько машин этого типа есть в ВМФ Китая), реактивный гидроплан Бе-10, крупнейшие в мире самолеты-амфибии Бе-12 и А-40.

Но не у всех самолетов, сконструированных в стенах завода, полеты были такими же безоблачными. Так, в 1968 году для местных воздушных авиалиний был создан Бе-30. Самолет обладал высокими летно-техническими характеристиками, но запущен в серийное производство не был. Чиновники предпочли поддержать чехословацкого производителя, и в СССР стали массово поставлять заграничные «Турболеты». Про Бе-30 ненадолго забыли.

В 1993 году он был воссоздан на основе оставшихся экземпляров и проектов Бериева в модификации Бе-32.В 1972 году в Таганроге под руководством конструктора Роберто Ороско ди Бартини были построены два уникальных противолодочных самолета ВВА-14 («Вертикально взлетающая амфибия»). В 1976 году один из этих аппаратов был преобразован в экраноплан.

Через некоторое время после смерти Бартини в 1974 году работы над этими летательными аппаратами были прекращены — ТАНТК работал над летающими лодками А-40 и А-42.

Наряду с оборонными заказами, в 1990 году ТАНТК им. Г.С. Бериева начинает разрабатывать и гражданские проекты: модернизируется Бе-12, создаются многоцелевой Бе-200 и легкий самолет-амфибия Бе-103. Все машины показали хорошие результаты после испытательных полетов.

Сейчас на предприятии продолжаются разработки уникальных самолетов-амфибий Бе-112 и Бе-101, а также налаживается серийное производство Бе-200. Всего за 80 лет на ТАНТК было выпущено 30 типов летательных аппаратов. Они патрулируют морские границы, тушат крупные пожары, доставляют грузы в труднодоступные регионы. Часть экспортируется за границу.

Читайте также:


Текст:
АЛЕНА КОПЛЕНКО
Источник:
«Кто Главный.» № 103
0
Перейти в архив