НАШ ЭЛЕКТРОВОЗ, ВПЕРЕД ЛЕТИ!

№93
Покончив с животными и растениями, выращенными на дону, «Главный» решил выяснить, чем знаменит Дон в области машиностроения. Начать решили с электровозов.
Текст Сергей Медведев.

Конечно, главный вклад в паровозо- и электровозостроение Дона (и всей России) внес Новочерскасск, но, справедливости ради, надо отметить: паровозы выпускали и в Ростове. В конце XIX века специально для междугородного движения по минераловодской ветви в главных мастерских владикавказской железной дороги (ныне Ростовский электровозоремонтный завод) был построен десятиколесный танк-паровоз (паровоз без специального прицепного вагона для дров, угля или нефти). Фото паровоза можно увидеть в Ростовском музее краеведения.

Новочеркасский электровозостроительный завод начали строить 8 ноября 1932 года — сначала как паровозостроительный, хотя к тому моменту в СССР и началась электрификация железных дорог. В 1926-1929 годах использовались индивидуально созданные в стране опытные образцы электроподвижного состава, а также локомотивы зарубежной постройки. В 1932 году выпуск электровозов начали на московском электромашиностроительном заводе

«Динамо», в сотрудничестве с Коломенским паровозостроительным заводом.

В 1936 году в Новочеркасске выпустили три первых узкоколейных паровоза. В 1937 году — семьдесят. Однако в 1938 году завод передали наркомату вооружения. В наркомате решили, что стране нужнее артиллерия, чем паровозы, и завод перепрофилировали на выпуск пушек.

Ну а потом началась война, оборудование эвакуировали на Урал, а сам завод был разрушен.

6 ноября 1945 года пробил звездный час НЭВЗа — его передали Министерству электротехнической промышленности СССР для организации производства отечественных электровозов. В 1948 году завод приступил к серийному производству электровозов ВЛ22М (ВЛ — это Владимир Ленин, если кто не догадался).

Электровоз ВЛ8-009, выпущенный в марте 1956 (к ХХ съезду партии большевиков), стал для завода тысячным электровозом. НЭВЗ стал главным производителем этих транспортных средств в СССР. Марка ВЛ-80 и ее модификации на многие десятилетия, начиная с 1961 года, станет основной на советских, а затем российских железных дорогах... Вот, например, результаты деятельности завода за 1983 год: 272 электровоза ВЛ80с, 36 электровозов ВЛ80р, 5 электровозов Sr1, 2 электровоза ВЛ85, 26 тяговых агрегатов ОПЭ-1 и 140 комплектов экипажных частей для производства электровозов ВЛ10 на Тбилисском электровозостроительном заводе.

По состоянию на 1984 год завод имел свою медсанчасть, несколько здравпунктов, 12 детских учреждений, девять столовых, пять кафе, двадцать семь буфетов, дворец культуры, кинотеатр, техническую и художественную библиотеку, 3 спортзала, стадион.

В 1995 году завод приватизировапи и подвели к банкротству. Однако НЭВЗ как-то устоял. В 2006 году здесь выпустили 156 магистральных электровозов.

Сегодня завод входит в ЗАО «Трансмашхолдинг». В 2010 году стратегическим партнером предприятия по созданию новых моделей локомотивов стал ведущий мировой производитель подвижного состава — французская компания «Альстом Транспорт» (Alstom Transport). В период январь-июнь 2013 года НЭВЗ реализовал 285 секций магистральных и промышленных электровозов.

№ 93 Декабрь2013 г.

Сделано на Дону

Сделано на Дону

«Главный» вспомнил о благотворительных праздниках, некогда широко отмечавшихся на Дону.

Сделано на Дону

«Главный» решил вспомнить, как зарождались дошкольные учреждения в России и какими были первые детсады в городе.

Сделано на Дону

«Главный» вспомнил историю появления и исчезновения в Ростове кафе-стекляшек.

Сделано на Дону

«Главный» изучил истории, пожалуй, самых известных ростовской газеты и типографии.