Щукарь на долгую память

«Главный» изучил историю донских сувениров.
Текст:
Марина Меркулова
Источник:
«Кто Главный.» № 117
31/01/2020 15:29:00
0

17 апреля 1967 года газета «Вечерний Ростов» публикует статью Н. Казаровой «Проблемы ростовского сувенира».
«Давайте посмотрим, что из донских сувениров могут здесь предложить покупателям. Две-три пластмассовые подставки для цветов, парочку фигурок, несколько невзрачных керамических ваз да устаревшие по форме и содержанию изделия из кости производства Ростовского мясокомбината. Словом, продавать донские сувениры есть где, а торговать нечем», — иронизирует автор текста.
Тогда в Ростове существовали два специализированных магазина сувениров — магазин Художественного фонда на улице Горького и «Березка» в гостинице «Ростов» для зарубежных гостей, плюс 12 различных киосков на улицах, вокзалах, в гостиницах, аэропорту и специальные отделы в универмаге. Притом что туристов было достаточно. В 1966 году Ростов посетили более 6 000 иностранцев и около 9 000 соотечественников.
Между тем, 60-е годы — время расцвета ростовского комбината прикладного искусства при Художественном фонде РСФСР. Художники и их изделия из керамики и стекла славились на весь Советский Союз, выставлялись на международных выставках в Монреале, об их работе постоянно писали газеты. На вопрос Казаровой, почему все так плохо именно с сувенирной продукцией, В.Н. Ермолин, директор комбината, тогда ответил: «Нет материала, не из чего делать. Даже для монреальских изделий мы добывали металл с величайшими трудностями. Да только ли металл. В прошлом году, например, цех пластмасс, на долю которого падает 50% нашего производства, получил сырья всего около трех тонн при фактической потребности в 20–25».
Второй проблемой журналист назвала отсутствие образцов и авторов, которые бы их сделали. Облисполком трижды объявлял открытый конкурс на создание донских сувениров, однако он постоянно проваливался. Говорят, многие художники вообще были не в курсе, что он проводился.


То ли после «критического» материала, то ли по собственной инициативе в июне 1967 года был создан сувенир, который на сегодняшний день можно назвать самым культовым и самобытным. О нем пишет 3 июня та же «Вечерка», заметка «Знакомьтесь: дед Щукарь». «Всем хорошо известен дед Щукарь из романа М.А. Шолохова «Поднятая целина». Образ хитрого и находчивого старого донского казака решил в скульптурной форме воссоздать коллектив фабрики художественных изделий.
И вот перед нами первый образец «деда Щукаря», сидящего на завалинке в традиционной казачьей фуражке, белой рубахе в горошек и штанах с красными лампасами. Сидит Щукарь и попыхивает цигаркой: для этой цели служат специальные миниатюрные сигареты, вставляемые в рот фигурки. Первая большая партия этих донских сувениров скоро появится на полках магазинов». Продавался дед в комплекте с микросигаретами, стоил 3 рубля. От него все были в восторге! Однако, кроме этой пары строк в газете, информации практически нет. Нам удалось узнать, что авторство художники подарили своему директору — Борису Самуиловичу Руманову, который уже давно умер в Израиле. Сама фабрика принадлежала комбинату прикладного искусства и находилась на Береговой.
Кроме Щукаря, у фабрики была еще и «Казачка». «Казачка держит на коромысле две ликерные стопки, оформленные под деревянные ведерки, четыре такие же стоят у ее ног. Этой моделью мы начинаем серию донских сувениров». Это декабрь 1964-го. Единственное упоминание о серии.
— А у нас не стояло задачи отражать донской колорит — наша продукция не была рассчитана на местную аудиторию, делалась она практически вручную маленьким тиражом — максимум 2 000 штук, из которых большинство отвозилось в Москву и распределялось по всему Союзу. Только две вещи нам разрешили выпустить массово, так как они пользовались большой популярностью. Это было как раз одно из немногих изделий с локальной тематикой — казачья кружка с надписью «Будьте здоровы, живите богато», она даже выставлялась на международной выставке в Монреале, и керамический чайник», — вспоминает Андрей Лукьянович Багдасаров, работавший начальником цеха художественной керамики и стекла комбината прикладного искусства.


SND_04.jpg

Еще одним «местным» был «Казак на бочке», созданный Азовским оптико-механическим заводом. Статуэтка представляет собой веселого казака на бочке — это печать Войска Донского, утвержденная Указом Петра I в 1704 году. Сама фигура выполнена под старинную бронзу, а бочонок сделан из дерева, в нем можно хранить различные жидкости. В бочке подразумевается, конечно же, вино. Сувенир «Казак на бочке» был даже у первого президента РФ Бориса Ельцина.
90-е годы кардинально изменили состав «игроков» на рынке сувениров: их стали выпускать все кому не лень: от РВПО до «Шахтметалла» и «Югмебели». Но об этом в другой раз.

Читайте также:


Текст:
Марина Меркулова
Источник:
«Кто Главный.» № 117
31/01/2020 15:29:00
0
Перейти в архив