ЖИТИЕ МИХАИЛА ПУГОВКИНА
Вдова Народного артиста СССР Ирина Пуговкина-Лаврова рассказала «Главному» о том, как она познакомилась с Михаилом Ивановичем, как оказалась в Ростове и почему на съемочной площадке «короля кинокомедии» называли Чайковским.
Источник:
«Кто Главный.» № 130
МУЗЕЙ ПУГОВКИНА
Во Дворце культуры завода «Ростсельмаш», где до недавнего времени находился музей Пуговкина, мне объяснили:
— Был музей, был, там, где раньше располагалось кафе. Но музея больше нет. Все экспонаты давно увезли в Москву.
— А где же хозяйка музея?
— Понятия не имеем, — так мне сказали во Дворце культуры рядовые сотрудники. Наверное, они были не в курсе.
К счастью, все оказалось не так плохо, хозяйка — Ирина Константиновна Пуговкина-Лаврова — нашлась быстро — благодаря интернету и современным средствам связи. Она по-прежнему живет в Ростове, но музей сегодня законсервирован.
— Все экспонаты я перевезла к себе домой. Мне же никто не сказал, что помещение не отапливается, что это частная собственность. А там все обваливалось, с 56-го года не было ремонта. В декабре я там замерзла и не смогла проводить экскурсии. Я ушла, теперь там другие арендаторы.
— Мне говорили, что музей будет в доме, где учился Солженицын, на улице, что ведет к собору, — рассказала мне Ирина Константиновна.
— На углу Соборного и Шаумяна?
— Да. Я еще не очень хорошо ориентируюсь в Ростове.
— А как вы вообще оказались на Дону?
— Мальчишкой Пуговкин воевал в этих местах, защищал Красный Крым, Чалтырь, Таганрог, Ростов. Потом их направили на Украину, там его и ранили... Когда Пуговкину в Ростове лили бронзовый памятник (его прошлым летом установили в Ялте. — «Главный»), мне подсказали, что здесь расположен штаб Южного округа, я пошла туда. Полковник юстиции в запасе Владимир Зайченко мне помог, организовал телемост с начальником штаба Министерства обороны. В штабе работает замечательный генерал Виктор Герасимов, он пожелал мне здоровья и сказал, что найдет не только награды Пуговкина, но и весь боевой путь Михаила Ивановича.
— Так вы из Ялты переехали в Ростов исключительно потому, что Михаил Иванович здесь воевал?
— Да. Это почти белая страница его биографии.
— Михаил Иванович часто упоминал о своем участии в боях на Дону?
— Он был скромным человеком и никогда этим не кичился. Зрители часто спрашивали его: «Михаил Иванович, вы участвовали в войне»? Он говорил: «Да, я участвовал, я — не герой войны, но свой долг я отдал». Боевых наград у него никаких не было. Вы же знаете, когда начали чеканить эти медали, уже в 43-м году. А он пошел на войну добровольцем 7 июля 1941-го. Орден Отечественной войны и орден «Знак почета» он получил как фронтовик уже в двухтысячных годах, уже при мне. Через сотрудников Министерства обороны я узнала, что ему присваивали звание сержанта как разведчику.
«ХОРОШО, ЧТО ТЫ РАБОТАЕШЬ С ИРИНОЙ»
Из воспоминаний Михаила Пуговкина.
«13 июля 1991 года мне исполнилось 68 лет, и Юра Медведев (актер театра и кино, народный артист РСФСР. — «Главный») прислал из Гомеля, где снимался в роли Хрущева, телеграмму: «Мишенька, береги себя, рад, что работаешь с Ириной — она замечательный человек и хороший администратор». А 18 июля, через три дня, Юра умер на операционном столе. Он как будто нас с ней благословил. Спустя несколько месяцев я предложил Ирине руку и сердце. Семья моя увеличилась. В Москве у меня три дочери, три внука, а в Крыму — два сына и четверо внучат. Ирина Константиновна — мой друг, мой менеджер, моя супруга — мой спасательный круг. В ее семье я почувствовал любовь ее детей и внуков — это продлевает мою жизнь».
— Актер Юрий Медведев — ваш родной брат. Как они познакомились с Пуговкиным?
— Они пробовались на одну и ту же роль в фильме «Испытание верности» (1954 год, режиссер Иван Пырьев. — «Главный»). И там, кстати, играла Нина Павловна Гребешкова (вдова Леонида Гайдая. — «Главный»), это одна из первых ее ролей. Пробовали Пуговкина, Иван Пырьев хохотал, но снимать стали Медведева.
С тех пор они не расставались, дружили. Пуговкин работал на «Мосфильме», в Театре киноактера, а Юрочка — в театре имени Ермоловой. Они часто встречались в театре, на съемках.
В фильме «Штрафной удар» (1963) — очень смешной спортивный фильм — они вместе снимались. Еще был «Шельменко-денщик» (1971). А когда умерла Александра Николаевна, вторая супруга Пуговкина, Юра сказал Пуговкину: «Тебе лучшего администратора не найти, ты же знаешь, как работает Ирина Константиновна». Я 42 года работаю с актерами!
— А с кем вы работали?
— Когда началась перестройка, в 1988 году, я образовала МЧП «Киноактер». Это было в Крыму. Первое малое частное предприятие киноактеров, в Москве такого еще не было. Я и до сих пор работаю с киноактерами.
— С кем вы, наверное, только не сталкивались.
— Не сталкивалась, а работала. Творческие встречи проводила, а это такая благодать. И людям хорошо, и артистам: они час-полтора проведут на сцене, и в море искупаются, и денежки заработают... С Михаилом Ивановичем я познакомилась в 1988 году, Александра Николаевна еще была жива. В Ялте как раз снимался фильм «Цирк приехал», я работала на этих съемках — хорошего организатора всюду зовут. Ведь мы, организаторы, до сих пор штучные люди. Очень много у нас менеджеров, которые двух слов связать не могут. Ну, пусть учатся... Я работала по всему побережью, от Фороса до Феодосии. А это 84 санатория. Работать можно ежемесячно, отдыхающие же меняются. И Михаил Иванович у меня работал. А потом, когда Александра Николаевна умерла, я как-то по ялтинской набережной бежала с афишами, вижу, стоит Пуговкин около гостиницы «Ореанда». Я подошла к нему, выразила соболезнования, говорю: «Давайте поработаем вместе, вы же любите Ялту». А он 40 лет отработал в Ялте, 28 фильмов с его участием здесь было снято. И мы стали работать вместе. Ему понравилось: раньше он работал через общество «Знание», билеты были по 80 копеек, а у меня билеты на артистов были по 4–5 рублей. Гонорар, как вы понимаете, выше. Он удивился: как же так, женщина, маленькая, худенькая, а я была худенькой, и может полный зал собрать, и микрофон у нее работает, и пленка идет. Общество «Знание» не распространяло билетов, у них на встречу с актером могла прийти и половина зала, а мы распространяли билеты и без аншлагов не работали. А Пуговкина любили всегда. А он очень любил Ялту. Еще со времен, когда здесь снимался фильм «Адмирал Ушаков» (1953), он мечтал жить в Ялте. Это я уже потом узнала, он мне рассказал. Так что я невольно осуществила его мечту. Мы поменяли его московскую квартиру на Ялту.
«БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ»
— Как бы вы охарактеризовали Михаила Ивановича?
— Доброжелательный, очень интересный, искрометный человек, любящий свою семью. Он не изменял ни одной жене. У него много приемных детей: у Александры Николаевны, когда они поженились, было две дочери, а потом три внука. У меня два сына и четверо внуков. Пять правнуков при Михаиле Ивановиче уже родились, мы их вместе забирали из роддома. Он очень любил детей, называл их ангелочками.
Из воспоминаний Михаила Пуговкина.
«В годы Великой Отечественной войны был приказ Сталина — за воровство, за мародерство сажать в тюрьму. Моя мама в это время работала в пирожковом цехе — пекла пирожки в большом котле, которые потом продавали на улицах. Чтобы прокормить нашу большую семью — 13 человек женщин и детей (все мужчины были на фронте), мама один пирожок не вынимала из котла и после работы, спрятав его в фартук, несла домой. И там на этом пропеченном маслом одном пирожке варили суп — было ведь голодное «карточное» время. Однажды кто-то донес на маму, ее посадили в тюрьму и потом увезли куда-то в Вятку. Я никогда не писал и не пишу никаких просьб и жалоб, а за маму написал Сталину. Откуда у меня нашлись слова — не знаю, ведь в это время уже погибли мои два старших брата, отец еще воевал. Сам я был тяжело ранен и списан с фронта, а кому-то надо было кормить моих двоюродных братьев, сестер и старых тетушек. Это все я написал. И, знаете, через неделю неожиданно приходит домой мама. Ей так и сказали: «Вас освобождаем по письму сына».
— А много у Михаила Ивановича было друзей?
— Дружба актеров — штука своеобразная. Спросите у любого творческого человека... Пуговкин никогда никого не поучал, никогда никому не указывал. Вся съемочная группа крутилась вокруг него, потому что юмор его был искрометным. Он уважительно относился и к молодым артистам, и к старшему поколению. И никогда никуда не лез. Это очень хорошие черты характера.
— Он вам рассказывал о своих взаимоотношениях с Леонидом Гайдаем?
— У них были замечательные отношения: и Гайдая он любил, и Гайдай его любил. Это единственный случай в нашем кинематографе, чтобы режиссер снимал одного актера шесть раз подряд. Георгий Данелия, мой любимый кинорежиссер, снял Евгения Леонова четыре раза, и то уже все гудели. А здесь шесть раз!
— Прочитал, что Гайдай приглашал Пуговкина и в свой последний фильм «На Дерибасовской хорошая погода...» Михаил Иванович отказался.
— Ну да, он никогда не летал самолетами, ему нельзя было летать. А в Америку надо было лететь много часов ради маленького эпизода. Зачем это надо?
— В каком последнем фильме сыграл Михаил Иванович?
— Из последних хороших ролей — в фильме «Бременские музыканты». Картина Александра Абдулова.
— Пуговкин дружил с Абдуловым?
— Нет такого слова «дружил». Он не дружил с ним, он любил его... Шел 98-й год, Пуговкину — 70 лет, юбилей. И вдруг на сцену выходит Абдулов. А мы были с ним не знакомы... Выходят Абдулов, начальник ельцинской охраны Александр Коржаков и директор киностудии «Ленфильм» Виктор Сергеев. И приглашают Михаила Ивановича сниматься в кино. Представляете, прямо на сцене. Вот это был подарок. И мы 2 года жили этой картиной. В Баку снимали, в Москве и Ленинграде. Вы знаете, какие азербайджанцы гостеприимные, ночами ужин накрывали. Потом все спят, а мы с Пуговкиным уже на съемочной площадке. Он там был самый старший по возрасту.
— Какова судьба этой картины?
— Никакой судьбы. Премьеру делали в кинотеатре «Пушкинском». Потом Сашенька ездил с этой картиной. К сожалению, они так много наснимали — на 3 фильма, а когда сократили, сюжет порвался, сюжетная линия ушла. Но картина хорошая, для семейного просмотра. А какие там замечательные артисты! Семья Янковских, семья Лазаревых, Александр Збруев, Семен Фарада, за кадром — голос Долиной. Жора Мартиросян тоже был. Михаил Иванович играл главную роль — короля.
— Так этот фильм и не пытались выпустить на экраны?
— Это уже не мои были хлопоты. Это было частное кино, там не было ни одной государственной копейки, все дали сашины друзья.
ПОЗДНО НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ
— А можно было понять, какой фильм был самым любимым у Михаила Ивановича?
— Когда зрители или журналисты его об этом спрашивали, он всегда отвечал: «Любимый — тот, который вам понравился, раз вам нравится, значит, и мне понравится». Еще раньше у него часто спрашивали, какое у него хобби. Он всегда отвечал: «Я — ходок в хорошем смысле слова, я люблю ходить». Мы действительно всегда гуляли пешком, везде и всюду, по парку на пляж, туда и обратно.
— Не могу представить себе ваш образ жизни в Ялте.
— Почему это не можете представить? Все еще спят, а мы идем на пляж по набережной, это километра три. Часов в одиннадцать мы возвращались, обедали, отдыхали, потом опять гуляли, опять на пляж, если хорошая погода. А если выступление, а выступления у нас часто были, значит, вечером за нами заезжали мои сыновья.
— Для Пуговкина было важно официальное признание? Ему же поздно дали звание заслуженного артиста.
— «Поздно» — это нехорошее слово. Поздно никогда не бывает. Но ему действительно долго не давали. Он не был членом КПСС, был глубоко верующим человеком, из верующей семьи. Я в Ростове выпустила брошюру о Пуговкине, там на первой страничке есть церковь в деревне Рамешки. Вот в ней он и вырос. И уходил он из этой жизни с нашим семейным батюшкой — отцом Артемием Владимировым. Мы в церкви его отпевали. Спасибо Никите Михалкову и Союзу кинематографистов — Михаила Ивановича похоронили как фронтовика, салют был, как народного артиста и как православного человека.
Из воспоминаний Михаила Пуговкина о съемках фильма «12 стульев».
«У меня были настоящие ряса и крест — ну, точно батюшка, который был у нас в деревне. Приготовились снимать. Народу много было. Все собрались. Я подошел к Гайдаю и говорю:
— Я — человек верующий, у меня даже похолодела спина.
— Михаил Иванович, у меня тоже. Давайте перекрестимся и будем снимать, — бодро сказал Гайдай.
Мы перекрестились, и я начал сниматься. Мама моя была неграмотная, но очень мудрая и верующая женщина. Прожила трудную жизнь. Я сказал ей:
— Мам, Гайдай предлагает мне отца Федора сыграть.
— А что он там делает?
— Он за бриллиантами гоняется.
— А Бога он не касается?
— Нет.
— Тогда играй спокойно. Боженька простит».
— А часто к вам приходили гости?
— Постоянно. У нас никогда не закрывалась дверь. Безруков Сергей за полгода до ухода Михаила Ивановича у нас был. Молодые актеры приходили, Дмитрий Харатьян. Была вся команда «Бременских музыкантов» — все они артисты «Ленкома». Пуговкин сам 8 лет служил в этом театре. У нас постоянно были люди. Я — хлебосольный человек, он — хлебосольный человек. Это очень важно. Мы — открытые люди.
— А кто готовил в вашей семье?
— Я всегда готовила. И сейчас готовлю, у нас не было домработницы.
— Может быть, он сам любил готовить? Есть же такие мужчины, которые любят готовить.
— О чем вы говорите, он же крестьянин, у нас на столе была обыкновенная русская еда. Супчики, щи, борщи, каши, натуральное мясо, котлетки. Никаких заморских блюд мы не готовили, никаких шашлыков, как многие.
— Шашлыки — это ведь тоже отечественное блюдо.
— Но возраст нам уже не позволял их употреблять. И стоматология.
— Как я понимаю, Михаил Иванович категорически не хотел работать в театре.
— Да. В 58-м году он остановил свою театральную деятельность и занимался только кино. В основном снимался на «Мосфильме» и студии имени Горького. Иногда приглашали на студию имени Довженко, в Одессу. «Ленфильм» снимал картину «Шельменко-денщик». Я объехала все киностудии, собирая материалы о брате и Пуговкине. У меня есть уникальные материалы.
— А кто был ближе всего к вашей семье?
— У нас не было такого: дальний круг, ближний круг. Все, кто любил Пуговкина, у нас бывали. Пришел человек — милости просим. Идем по набережной, он видит, что человек узнал Михаила Ивановича, засуетился, бумажку ищет, тогда Пуговкин сам протягивал руку, здоровался. Это правда, он же из глухой деревни. Это человек того времени, он родился в 1923 году.
— И его приняли в высшее учебное заведение без среднего образования.
— Не называйте школу-студию при МХАТе заведением — вас побьют ее выпускники. Это институт. В 43-м году Пуговкина приняли в эту школу с образованием 3 класса — за талант.
ЧАЙКОВСКИЙ
— А в зрелые годы он интересовался литературой, науками?
— Он наизусть знал Пушкина, Чехова, Толстого. Часто их цитировал. Но со сцены никогда не читал, говорил, что это не его профессия, его профессия — киноактер... Крымская обсерватория назвала его именем новую планету. На творческих встречах он говорил зрителям: «Друзья мои, будете пролетать мимо, остановитесь, чайку попьем у меня на планете. Рядом замечательная компания — Есенин, Чехов, чай будет хорошим». Михаила Ивановича даже называли «Чайковским». Он всегда ходил с термосом и кипятильником.
— Михаил Иванович обращал внимание на то, во что он одет?
— Он прекрасно одевался. Бернес научил его носить кепку-восьмиклинку, у него, когда мы переезжали, оказалось 14 таких кепочек. Редко кто тогда носил восьмиклинку, обычно четыре клина. У меня есть одна. Очень много кепок он подарил. У него нестандартная фигура, но он прекрасно носил костюмы. Марк Бернес его отвел к своему портному. Раньше же не покупали готовое, все шили на фигуру.
— А кепки где он брал?
— Была мастерская головных уборов. В советское время, в 50-е, 60-е годы, ничего готового не продавалось. Он часто менял шарфы. Он считал, что должен как-то выделяться, чтобы знали, что это его стиль. Он прожил 85 лет, но никогда не был стариком. Никогда. Это очень важно. Некоторые в 40 лет уже старики.
— Мне он запомнился, как человек в кепке и пиджаке в клеточку.
— Нет никакой клеточки, он пиджак с брюками отдельно не носил. Не было такого, чтобы пиджак — от одного костюма, а брюки — от другого.
— Пуговкина приглашали в зарубежные проекты?
— Через общество «Знание», через Бюро пропаганды советского киноискусства был только в Германии, дважды, и в Польше. Выступал перед советскими солдатами. Все. Он и не стремился к поездкам, говорил, что ему и здесь хорошо. Он никогда не бывал в туристических поездках, и я не бывала. По стране много ездили на творческие встречи, зарабатывали. Съемки же не каждый год были.
— Творческие встречи тогда играли основную роль в бюджете артиста?
— Не в бюджете, а в жизни. Встреча со зрителем — это жизнь артиста. Кстати, не каждый артист умеет это делать. Некоторые выйдут перед фильмом, 5 минут поговорят и уходят, мол, теперь смотрите кино. Пуговкин, мой брат, другие замечательные актеры выходили по три-четыре раза. Фрагмент покажут, они выходят, опять фрагмент. И в конце он всегда уходил через зал. Это очень важно — в конце встречи выйти через зрителей.
— Это он сам придумал?
— Конечно. Однажды Александр Ширвиндт, друг юности, написал для Пуговкина сценарий творческой встречи. Но Михаил Иванович не смог по этому сценарию работать. Посидел и сам придумал.
— А в чем была изюминка его сценария?
— Изюминка в том, что он все время находился в контакте со зрителем, это самое главное. Не каждый творческий человек может так работать со зрителем. Не каждый умеет со зрителем разговаривать. А зрителя надо зацепить. Сказать что-то такое, чтобы было интересно.
— А на съемках у него бывали моменты импровизации?
— У него все фильмы с его словечками. У меня сохранилось столько тетрадочек с его записями. Он всегда думал над ролью, всегда предлагал свой вариант, не заставлял режиссера, а спрашивал: «Можно я так сделаю»? Тот же Гайдай, который добивался идеальных эпизодов, часто говорил актерам: «Не смешно, смотрите, как сделал Пуговкин». Потому что люди придут, бах, бах, и бегут дальше. А Пуговкин получит роль и всю ночь думает, какие слова вставить, чтобы людям понравиться, чтобы было смешно. А режиссер уже решает, убрать текст или вписать предложенную добавочку от актера. Он не переделывал сценарий, за него сценарист деньги получил, не лез в профессию режиссера. Он только предлагал.
— А фильмы он часто смотрел?
— Конечно. Это наша профессия. Ну, представьте, как он мог влюбиться в Сергея Безрукова, если бы не смотрел «Бригаду»? А он влюбился в Сережку, сказал, давай найдем его. Позвонил ему, и Сергей приехал.
— А были случаи, что вы кого-то приглашали, а они не приходили?
— Нет, такого не было, все считали за честь прийти к Пуговкину. Я хотела, чтобы знали, каким был Пуговкин в жизни.
— А чем его экранный образ отличается от домашнего?
— Почти ничем. Такой же веселый, балагур. Когда он заболел, я его от журналистов скрывала. Не пускала их к себе домой, потому что все любят «солененькое». А он говорил, что зритель должен запомнить его таким, как на экране. Я это поддерживала. Только сейчас стали говорить, что он долго лежал и тяжело болел. Последние полтора года он не вставал. Диабет у него был.
— А он помогал другим актерам?
— А с чего помогать? Мы встретились, когда ему было 68 лет, мне было 49, страна развалилась, работы нет, только творческие встречи. С чего помогать? В магазинах было пусто. Как вы знаете, в начале девяностых даже фронтовик не мог купить ни сливочного масла, ни колбасы. Нам родственники из Москвы присылали. А в Москве тоже доставали. И только инвалидам войны можно было что-то получить по каким-то талонам. Но он ни за что не хотел оформлять инвалидность. Я сама оформила ему инвалидность в 93 году. У него же было ранение, гангрена, должны были ампутировать ногу.
Из воспоминаний Михаила Пуговкина о съемках фильма «Свадьба» (по Чехову).
«Снимая сцену пляски, оператор заметил пятна крови, — рассказывал актер. — Съемка остановилась. Дежурная медсестра сменила мне повязку, и я еще более азартно доплясал сцену. Такое бывает только в молодости... Позже Эраст Гарин в своей книге воспоминаний написал: "Во время съемок фильма "Свадьба" появился молодой Пуговкин, который сразу обратил на себя внимание". Для меня это было очень приятно».
— Многие комедийные актеры жалуются, что на них давит амплуа.
— У Михаила Ивановича часто спрашивали: «А вы не хотите сыграть трагическую роль»? Он отвечал: «Я один раз попробовал сойти с комедийной дорожки». Он имел в виду картину по пьесе «Лес» Островского. «Ну и что? Никто не смеялся, и никто не улыбался, поэтому я снова вернулся на свою комедийную дорожку».
— Он помнил все фильмы, в которых снимался?
— Конечно, он мог назвать все имена-отчества актеров и режиссеров еще с довоенного периода. У него была прекрасная память.
P.S.
В самом конце мая первый заместитель губернатора РО Игорь Гуськов ходатайствовал перед руководством ростовского филиала ВГИКа о размещении на их территории фото- и киноматериалов центра Пуговкина для его использования студентами филиала.