РОСТОВ — РОДИНА СЛОНОВ

«Каждый человек способен на многое. Но, к сожалению, не каждый знает, на что он способен», — говорит герой Станислава Чекана в «Бриллиантовой руке». Жизнь в полной мере дала Станиславу Юлиановичу возможность проявить свои способности.
Текст:
СЕРГЕЙ МЕДВЕДЕВ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ КРИСТИНЫ ШУРУПОВОЙ.
Источник:
«Кто Главный.» № 99
0

«СЫН ПОЛКА», 1946 ГОД.

Наблюдательный пункт на дереве. Лето. Лес. День.
Лейтенант с бинтом на голове (смотрит в бинокль). Еле нашел.
Капитан (его исполняет Чекан). Минутку, я хочу проверить... Лейтенант Серых.
Лейтенант Серых. Я!
Капитан. Посмотрите там у себя, квадрат 19.45 метров северо-западнее отдельного дерева. Что там у вас помечено?
Лейтенант Серых. Подбитый танк. Окопанный и превращенный в неподвижную огневую точку.
Капитан. Откуда это известно?
Лейтенант Серых. По донесению разведки.
Капитан. И все-таки нужно проверить.

Это было первая, как тогда любили говорить, картина с участием Станислава Чекана. Солдат в каске.


В 1946 году Станиславу Юлиановичу было 24 года. Фильм снят по рассказу Валентина Катаева. Во время Великой Отечественной войны солдаты Красной Армии подбирают мальчишку-сироту. Он не хочет ехать в тыл и становится разведчиком при батарее. Когда расчет батареи гибнет в бою, Ваню отправляют в Суворовское училище, ученики которого принимают участие в военном параде на Красной площади. Вот такие дела. Между прочим, сейчас в Интернете «Сын полка» цветной. В 1970 году фильм восстановили, записали новую фонограмму. Голос сына полка Вани переозвучил Сергей Чекан, сын Станислава Чекана.

«Сын полка» был очень популярен среди мальчишек 50–60-х годов, но молодого актера в эпизодической роли вряд ли кто запомнил. Для Станислава участие в съемках, конечно, было знаком того, что жизнь идет в нужном направлении. Наконец-то. Чтобы жизнь пошла как надо, требовалось, по крайней мере, дожить до 24 лет.

...Станислав Чекан родился 2 июня 1922 года в Ростове-на-Дону в семье Юлиана Егоровича и Матильды Ивановны Чекан. О родителях известно не очень много. 

— Юлиан Егорович был старше Матильды Ивановны на 10 лет. Он из Белоруссии, из польско-литовской деревни. Известно, что отец Матильды родом из Каунаса, пивовар по профессии, — рассказывает Нонна Сергеевна Чекан, вдова Станислава Юлиановича. 

— В царской армии Юлиан Егорович был поваром у генералов. После революции перешел на сторону красных, участвовал в боях, работал на кухне у Буденного. В Ростов попал вместе с Первой Конной. Матильда Ивановна бежала из дома ради любви, хотя была примерной девочкой, католичкой. 

Станислав родился очень большим, почти 6-килограммовым. Когда Юлиан Егорович увидел сына, то сказал: «Урод». По-польски это красавец. 

По семейному преданию, заместитель командующего Северо-Кавказского военного округа Семен Михайлович Буденный держал маленького Станислава у себя на коленях. Когда армия Буденного ушла из Ростова, семья Чекан осталась в городе. Чеканы работали в больнице Водников. Он — поваром, она — диетсестрой. Судя по всему, голодная смерть семье Чекан не грозила. Более того, Матильда, которую из-за крупного телосложения называли Слонихой, подкармливала соседей. Жили в коммуналке на улице Баумана, в доме с прекрасным видом на Дон. У Чекан даже имелась своя домработница. Юлиан Егорович одно время был депутатом. Мать очень переживала за сына: ей казалось, что ее Слоненок — такое прозвище получил Стасик среди ровесников — дружит не с теми мальчиками и его, не дай бог, посадят в тюрьму. Уходя на работу, она зашивала воротник рубашки черными нитками, чтобы ребенок не ходил на Дон. 

Однако в тюрьму посадили не Стасика, а Юлиана Егоровича. В 1937 году. За что? А за то, что хотел отравить красноармейцев, если вдруг начнется война и бойцы будут лечиться в больнице Водников. Чушь? Ну да. Матильда Ивановна так исказала соседям. И отправилась вслед за мужем. Позже выяснилось, что на Юлиана Егоровича заявление написал некий гражданин, которому приглянулась комната семьи Чекан. Младшего брата Станислава, пятилетнего Володю, отправили в детдом, а самого Стасика — в трудовую колонию для детей врагов народа. 

Чекан вспоминал 1 мая 1937: «Сижу голодный в детской комнате милиции, а мимо демонстрация идет. Ребятня с плакатами: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». 


«ЗАСТАВА В ГОРАХ», 1953 ГОД.

Художественный фильм о советских пограничниках, противостоящих американским шпионам. Режиссер Константин Юдин, сценарий — Михаил Вольпин, Николай Эрдман (сценарист «Веселых ребят»). 3-е место в прокате 1953 года — 44,8 млн зрителей. «Застава в горах» — первый фильм, в котором Станислав Чекан сыграл более-менее заметную роль — пограничника Марченко. Когда после съемок актеры пошли на водопад, режиссер Юдин обратил внимание на мощную фигуру Станислава Чекана: «Да ты настоящий Поддубный!».

Застава. День. Красноармейцы в красном уголке рисуют стенгазету. 

Первый красноармеец. Вот здесь, товарищ капитан, будет заголовок, красный-красный: «Что мы охраняем?». Это стройки коммунизма, школа в Заполярье, больница и семья матери-героини Софьи Дюбеньковой. 

Капитан. А это что, карикатура? 

Первый красноармеец. Да. Как Марченко тигра напугал.

Второй красноармеец. Нарушителя.

Капитан. А почему же он нарушитель?

Первый красноармеец. Он с той стороны к нам прибежал. Там пожар был, камыши горели. Вот он и махнул на нашу сторону.

Капитан. Почему же его не задержали, раз он нарушитель?

Первый красноармеец. Вот Марченко и задерживал. Он даже «Стой!» ему кричал. А он по-русски не понимает, повернулся и ушел.

Капитан (выходит из красного уголка). Вы слышали, товарищ Марченко, что про Вас сочиняют?

Марченко. Да он, может, и не сочиняет, товарищ капитан. Но, опять же, войдите в мое положение. Ночь, темнота, а на той стороне огонь так и полыхает. Ну, думаю, неспроста, так и жди чего-нибудь. И только я подумал, чую, кто-то ползет, а я только на огонь смотрел — ничего не бачу, одни круги перед глазами...

Капитан. И что же вы, стали стрелять?

Марченко. По уставу не положено.

Капитан. А вы, товарищ Марченко, никогда устав не нарушаете?

Марченко. Нет, товарищ капитан.

Капитан. И что же вы стали делать?

Марченко. Выразился. Но кроме тигра никто не слышал.

Капитан. Вам повезло, товарищ Марченко. Если что-нибудь подобное вместо тигра услышу я, для вас это так благополучно не кончится. Ясно?


В ТЕАТР ИЗ КОЛОНИИ.

В трудколонии для детей врагов народа, куда попал Станислав, была художественная самодеятельность и драмкружок, которым руководила бывшая актриса. Актриса разглядела в Чекане талант.

— Станислав бежал из колонии, без документов, — рассказывает Нонна Сергеевна. — Пришел на завод «Красный Аксай». Как говорил Чекан, рабочие отнеслись к нему сочувственно, хотя он был сыном врага народа. В колонию его не вернули, прислали документы, поселили в общежитии. А вскоре случилось чудо — вернулась из лагеря Матильда Ивановна. Жить ей было негде, соседи по коммуналке разрешили женщине спать в ванной.

Однако Матильда Ивановна не смирилась с несправедливостью, пошла, как говорится, по инстанциям и добилась, чтобы человека, занявшего их комнату, выселили. Когда вернули комнату, Слониха отправилась за Вовкой. Матильда не узнала сына. Вместо румяного и ухоженного ребенка к ней подбежал маленький худенький замухрышка и сказал:

— Ты моя мама.

— Какая мама?

— Ты же сама говорила, что если я пропаду, ты найдешь меня по родинке. А у меня же родинка на коленке. А потом на свободу вышел Чекан-страший. По семейной легенде, помог Буденный. Детали неизвестны — эта тема в семье никогда не обсуждалась.

В 1939 году Станислав решил поступить в театральное училище. Надо сказать, что в тот год курс набирал знаменитый режиссер Юрий Завадский, направленный в Ростов отчасти в ссылку, отчасти поднимать культуру: с 1936 года он возглавлял только что построенный театр имени Горького. 

Конкурс был сумасшедший: 200 человек. Взяли Станислава и мальчика из Ейска — Сергея Бондарчука (застенчивый, черноволосый молодой человек, по словам Станислава). Приемную комиссию покорила непосредственность Чекана — он показал, как идет демонстрант: идет, поет, доходит до стола приемной комиссии и говорит: «А дальше идти некуда». В общем, к началу войны жизнь в семье Чекан опять наладилась: Юлиан Егорович работает поваром в ресторане (Станислав и Бондарчук иногда обедают у него), Матильда Ивановна заведует диетой все в той же больнице Водников.


ОБОРОНА КАВКАЗА.

По статистике, из сотни юношей 1922–1925 годов рождения домой вернулись лишь трое. Станиславу повезло. Ну, как повезло...

Осенью 1941 года он получает ранение под Новороссийском, и в декабре его списывают в ансамбль 8-й саперной армии. 

Рассказывает Нонна Чекан: 

— К этому времени относится один забавный случай. Когда освободили Ростов в первый раз, Чекан решил навестить маму. А у него в ансамбле был номер: он с другим клоуном стрелял по шарам. Во время войны найти шары было невозможно, их заменили презервативами. Когда Чекан приехал домой, мать полезла в чемодан, чтобы постирать вещи сына. Когда мама увидела полный чемодан презервативов, она остолбенела. 

В сентябре 1942 года Чекана переводят в ансамбль Театра Северо-Кавказского фронта, 11 февраля 1944 года Станислав зачислен артистом в Молодой Фронтовой театр.

Войну Станислав Чекан заканчивает с медалями «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», а также с именными часами от маршала Жукова.

— Когда снималась «Бриллиантовая рука», — вспоминает Нонна Чекан, — они со съемочной группой пошли на пляж. Миронов был... Но Миронов не пил, а Стасик был сильно подшофе. Он полез в воду, был шторм, и часы смыло. 

С зимы 1945-го у Станислава новое место работы — он актер Ростовского театра комедии. Есть и еще одно приобретение — гражданская жена, художница из Ростова Тина Мазенко-Белинская. 

На Дону Станислав пробыл недолго, уже осенью 1945 года он зачислен актером Одесского театра Красной Армии.

Бондарчук пишет другу письмо: «Я поступил во ВГИК. Давай тоже!». Чекан отвечает: «Зачем мне учиться, я уже актер».

Но, поразмыслив, в Москву Станислав все-таки поехал — к Завадскому. Завадский посоветовал показаться Андрею Попову, главному режиссеру Центрального театра Красной Армии. В военный театр Чекана взяли сразу: там были нужны фактурные актеры с сильным голосом — на огромной сцене ЦТКА других просто не услышишь и не увидишь. 15 сентября 1948 года Чекан был зачислен в театр.

Кроме театра, Стаса интересовало кино. Молодой человек ходит на все пробы, играет в массовке, в эпизодах...

Сняться в первом фильме московского периода помог Бондарчук. По легенде, большой любитель кино товарищ Сталин посмотрел материал к фильму «Тарас Шевченко» (1948 год) и якобы сказал: «Фильм хороший, но ямщик плохой. Это даже кучер, а не ямщик». Бондарчук, исполнявший в фильме роль украинского поэта Шевченко, предложил попробовать Чекана.

Начальник театра (в ЦТКА была такая должность) сказал, что не отпустит молодого актера, потому что надо репетировать. Начальнику возразили: — Какие репетиции? Ты знаешь, кто нас сюда послал?


«БОРЕЦ И КЛОУН», 1959 ГОД.

Роль Ивана Максимовича Поддубного. Режиссеры Юдин и Борис Барнет.

Одесса на рубеже XIX-XX веков. Грузчик и борец-любитель Иван Поддубный приходит в цирк и знакомится с клоуном-дрессировщиком Анатолием Дуровым. Талант и трудолюбие Поддубного и Дурова позволяют им выйти за пределы провинциального цирка и сделать международную карьеру. Считается, что именно этот фильм впервые в полной мере раскрыл актерский талант Чекана. Из парохода под названием «Феодосия» выходит человек с коробками, чемоданами и мешками. Ему навстречу идет грузчик Никитка.

Поддубный. Никитка!

Никитка. Иван Максимович! Поклон нижайший.

Поддубный. Здорово, Никитка. Милый человек.

Поддубный обнимает Никитку, почувствовав перегар, отшатывается.

Поддубный. С ним пьяным сам рядом сделаешься. Ну здорОво!

Никитка. Иван Максимович Поддубный — мой старый друг! Могу сказать, что такой же босяк, как я.


СЕМЬЯ.

С будущей женой Нонной Станислав познакомился, когда ему было 34 года. Она только закончила школу. В статьях о Чекане обычно приводят воспоминания Нонны Сергеевны об их первой встрече: «Станислав Юлианович смотрел на меня с любопытством, как смотрит слон на умную маленькую собачку».

Сейчас она утверждает, что ничего такого не было и в помине: 

— Это редакторская фантазия. Мы жили рядом с театром Красной Армии. А мама моей подруги была в театре портнихой, и она перешивала костюмы: не только театральные, но и обычные. Там мы с Чеканом и встретились. Я неплохо разбиралась в живописи и театре: в Большом работали мои папа, мама и дедушка, с детства у меня была возможность ходить на спектакли. Как-то я его заинтересовала, и мы нашли общий язык. А потом мы встречались на съемках, где я подрабатывала. Однажды гражданская жена Чекана Тина сама позвонила Нонне и попросила о встрече. 

— Я работала в Музее Достоевского, и вдруг мне позвонила сестра и сказала, что тетю положили в больницу. Выходя из дома, я разбила зеркало. Были нехорошие предчувствия, но обошлось, с тетей ничего не случилось... Но в этот же вечер позвонила Тина и пригласила к себе. У нее собралась небольшая компания — там был еще один мужчина, которого, наверное, предназначили для меня. Чтобы показать, что я такая-сякая. Мужчина стал оказывать мне знаки внимания, за что получил пощечину... Тогда Тина сказала, что знает о наших отношениях с Чеканом. Станислав взял меня за руку, и мы вместе ушли из этого дома. Когда после спектакля вернулась домой моя мама, она остолбенела. Все знали, что мы со Станиславом встречаемся, но того, что мы придем ко мне, мама не ожидала. Это, конечно, было поступком с его стороны.

В 1960 году у Нонны и Станислава родился сын Сергей.


ДУША КОМПАНИИ.

Между тем в жизни Чекана начинается новый период: с 1959 по 1968 год он снимается в 28 фильмах. Его герои — силачи, пьяницы, купцы, мельники, офицеры, солдаты, бандиты, милиционеры, шоферы, спортсмены. «Ход конем», «Два билета на дневной сеанс», «Верьте мне, люди!», «Вызываем огонь на себя»... С его героями лучше не встречаться в темных переулках. 

Однако в жизни он совсем другой: с Чеканом любят работать режиссеры и актеры, на съемках он создает хорошее настроение. Гайдай хотел пригласить Чекана на роль верзилы Феди в «Операции Ы». Но не сложилось.

Рассказывают, что вместе с актером Сергеем Головановым они заходили в вагон метро, садились и синхронно открывали газеты, якобы внимательно читая. Потом так же синхронно начинали свои газеты яростно мять, при этом что-то возмущенно бормоча. Пара производила впечатление сумасшедших, «чеканутых».

А вот, что пишет (в январе 1961 года) Юрий Никулин: «Артист Станислав Чекан рассказал, как он играл роль партизана. Съемка шла на натуре. И вокруг собрались жители местных деревень. А снимали эпизод, когда артист, играющий эсэсовца, бьет попавшего в плен партизана — Чекана — по щеке. Бьет эсэсовец партизана в первом дубле, во втором, в третьем... И тут одна пожилая колхозница не выдержала и кинулась к Чекану: «Да как же ты терпишь, милый? И что ж тебя все бьют и бьют. Ведь больно, как ты терпишь?». Станислав Чекан ответил: «Вы, мамаша, не волнуйтесь. В конце съемок я этого эсэсовца должен бить оглоблей по голове. Так что мы рассчитаемся». 


«БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА», 1968 ГОД.

Чекан исполняет роль капитана милиции Михаила Ивановича. Кабинет полковника. Михаил Иванович с пластырем под глазом

Полковник. Почему сразу не представились?

Михаил Иванович. Хотел сперва присмотреться, проверить, подойдет ли он нам.

Полковник. И как, проверили?

Михаил Иванович. Проверил, товарищ полковник, подойдет. Я никак не рассчитывал, что он...

Полковник. Гипсом?

Михаил Иванович. Так точно, товарищ полковник. Наверное, мне бы надо...

Полковник. Не надо... Он согласился?

Михаил Иванович. Согласился. Теперь вот такое предложение: а что если...

Полковник. Не стоит.

Михаил Иванович. Ясно. Тогда может нужно...

Полковник. Не нужно.

Михаил Иванович. Понятно. Разрешите хотя бы...

Полковник. Так попробуйте.


Рассказывает Нонна Чекан:

— Очень люблю Гайдая, не только как режиссера, но и как человека, который создавал на съемочной площадке творческую атмосферу. Он всегда хотел, чтобы актеры жили в хороших условиях, была прекрасная натура. И то настроение, которое было в группе, передавалась зрителям. Он никогда не гнался за званиями, машинами. Главное для него — работа... Я была в Адлере в те дни. Очень веселое время! Все придумывалось на ходу: какие-то эпизоды, какую песню ставить — в первоначальном варианте «Песня про зайцев» исполнялась на пароходе вместе с «Островом невезения». Все это обсуждалось. Атмосфера была потрясающей.

Ну да, выпивали: и Мордюкова, и Никулин, и Чекан, и Папанов. Миронов не пил. Анекдоты рассказывали. С утра все такие чинные, благородные, вдруг Никулин кричит: «Ребята, выручайте!». Оказалось, что кто-то подарил ящик коньяка. Никулин приехал с тещей, женой. Его сын Максим играл мальчика, идущего по воде. Я так хохотала, и мне сказали, что будут брать с собой, когда надо будет поднять зрительный зал. Я была очень смешливая.

В 1968 году Станислав Чекан становится известным актером. Его узнают на улицах и в винно-водочных магазинах. Но «Для Чекана четвертинка — как слону дробинка».


«ТРАВА ЗЕЛЕНА», 1986 ГОД.

Развал колхозной жизни в предперестроечную эпоху. Правдоискательница Анна, чтобы спасти колхозных коров от убоя, прячет их на заброшенном займище. Расследование этого дела поручено лейтенанту милиции Коржову. 

Лес. День. Появляется сторож (Станислав Чекан).

Сторож. Буреночки! Где же вы? Красавицы. Что же это делается?

Сторож бежит по лесу. 

Сторож. Милиция! Куда ж они все делись? Куда ж они делись.

Сторож встречает милиционера.

Сторож. Так я ж всего пять минут не был, всего пять минут.

Милиционер. У вас исчезло целое стадо коров.

Сторож. Ну не знаю, гражданин начальник.

Милиционер. Дед Матвей, ты сам взялся сторожить, так что должен знать.

Сторож. Взялся.

Милиционер наклоняется над коровьей лепешкой.

Милиционер. А вот это уже улика.

Сторож. Да таких улик здесь сколько угодно.


Фильм «Трава зелена» стал последним фильмом, в котором снялся Станислав Чекан.

Нонна Сергеевна не помнит этого фильма...

В последние годы Станислав Чекан много болел: сказалось ранение, полученное на войне. Отказывали ноги. Его стали редко приглашать на съемки. В 1994-м он сказал жене: «Знаешь, мне уже не нужно жить. Профессия ушла, а с ней ушло все». Станиславу Юлиановичу стало плохо. Нонна Сергеевна вызвала скорую и разбила зеркало. В больнице ей объявили, что мужу осталось жить три недели: острый лейкоз. Она попросила врачей сделать так, чтобы он не догадался, что умирает. Станислава Юлиановича не стало 11 августа 1994 года. В гроб мужу Нонна Сергеевна положила книжку Лермонтова...

— Он очень любил Лермонтова. Хотел сделать свой вечер, но не получилось: перестройка, пятое, десятое.


P.S.

Юлиан Егорович и Матильда Ивановна прожили долго: оба умерли в возрасте 86 лет, но с разницей в 10 лет. Из Ростова не уезжали. Брат Володя всю жизнь проработал рабочим на «Красном Аксае», женился, есть дочь. Володя давно умер... Сергей Чекан закончил театральный вуз, занимался озвучиванием иностранных фильмов. В возрасте 44 лет он ушел из жизни. Актерскую династию Чеканов продолжает Полина Сергеевна Чекан, актриса «Ленкома». 

Читайте также:


Текст:
СЕРГЕЙ МЕДВЕДЕВ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ КРИСТИНЫ ШУРУПОВОЙ.
Источник:
«Кто Главный.» № 99
0
Перейти в архив