Метод Левшина

Завистники Владилена Ивановича, которых было немало, обвиняли его в излишней зрелищности. Когда в 1984 году в Канаде зажглась звезда du soleil, взявшего в основу именно такой стиль, стали говорить: «Дю солей родился в Ростове-на-Дону».
Текст:
Юлии Быковой
Источник:
«Кто Главный.» № 147
08/04/2019 14:24:00
0

Итальянский цирковед Алессандро Серено в журнале CIRCO (декабрь 1997 года) так писал о Левшине: «На страницах нашего журнала мы и в прошлом писали о русских режиссерах. Сейчас мы представляем еще одного режиссера, который, не будучи самым известным, в частности у итальянских читателей, заслуживает, на наш взгляд, особого внимания. Речь идет о Владилене Ивановиче Левшине... Деятельность Левшина в качестве режиссера началась давно, уже тогда он начал использовать технику атлетической подготовки российской сборной по гимнастике, конечно же, приспосабливая ее к темпераменту своих юных учеников... Иногда случается, что артист, решивший выбрать карьеру наездника, после тщательной проверки Левшиным физических данных переходит в другую дисциплину и почти никогда не жалеет об этом. Уже несколько лет Левшин работает над книгой, посвященной его педагогическим и методическим принципам, которая будет называться "Метод Левшина"».

ВСЛЕД ЗА КАРАНДАШОМ.
Его детство пришлось на военное лихолетье. Но война пощадила семью Левшиных. Отец с фронта вернулся домой и взамен разбомбленного дома получил квартиру на улице Энгельса, в доме № 62. Оказалось, что рядом разбит цирк-шапито и там гастролирует великий Карандаш. Немудрено, что военной детворе цирк казался чудом. Владилен наизусть знал репризы великого клоуна и даже собирался убежать вслед за ним из дома. С того самого шапито все и началось… Чем только не увлекался Владилен Левшин! Освоил модный по тем временам аккордеон. Потом в его жизни возник балет. Бывшая балерина Мариинского театра Галина Лерхе, оставшаяся в Ростове после эвакуации, открыла в городе студию. Поначалу она наотрез отказывалась принимать Левшина в ученики: «Молодой человек, — говорила она парню-крепышу, — вам лучше в грузчики!» Но он приходил снова и снова. В конце концов Лерхе смилостивилась: «Найдите себе пятый угол и стойте там!» А спустя время Владилена Левшина с его балетным номером показали даже на ростовском ТВ! Однако отец посчитал музыку и балет слишком изящными для будущего мужчины, и Владилен записался в спортивный кружок. Сначала была гимнастика, затем акробатика. В 1950 году Владилен Левшин поступил в Ростовский областной техникум физической культуры, а после его окончания — в Ростовский пединститут, выбрав специальность «анатомия, физиология и физическое воспитание». После учебы он стал тренером по спортивной гимнастике. Карьера складывалась весьма успешно. Ученики Левшина защищали цвета сборной СССР. «IV Всесоюзный конкурс по спортивной гимнастике принес нашему городу большой успех. Победительницей в вольных упражнениях стала юная ростовчанка Галина Паршинцева (тренер В.И. Левшин — старший тренер сборной команды СССР»), — писала газета «Молот». В те годы исполнение двойного пируэта в женской гимнастике считалось проявлением особого мастерства, и во время всесоюзных соревнований их делали не больше пяти участниц. Ученица Левшина поражала судей тем, что исполняла двойной пируэт дважды: в начале и в конце выступления. А вот что писала газета «Вечерний Ростов»: «У десятиклассницы, чемпионки V летней Спартакиады Нардов, члена сборной команды СССР, мастера спорта Ларисы Калачинской сейчас напряженная пора. Под руководством тренера Владилена Левшина она упорно готовится к ответственным соревнованиям — кубку СССР. Как правило, Лариса и ее наставник представляют на суд арбитров сложные, оригинальные программы. Например, гимнастка на брусьях впервые исполнила элемент, названный по ее фамилии — "Калачик"». Работая тренером, В.И. Левшин подготовил 12 именитых членов сборной СССР и РСФСР — тех, кто становился победителями в серьезных спортивных состязаниях. И вдруг в 1966 году судьба предоставляет Владилену Ивановичу Левшину новый шанс. Его приглашают на работу в цирк. В цирк!
Ученики Левшина - заслуженные артисты России Тамара Мусниа и Гунар Каткевич

«ГИМН СОЛНЦУ».
В тот год в Ростовском цирке было решено создать новый творческий коллектив. Требовались специалисты, и главный режиссер Каземир Бобок приглашает Владилена Левшина на должность трюкового тренера. В это время главреж репетирует эксцентрический номер с братьями Пантелеенко. Близнецы Валерий и Юрий, работавшие до армии слесарями, а после устроившиеся на работу в цирк ассистентами к иллюзионистке, решились на сольную карьеру. Им по 20 лет — многовато для старта. И эксцентрика у них не идет, несмотря на все старания.Наблюдая за упорством, с каким братья репетируют на манеже, Владилен Иванович Левшин идет к главному режиссеру и предлагает заменить Пантелеенко эксцентрику на гимнастику. Наутро в цирке появляется приказ: «Уволить тренера В.И. Левшина». Это был удар не только по Левшину. В то время он уже привел из спорта в цирк свою именитую воспитанницу Луизу Бояркину, которая вместе с гимнастом Юрием Корниловым репетирует новый номер. И как оставить тех же братьев Пантелеенко? Однако Левшину все же приходится уйти из цирка, забрав братьев в свой спортивный зал «Динамо» — там он сооружает для них снаряды и продолжает тренировки. А гимнаст Юрий Корнилов, понимая, что с Левшиным ему не дадут работать, уезжает в Москву. Как удалось Корнилову добиться в Москве приема в самых высоких кабинетах «Союзгосцирка» и там доказать, что Владилен Иванович Левшин нужен цирковому искусству, история умалчивает. Но это факт: в Ростов Юрий Корнилов вернулся с приказом о назначении Владилена Левшина главным режиссером Ростовского творческого циркового объединения «Поиск». Через несколько лет воздушные гимнасты Юрий Корнилов и Луиза Бояркина исполнят уникальный трюк «полтора сальто-мортале через кабриоль ногами в руки ловитора», придуманный Левшиным, и войдут с ним в историю мирового цирка. А братья Пантелеенко одними из первых прославят советский цирк на весь мир. Три года готовил Левшин из них воздушных гимнастов, которые использовали в своем номере ремни — по тем временам редкий снаряд на манеже. Номер назвали «Гимн солнцу» — «Оригинальное произведение, отвечающее самым высоким требованиям жанра. Элегантный и отточенный», как писали газеты тех лет. В 1973 году их «Гимн солнцу» стал лауреатом Всесоюзного конкурса циркового искусства, а в 1983 году на Международном фестивале в Монте-Карло воздушные гимнасты Пантелеенко получили «Золотого клоуна» — своеобразный «Оскар» в мире цирка. Через несколько лет в Монте-Карло их успех повторят акробаты Ирина и Александр Моисеевы. Они работали в жанре вольтиж: верхний гимнаст исполняет трюки на шесте, который держат два нижних партнера. Их прежний руководитель Иван Гереклиев предложил акробатам использовать технологию прыжков на батуте, заменив при этом алюминиевую палку на стекловолоконный шест. Однако воплотить в жизнь эту идею они не смогли. И тогда Моисеевы, прослышав о ростовском цирковом режиссере, приехали из Молдавии в Ростов. И только под руководством Владилена Ивановича Левшина они добились успеха с уникальным трюком «Русская палка — акробаты на шестах». В дальнейшем этот жанр прославился на весь мир и стал известен за границей как «Russian Bar». Коронный трюк эквилибриста на моноцикле Эдуарда Язловского, который ему придумал Левшин: когда артисту катятся вдогонку колеса, а тот успевает перепрыгнуть с одного колеса на другое, придав ускорение, — до сих пор не смог повторить еще никто. Жонглер Николай Герасимов, еще один воспитанник Левшина, первым в российском цирке стал жонглировать сразу семью булавами и овладел уникальным стилем: он работает руками, вытянутыми в разные стороны на уровне плеч, от чего полет колец становится просто феерическим. За годы своей работы Владилен Иванович Левшин подготовил несколько сотен цирковых номеров. Созданные под его руководством 34 номера стали призерами всероссийских и международных конкурсов.
Наталья и Дмитрий Колобуховы


«СИЛЕВ» И «ЦУГ-НОМЕР».
Когда-то в цирке господствовал Его Величество Трюк. Артисту достаточно было удивить публику эффектным искусным маневром и сорвать аплодисменты. Для Левшина создать трюк было делом, знакомым еще со спорта. С годами он выработал свою, авторскую методику подготовки гимнастов и акробатов. Оказалось, это применимо и на манеже. Позже он дополнит знания спортивного тренера опытом циркового режиссера и напишет книгу о своей методике подготовки, назвав ее «СиЛев» — «Система Левшина». Но есть в цирке и такое понятие — «цуг-номер». Так величают аттракцион, придающий особый блеск всей программе. Владилен Иванович Левшин прославился на всю страну именно этим — он создавал «цуг-номера». Когда высшее руководство требовало от него расписать будущий номер, Левшин приходил в негодование. Его приемы были иными: поначалу он приглядывался к артисту, ходил вокруг и около, пробовал разные цирковые жанры — мог сделать из джигита воздушного гимнаста, и наоборот… Так было, к примеру, с номером «Спартак». Однажды акробат Гунар Каткевич попросил Владилена Левшина помочь ему в режиссуре. Тот согласился. Но партнерша Каткевича восприняла советы Левшина в штыки. И он проявил характер, отказался от сотрудничества. Спустя время Каткевич вновь обратился к Левшину. Сказал, что сменил партнершу и готов на любой эксперимент. Начались ре- петиции. Пришлось акробату Каткевичу и его партнерше Тамаре Мусиной подняться в воздух — Левшин предложил им сменить жанр на воздушную гимнастику. Поначалу в качестве музыкального сопровождения режиссер взял «Лунную сонату». Но лиричные, плавные, нежные движения никак не вязались с типажом артиста. Как вариант, возник образ римского гладиатора. Все чаще режиссер обсуждал эту идею со своими воспитанниками. До тех пор, пока однажды Гунар Каткевич не явился в цирк неузнаваемым — он перекрасил волосы и подстригся под Владимира Васильева, которого весь мир запомнил в балете «Спартак». В тот момент Левшин понял: это будет история любви Спартака и Фригии. «Неожиданное соединение сложнейших трюков сочетается с продуманным сюжетом, лиричностью и мужественностью образов» — писал журнал «Советский цирк». После ухода с манежа Каткевича и Мусиной всю аппаратуру для этого номера передали молодым исполнителям. Но, увы, никто так и не смог повторить уникальный номер, созданный Левшиным. Кстати, в качестве музыкального сопровождения режиссер выбрал музыку Арама Хачатуряна. Когда «Спартак» показывали на гастролях в Москве, знаменитый композитор узнал об этом: «Что?! Мой "Спартак" в опилках?» И даже пришел на представление. Но, увидев этот «балет в воздухе», Хачатурян был очарован. В 1979 году Владилену Ивановичу Левшину поручили подготовить цирковую программу к предстоящей Олимпиаде-80. В тот год одними из его воспитанников были акробаты Людмила и Георгий Яценко. Они приехали из Ворошиловграда. Сначала Левшин потребовал от Людмилы, бывшей балерины, похудеть — потом, мол, видно будет. За два месяца она сбросила 7 килограммов. Однако Левшин был настолько занят новой программой, что не обращал на Яценко особого внимания. Но они изо дня в день приходили в манеж и, дождавшись свободной минуты, репетировали сами по себе. И вот в один прекрасный день глаз Левшина остановился на Людмиле, разминающейся под куполом: «Какие линии… Вы будете Кармен!», — идея пришла в один момент, и Левшин включил их номер в свою программу «Москва Олимпийская». До сдачи оставалось немного, когда «Союзгосцирк» волевым решением изъял «Москву Олимпийскую» у ростовского режиссера и поручил ее завершение столичному «кадру». И тогда Григорий Яценко проявил неслыханную по тем временам дерзость. Он поехал в «Союзгосцирк», с широтой своей актерской души бросил себе под ноги в кабинете начальника носовой платок, встал на него и заявил: «Не уйду отсюда, пока не разрешите работать с Левшиным. Обещаю, мы сделаем с ним такой номер, который удивит весь мир». Так оно и случилось. Их «Кармен» под музыку Безе-Щедрина публика неизменно встречала овацией. «Точно выстроенная драматургически цирковая версия этой темы рассказывается языком балетной пластики и трюка. Яценко исполняют ряд уникальных отрывных трюков (полтора сальто-мортале с приходом одной ногой в руку к партнеру; полтора сальто-мортале с приходом "носки в носки", в ручной петле под куполом цирка партнерша исполняет несколько силовых бланшей)» — этот номер вошел в энциклопедию «Цирковое искусство России». Завистники Левшина, которых было немало, обвиняли его в излишней зрелищности. Когда в 1984 году в Канаде зажглась звезда Du Soleil, взявшего в основу именно такой стиль, стали говорить: «Дю Солей родился в Ростове-на-Дону».
1.jpg

МАСТЕР И ЕГО РАХИМА.
В 1993 году в Ростов, покинув неспокойный в те годы Таджикистан, к Левшину приезжают гимнастки — Рахима Хабибуллина и Рано Урунова. Полгода они ждали этого приглашения. Приехав в Ростов, Рахима побежала смотреть — кто же такой, этот Левшин? В репетиционном зале своей очереди ожидали с десяток разных артистов, а на манеже был он — красивый, элегантный, спокойный, уверенный. В то время Владилен Иванович был занят как никогда. Уже три года как на базе Ростовского цирка действовал единственный в стране филиал Всесоюзной дирекции по подготовке цирковых программ. А через год в Ростове под руководством В.И. Левшина откроется второй после Москвы, уже обособленный от «Союзгоцирка» Ростовский молодежный центр циркового искусства. Он мечтал, чтобы у Ростовского цирка была своя труппа: «У нас для этого есть все условия. А нужно-то что? Создать возможности для отбора способных детей, чтобы находить их по всей области. Вот если бы Министерство образования в спортивных школах открыло по отделению циркового искусства, а Министерство спорта выделило места для ребят в спортинтернате — сколько человек могли бы стать "своими" артистами!», — делился В.И. Левшин в одном из интервью. В те годы Левшину удалось добиться невозможного: Ростов стал местом притяжения тех, для кого тринадцать метров манежа были смыслом жизни. В его коллективе работают исключительно профессионалы. Оригинальную музыку для номеров пишет талантливый композитор Игорь Левин, которого Левшин назначает главным дирижером Ростовского цирка. Есть свои костюмеры и балетмейстеры — Ольга Былинская, Елена Ковалева и Алла Тимме. Аппаратуру к каждому номеру придумывал сам Левшин, а его идеи в жизнь воплощал Виктор Торгашов. Словом, производство! И тут вдруг Рахима… Хрупкая красавица, на 30 лет моложе его. Упорная, воспитанная и талантливая. К тому времени Владилен Иванович, овдовев, в одиночку воспитывал сына Ванечку. Он все делал сам — и готовил, и стирал. Его воспитанница Рахима пришла на помощь. Он эту помощь принял. Ей он стал доверять самое дорогое — сына. И на гастролях, и в Ростове. А потом сделал Рахиме предложение выйти замуж. Конечно, она согласилась. В 1996 году в России придумали открыть новый фестиваль — в Москве, на Красной площади — Всемирный фестиваль циркового искусства. На знаменитой брусчатке было построено 13 площадок — по квадратным метрам стандартного манежа. Левшину доверили создать постановку в стиле модерн. На другой площадке выступал его уже известный ученик — жонглер Коля Герасимов. Но был еще один номер воздушных гимнастов — «Восточная элегия» с участием Рахимы Хабибуллиной и Руслана Урунова, которым пришлось выступать за Таджикистан. Этот номер, созданный Владиленом Левшиным для любимой женщины, на I Всемирном московском фестивале циркового искусства получил приз «За исполнение самых рискованных трюков». Это был триумф его режиссерского таланта!
…По утрам он вставал первым. Готовил завтрак — для сына и для жены, и для себя. Любил цифру семь. Куда бы он ни приезжал, просил поселить его в номере семь. Однажды, без десяти семь утра, Владилен Иванович Левшин ушел из жизни во сне, в своих стенах, держась за руку любимой женщины… Счастливым был этот человек!

Читайте также:


Текст:
Юлии Быковой
Источник:
«Кто Главный.» № 147
08/04/2019 14:24:00
0
Перейти в архив