Наши люди в Голливуде

«Главный» нашел ростовчан, каким-то образом проявивших себя в мировом кинематографе.
Текст:
Сергей Медведев
Фото:
Из архивов
Источник:
«Кто Главный.» № 145
09/09/2019
0

Запрещен к ввозу в СССР.

Часто в голову приходит мысль: интересно, какой могла быть Россия, если бы не Октябрьская революция? Если бы российская молодежь начала ХХ века не покинула пределы исторической родины, а снимала бы фильмы, рисовала картины, писала музыку, так сказать, по месту рождения. Наверное, мы жили бы в какой-то другой стране...
Но... Что было, то было. Уже ничего не исправить.
Приведенный ниже список ростовчан — деятелей мирового кино далеко не полон. Если бы не интернет, мы бы никогда о них не узнали (о подавляющем большинстве — уж точно). Отдельное спасибо IMBd — Международной базе данных о кино.
Начнем с Ади Кузнецова (1 января 1890 г. — 10 августа 1954 г.).
адя-кузнецов.jpg
адя.jpg
 Этот американский оперный певец и артист кино родился в Ростове-на-Дону.
Есть такой любопытный документ, датированный декабрем 1947 года:
«ГЛАВЛИТ СССР. "Не подлежит разглашению". Список грампластинок, запрещенных к ввозу в СССР:
1. Д. Медов. "Колумбия".
1) "Письмо к матери"; "Привет с родины".
2) "Прощай, мой сын"; "Казбек" и все другие вещи в его исполнении.
2. Коля Негин. "Кисмет", "Колумбия".
1) "Лунная серенада"; "Корсетка".
2) "Оружьем на солнце сверкая" и все другие его вещи.
3. Адя Кузнецов. "Колумбия".
1) "Вы здесь, и я влюблен" и все другие вещи в его исполнении.

Что за песня «Вы здесь, и я влюблен» — не знаю. Не нашел.
Но кое-что в интернете есть. Например, «Песня молодого вина» из фильма «Франкенштейн встречает человека-волка». В фильме с таким чудесным названием, помимо Ади, играет еще и Бела Лугоши — первый Дракула мирового кинематографа. После «Дракулы» (1931 год) Лугоши предложили сыграть Франкенштейна, но Лугоши это предложение отверг, так как роль была без слов. О своем решении актер страшно жалел. Бела очень хотел сыграть Франкенштейна хотя бы в одном из сиквелов. В конце концов удача улыбнулась ему, он сыграл чудовище в фильме «Франкенштейн встречает человека-волка». Вместе с нашим Адей Кузнецовым.
Тим Бертон снял фильм о последних днях Белы Лугоши — «Эд Вуд».
Бела Лугоши умер 16 августа 1956 года от сердечного приступа. Согласно воле его родных он был похоронен в одном из хранившихся в семье театральных костюмов Дракулы. Гости шутили на похоронах: «Как думаете, может, стоит забить ему в грудь кол на всякий случай?»
Но вернемся к Кузнецову.
Авдей Гаспарович родился в семье торговцев мануфактурой. В двадцать лет он собрал драматическую труппу, а позже основал компанию по постановке, производству и прокату кинофильмов. В конце Гражданской войны в 1919 году эмигрировал в Европу. Имел успех в ночных клубах «ЛИДО» и «РИЧМАН». Выступал на оперной сцене. В эмиграции считался одним из наиболее интересных исполнителей цыганских романсов.
В 1924 году Адя переехал в США. Выступал в многочисленных русских ресторанах: «КАЗИНО-РЮС», «САМОВАР» и другие. Неоднократно принимал участие в радио- и телепередачах. Работал в кино, снялся более чем в 30 кинокартинах. Записывал пластинки на известной английской рекорд-студии Decca, а также «Колумбия».

Избранная фильмография Кузнецова выглядит следующим образом: «Мадам Икс» (1937), «Франкенштейн встречает человека-волка» (1942), «Арабские ночи» (1942), «Привет, Фриско, привет» (1943), «Принцесса и пират» (1944), «Остров радуги» (1944), «Щелчок ужаса»... Его называли «мастером эпизодической роли». Скончался Адя Кузнецов и похоронен в Нью-Йорке.

Что же ты, Карл?

Если об Аде Кузнецове еще помнят специалисты в области истории музыки, то об Анастасии Киссель знают единицы (в чем я не уверен). 

киссель-2рядслева.jpg
Таис Вольдемар - это и есть наша героиня. Слева, во втором ряду.

В справочниках по кино об актрисе и танцовщице пишут следующее:
«Анастасия Георгиевна Волконская-Киселева родилась 20 декабря 1897 года в Ростове-на-Дону. Как актриса известна по фильмам "8-я жена Синей Бороды" (1923), "Цветок ночи" (1925), "Вопреки всему" (1924)».
к-киссель-2.jpg
Анастасия Киссель также известна своим романом с американским актером датского происхождения Карлом Дейном.
На пике своей карьеры, в 1926–1927 годах, Дейн зарабатывал огромную по тем временам сумму — до 1 500 долларов в неделю, 30 000 долларов в современных ценах.
Настя жила с Карлом Дейном несколько месяцев в 1928 году. Они не были женаты, хотя говорили людям, что женаты. После того как они расстались, Киселева подала иск на 75 000 долларов против Карла, заявив о нарушении обещания. Суд отклонил иск.
Пришла эра звукового кино, в 1930 году киностудия Metro-Goldwyn-Mayer, на которую Дейн работал четыре года, разорвала контракт с актером — он так и не избавился от акцента.
В ноябре 1931 года Дейн с несколькими компаньонами организовал горнодобывающую корпорацию, но она прогорела спустя два месяца. В 1933 году Карл снялся в своем последнем фильме, пытался самостоятельно заключить сделку в горнодобывающей отрасли и полностью разорился. Дейн работал слесарем, столяром, официантом, даже продавал хот-доги у офиса Metro-Goldwyn-Mayer.
13 апреля 1934 года у Дейна на улице вытащили все его деньги — 18 долларов.
Его нашли вечером того же дня — с дырой в голове и пистолетом в руке.
Известный актер, земляк Дейна, Джин Хершолт смог уговорить Metro-Goldwyn-Mayer организовать и оплатить похороны, которые состоялись 18 апреля в присутствии примерно полусотни человек на кладбище «Голливуд навсегда».
Настя дважды выходила замуж: сначала за режиссера Пола С. Кроули, а затем — за управляющего кафе-мороженым в Шанхае.
Волконская-Киселева умерла 15 ноября 1955 года в Скарсдейле, Нью-Йорк, США.
8 февраля 1960 года на Голливудской Аллее Славы была открыта звезда Карла Дейна. У себя на родине, в Дании, Карл Дейн долго оставался малоизвестным актером, пока в 2006 году, на его 120-летие, не был опубликован развернутый материал в журнале Fokus. В 2009 году вышла биография актера. Наверное, там есть и пара строк об Анастасии.

Главный по сценариям.

О Вольдемаре Ветлугине (24 февраля (8 марта) 1897 г., Ростов-на-Дону — 15 мая 1953 г., Нью-Йорк) известно больше, чем об Анастасии Киселевой.
Во-первых, его отец был известным в Ростове человеком — врач Илья Галилеевич Рындзюн управлял известной водолечебницей.
Во-вторых, сам Владимир Ильич немало написал, в том числе и о себе: см. «Авантюристы гражданской войны» (Париж, 1921), «Третья Россия» (Париж, 1922), книгу очерков «Герои и воображаемые портреты», «Последыши», роман «Записки мерзавца: моменты жизни Юрия Быстрицкого» (Берлин, 1922).
В 1906 году Владимир поступил и в 1914 году окончил с золотой медалью ростовскую гимназию. В конце 1917 года дебютировал в периодической печати — под собственным именем. В 1918–1919 годах, сотрудничая с белыми газетами на Юге России, — под псевдонимом «А. Ветлугин».
Осенью 1922 года сопровождал Сергея Есенина и Айседору Дункан в Америку в качестве секретаря и переводчика и остался в США, где был менеджером Айседоры Дункан.
ветл.jpeg
C 1933 года Ветлугин — редактор иллюстрированного американского журнала для женщин Redbook. При Ветлугине в 1937 году тираж издания достиг миллиона. Успешным журнал был до конца 1940-х годов, когда телевидение переманило его аудиторию.
В 1943 году Владимир Ильич принял приглашение Луиса Б. Майера, совладельца киностудии Metro-Goldwyn-Mayer, стать его помощником, а также заведующим сценарным отделом MGM. В 1948 году А. Ветлугин стал продюсером и уже в 1949 году спродюсировал свой первый фильм «Ист-Сайд, Вест-Сайд» с Барбарой Стэнвик («Поющие в терновнике», обладательница «Оскара», «Золотого глобуса» и «ЭММИ»), Джеймсом Мейсоном («Лолита», «Вердикт»,) Нэнси Рейган (жена президента США) и Авой Гарднер (актриса из списка величайших звезд Голливуда»). Режиссер — Марвин Лерой («Мост Ватерлоо», «Волшебник страны Оз»).
На одном из киношных сайтов прочитал, что «Ист-Сайд, Вест-Сайд» ныне считается одним из самых недооцененных фильмов 1940-х годов. Его рейтинг — 9 из 10.
Фильм «Ист-Сайд, Вест-Сайд» был снят по роману Марсии Давенпорт. Запомните это имя, сценаристка тоже имеет отношение к Ростову.

В 1950 году А. Ветлугин спродюсировал фильм «Ее собственная жизнь» с Ланой Тернер и Рэем Милландом. Согласно данным MGM фильм заработал всего $ 1 413 000 в США и Канаде и $ 504 000 — в других странах, в результате чего студия потеряла $ 679 000.
Больше Ветлугин не снимал.
В 49 лет он женился на актрисе Беверли Майклс. Беверли снималась в фильмах категории Б (малобюджетный фильм, его показывали в паре с блокбастером). В 1952 году семья распалась. Кстати, Майклс после развода с Ветлугиным вышла замуж за режиссера Рассела Рауза, у них родилось двое детей. В 2007 году их сын Кристофер Роуз получил «Оскар» за монтаж фильма «Ультиматум Борна».

Семья композитора.

Так кто же такая Марсия Давенпорт? Писатель, автор биографии Вольфганга Амадея Моцарта, корреспондент журнала The New Yorker.
Марсия родилась в Нью-Йорке 9 июня 1903 года, она — дочь известной оперной певицы Альмы Глюк, падчерица скрипача Ефрема Цимбалиста.
глюк-цимбалист.jpg
Альма Глюк и Ефрем Цимбалист

Ефрем Цимбалист (9 апреля 1889 г., Ростов-на-Дону — 22 февраля 1985 г., Рено, Невада, США) родился в семье музыканта — профессионального скрипача, дирижера Арона Цимбалиста и его жены Марии Литвиновой. От отца он получил свои первые уроки музыки.
В 1901 году мальчик поступил в Петербургскую консерваторию в класс Леопольда Ауэра и блестяще окончил ее в 1907 году, получив Большую золотую медаль и Рубинштейновскую премию.
В 18 лет Цимбалист уже гастролировал по Европе, его американский дебют состоялся в Бостоне в 1911 году. В Америке Цимбалиста приняли на ура, и он решил остаться в этой стране.
С 1928 года Цимбалист преподавал в Кертисовском институте музыки (одна из наиболее престижных консерваторий США, расположена в Филадельфии), а с 1941 по 1968 год был его директором.
Кертисовский институт окончили: Леонард Бернстайн, Нино Рота, Игнат Александрович Солженицын и многие другие замечательные музыканты.
Ефрем Цимбалист был членом жюри первых четырех конкурсов имени Чайковского.
Сам Ефрем Аронович с кино связан не был, а вот его сын и внучка — Ефрем Цимбалист-младший и Стефани Цимбалист — стали известными киноактерами.
Ефрем Цимбалист-младший родился 30 ноября 1918 года. В 1946 году он впервые появился на телевидении, у него были роли в телесериалах «Мэверик», «77 Сансет-Стрип», «Гавайский глаз», «ФБР», «Интуиция», «Ремингтон-Стил», «Отель», «Она написала убийство», «Зорро», «Вавилон-5» и многих других. На большом экране Цимбалист появлялся намного реже и в основном на второстепенных ролях. Среди кинофильмов с его участием — такие картины, как «Банда ангелов» (1957), «Хэрлоу» (1965), «Дождись темноты» (1967), «Аэропорт 1975» (1974) и «Горячие головы» (1991). В 1959 году Ефрем Ефремович получил премию «Золотой глобус».
95-летний Цимбалист скончался 2 мая 2014 года на своем ранчо в Калифорнии.
Его дочь от первого брака Стефани Цимбалист (родилась 8 октября 1956 года), как и отец, стала актрисой.
Окончив актерскую школу, Цимбалист дебютировала на телевидении — сразу в нескольких телефильмах.
Ее наиболее успешная роль была в отмеченном премией «Эмми» телефильме 1990 года «Кэролайн», где Цимбалист сыграла заглавную роль и номинировалась за нее на премию «Золотой глобус». Но не получила.

«Песня о России».

Во многих голливудских фильмах в качестве хореографа выступил Давид Лишин (настоящая фамилия — Лихтенштейн).
LISHIN_David1.jpg
Давид родился в Ростове-на-Дону 25 октября 1910 года.
После революции родители Лишина через Константинополь и Софию эмигрировали в Париж. Там мальчик и начал заниматься балетом. В конце 1920-х годов работал в труппе Иды Рубинштейн, в 1930 году — в компании Анны Павловой, в следующем сезоне танцевал в труппе Нижинской. В 1932 году по приглашению Джорджа Баланчина, художественного руководителя «Русских балетов Монте-Карло», заключил контракт с Рене Блюмом и полковником де Базилем и стал солистом только что созданной ими балетной труппы. Танцевал сольные партии во многих балетах, созданных для компании Баланчиным, Мясиным и Фокиным. Почти сразу начал пробовать свои силы как хореограф: в 1933 году поставил свой первый балет «Ноктюрн». В австралийском турне 1939 года был хореографом труппы наравне с Сержем Лифарем. Наиболее известными его постановками стали «Блудный сын» и «Выпускной бал».
В начале 1950-х годов вместе с супругой Татьяной Рябушинской Давид Личин окончательно перебрался в США и поселился в Беверли-Хиллз. Работал в Голливуде, сотрудничая с разными студиями.
В фильмографии Лишина — 11 фильмов. Самый, пожалуй, примечательный — «Песнь о России» — фильм, выпущенный в 1944 году компанией Metro-Goldwyn-Mayer (режиссер Григорий Ратов). В фильме одну из ролей исполнил знаменитый Михаил Чехов.
MV5BZTAzOGU0ZTctNGU5OC00MTExLWFlOTgtYTUxNDExYTMyYTkzXkEyXkFqcGdeQXVyMzI5NDcxNzI@._V1_.jpg
Картина о любви американского дирижера и советской пианистки. Они полюбили друг друга во время гастролей по сорока городам Советского Союза.
Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности назвала этот фильм одним из трех наиболее известных примеров просоветской деятельности в Голливуде. Другими двумя картинами, оказавшимися под подозрением, стали «Северная звезда» компании RKO Radio Pictures и «Миссия в Москву» компании Warner Brothers.
Известная писательница и философ Айн Рэнд, покинувшая Россию в 1926 году, в своих показаниях комиссии заявила, что этот фильм является коммунистической пропагандой, и он лживо изображает жизнь советских людей, целенаправленно приукрашивая ее.

От Брехта до Дубровского.

Ростовчане внесли вклад не только в американское кино. Но и, например, в немецкое.
Немецкая танцовщица и актриса Мария Зацарина родилась 21 апреля 1914 года в Ростове-на-Дону.
зацарина.jpg
Зацарину называли звездой берлинской сцены. Мария снялась в шести фильмах 1930-х годов, а позже открыла собственную академию танца в Гамбурге. В 1940 году ушла из кинобизнеса. Умерла 20 октября 1959 года в Гамбурге.
Больше информации о Зацариной нет. Осталось очень много немецких почтовых карточек с изображением актрисы. Их можно купить в интернет-магазинах.

А вот об актрисе театра, кино и телевидения, театральном режиссере и педагоге Лидии Замковой в Польше помнят многие.
zamkow_lidia.jpg
Лидия Замкова родилась 19 июня 1918 года в Ростове-на-Дону. До 1939 года училась в Национальном институте театрального искусства в Варшаве, а после Второй мировой войны — в государственной академии драмы в Лодзи.
В 1944 году Лидия дебютировала в качестве актрисы в Люблинском театре польской армии. В 1948 году в Лодзи она поставила свой первый спектакль. Потом были театры Кракова, Варшавы, Гданьска, Телевизионный театр. В 1950–1953 годах преподавала в Государственной академии драмы в Лодзи.
Замкова поставила много телеспектаклей — от Брехта и «Дубровского» до «Оптимистической трагедии», Шекспира, Камю, Горького. Сценарии для некоторых спектаклей Замкова написала сама.
Лидия Замкова имела государственные награды ПНР (насчитал аж 16!). О ней написала даже Советская театральная энциклопедия: «З. — один из своеобразных польских режиссеров, ищущих нового истолкования совр. и классич. драматургии».
Замкова умерла 19 июня 1982 года в Варшаве.

В Ростове родился и польский режиссер и почетный президент Фестиваля короткометражного кино в Оберхаузене Ежи Боссак (1910–1989).
боссак.jpg
Ежи окончил Варшавский университет. В 1930–1939 годах писал для газет, состоял в обществе «Старт», популяризовавшем в Польше зарубежные фильмы.
В 1942–1944 годах Боссак — режиссер киногруппы 1-й Армии Войска Польского. В 1956–1968 годах возглавлял Студию документальных фильмов в Варшаве, был художественным руководителем киностудии Kamera. Автор или соавтор сценариев своих картин. В 1956–1968 годах — декан факультета режиссуры Высшей школы театра, кино и телевидения в Лодзи, с 1948 года — профессор.
Любопытный штрих: Ежи Боссак был худруком съемочной группы фильма «Нож в воде». Фильм — дебют Романа Поланского 1962 года. Первый польский фильм, получивший номинацию на «Оскар», показавший женщину обнаженной и использовавший в музыкальном сопровождении джаз.
Knife_in_the_Water_poster.jpg
В СССР фильм шел только в московском кинотеатре «Иллюзион».

Читайте также:


Текст:
Сергей Медведев
Фото:
Из архивов
Источник:
«Кто Главный.» № 145
09/09/2019
0
Перейти в архив