Жизнь среди кукол.
«Главный» поговорил с ростовскими кукольницами и выяснил, кому нужны текстильные единороги, а кто предпочитает фигурки химиков.
Фото:
ЮРИЯ ХМАРИНА, А ТАКЖЕ ИЗ АРХИВА ГЕРОЕВ ПУБЛИКАЦИИ
Источник:
«Кто Главный.» № 127
Инна Север: «Я — увлеченный человек».
ФАНТАЗИИ.
— Занимаюсь куклами уже около десяти лет. Когда родилась дочка, возникло желание сшить какую-то необычную игрушку для нее. Затем я познакомилась с людьми, которые занимались куклами, и втянулась в это дело. Авторская кукла — не совсем игрушка. В основном собирают коллекционеры. Есть масса направлений, каждое из которых подразумевает свои правила создания кукол: материалы, техники. Естественно, мастера выбирают то, что близко им. У одних людей есть интерес производить штучные вещи, а у других людей — их приобретать. Существует определенная мода на кукол. Одна моя знакомая собирает текстильных единорогов. Я делала для нее это сказочное существо из натуральных тканей
с эффектом состаренности. Затем она попросила представить всю ее семью в виде единорогов. Такие фантазии.
НУЖНО РАЗВИВАТЬСЯ.
— Я — увлеченный человек. Если раньше я только шила, то теперь это мне уже не интересно. Я умею вышивать, но мне хочется освоить разные техники. Их миллион. Кружева, например, можно связать крючком, можно сплести фриволите. В последнее время я увлеклась и папье-маше — очень доступный материал с практически безграничными возможностями. Из него можно сделать любую форму, простую или сложную, а еще — сымитировать разные фактуры. Я нахожу людей, которые владеют той или иной техникой,
они дают мне мастер-классы. Если есть желание творить, то нужно развиваться. Иначе какой смысл что-либо делать? Важно не пытаться повторить других авторов, потому что это — неблагодарное дело. Каждый кукольник имеет свои источники вдохновения. У меня очень многое идет от материала. Когда я прихожу в магазин тканей, то сразу понимаю, что и как сделать. Беру какой-нибудь небольшой кусочек, в голове появляется образ, и затем я шью куклу.
ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ.
— Все люди — разные, и у каждого из нас — свои потребности. Кто-то любит роскошь, и ему важно, чтобы кукла была создана из парчи, бархата и вышита золотыми нитями. Кто-то, наоборот, предпочитает более провинциальный стиль. В моих куклах нет вычурности и блеска. У меня есть постоянные покупатели. Приятно, что люди возвращаются. Моих кукол дарят, например, на годовщину свадьбы или другие важные торжества. Я отношу авторскую куклу к категории подарков для людей, у которых уже есть все. Это штучная вещь, которая делается исключительно для тебя и в твой памятный день. В этом и заключается главная ее ценность. Например, звонит мне известный дизайнер и говорит: «Меня пригласили на крестины. Я что, "Барби" подарю? Мне важно принести нечто оригинальное!». С материалами для создания кукол сегодня нет никаких проблем. Все зависит от сумм, которые вы готовы на них потратить. Есть масса интернет-магазинов, которые занимаются только товарами для кукольников. В Ростове открывались специализированные точки, но они долго не продержались. Может, потому что в городе нет человека или группы людей, которые бы пропагандировали это ремесло.
Дина Гусарова: «Вдохновение витает всюду!»
МОЖЕТ, ПОПРОБОВАТЬ?
Раньше я работала в банке, и мне все время хотелось привнести в нашу офисную жизнь какие-то яркие моменты. Сильного размаха для творчества, естественно, не было, но желание творить во мне жило всегда. Я делала для друзей и близких hand-made открытки и шила небольшие сувениры. Но все это не выходило за рамки простого увлечения. Шить кукол я начала в июле прошлого года. Появилось больше свободного времени, когда я вышла в декрет. Однажды искала в интернете подарок для своей крестницы. Хотелось найти что-то интересное и необычное. Так я наткнулась на работы очень известного мастера, создающего интерьерных кукол, которых называют «Снежка». И я просто потеряла покой! Кукла была непосильно дорогой для меня, и тогда я подумала: «Может быть, попробовать сшить самой?» Начала искать информацию, покупать специальные наборы и ткани, смотрела видео-
уроки... В общем, понеслось.
«КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Современные люди начинают понимать, что вещи, созданные вручную, гораздо оригинальнее и красивее, нежели банальные сувениры из магазина. Кукол в основном берут девушки и женщины. У меня уже даже появились постоянные покупательницы, у которых в коллекции есть несколько моих работ. Кто-то приобретает кукол для себя, а кто-то — в качестве подарка. Иногда я делаю кукол на заказ. Прежде чем приступить к работе, я всегда оговариваю с клиентом детали. Мне важно знать, для чего кукла будет предназначаться — для игры или украшения интерьера. И, если она, например, — подарок для малышки, то я не буду делать глаза-бусины, а прорисую их. Для взрослых девочек чаще всего выбирают тематических кукол. Мне нравится создавать каких-либо сказочных или волшебных персонажей. Как-то я шила «Красную Шапочку». Очень долго думала, как мне собрать ее образ. Несколько раз меняла цвет волос, подбирала цвета ткани и аксессуары. Особенность «Красной Шапочки» была в том, что ее одежду можно снимать. Кукла была очень продуманной и получилась весьма милой.
ОСТАНОВИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО.
Я очень дотошно отношусь к созданию кукол. Если кружево или ленточка чуть-чуть не того цвета, то я обязательно найду подходящий. В этом смысле меня совершенно не интересует цена материала. Часто я переодеваю и переобуваю своих кукол. Могу перепробовать бесконечное количество образов, одев на куклу сапожки, кеды, шапочку или шарфик, пока не найду вариант, который мне понравится. Случается, сижу всю ночь и раскладываю ткани, подбираю их по цветовой гамме, дошиваю и довязываю детали. Понимаю, надо бы пойти спать, но меня настолько все это захватывает, что остановиться просто невозможно! Бывает, мне кажется, что я нашла подходящие друг к другу оттенки, а утром, при дневном свете, подборка уже не кажется мне такой идеальной. И все начинается заново.
ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО.
Я шью по вдохновению. Не знаю, откуда оно приходит. Мысли для образов появляются неожиданно. Иногда вижу что-то интересное в интернете, иногда встречаю на улице какую-нибудь необычно одетую девочку, а иногда идеи приходят во сне. Еще меня очень радуют и воодушевляют отзывы новых владельцев моих малышек. Я не стремлюсь к тому, чтобы сделать много-много кукол. По крайней мере, заработок на данном этапе — это не есть цель. Сейчас я нахожусь в самом начале своего творческого пути. Если говорить о планах на будущее, то я думаю сделать куклу немного другого формата — хочу сшить ее по другой выкройке. Сегодня существует невероятно много вариантов интерьерных кукол. Мне не хочется повторять кого-то. Поэтому я стремлюсь придумать собственную оригинальную идею.
Инна Ягуза: «Сделать можно все».
ДЕЛО СЛУЧАЯ.
— Заниматься авторскими куклами я начала еще в 2008 году. О существовании места, где можно научиться делать куклы, я даже не знала. Зашла случайно, чтобы согреться, перед встречей с клиентом. Посмотрела на кукол, и мне они очень понравились. Я записалась на курсы. Правда, была абсолютно уверена в том, что никогда не смогу создать нечто подобное. Мне просто захотелось попробовать и чуть-чуть приблизиться к искусству авторской куклы.
БОЛЬШИЕ ЗАМАШКИ.
— Я делаю интерьерных кукол. Их не потискаешь. С ними не поиграешь. Мои работы можно поставить или повесить в каком-нибудь магазинчике, галерее или любом другом пространстве. Мое основное место работы — доцент кафедры дизайна ААИ ЮФУ. Думаю, что архитектурное образование сильно повлияло на мое творчество. Оно дало толчок к совершенно другому мышлению. В последнее время я стала уделять больше внимания композиции. В работах появились конструктивные элементы, создающие эффект движения. У меня большие замашки. Даже самая первая моя кукла не была простой — это художник, прислонившийся к фонарю, который представлял собой работающий светильник. Я уже не боюсь крупных объектов. Ушел страх того, что у меня не получится что-то сделать. Присутствует только некий творческий мандраж. Сделать можно все. Просто нужно подумать, как именно. У меня есть кукла «Мясная лавка». На прилавке у хозяина этой лавки стоят старинные весы с двумя медными чашами. Все спрашивали, где я их взяла. Объяснение, что сделала весы сама, вызывало недоумение. Они, на самом деле, собраны из чопиков, кнопочек, шнурков, картона…Всегда хочется, чтобы композиция была не банальной. Сначала я полностью ее обдумываю, а затем приступаю к реализации. Присутствует легкий фанатизм. Если я вижу, что какой-нибудь кусок ткани, элемент или деталь необходимы для работы, то не посмотрю на цену. Ведь этот предмет может стать толчком к новой идее.
САМОГОННЫЙ АППАРАТ.
— Мне не очень нравится делать кукол на заказ. К ним сложнее приступить, потому что есть ощущение некоторых ограничений. Но все решаемо. Если ты работаешь с самоотдачей, то просто не сможешь сделать что-либо плохо. Был такой заказ: выполнить портретную куклу. Мне поставили единственное условие — изобразить химика. То, какой будет композиция, решала сама. В результате я познакомилась со стекольщиком, который делал какие-то мелкие штучки для мединститута. Он и выполнил для композиции миниатюрную грелку, змеевик, колбочку. Фактически мы создали самогонный аппарат, с которого можно было нацедить рюмочку. Остальные элементы: доска с формулой водки, висящий халатик и так далее — дополнили образ. Все мои куклы проданы. Ни с одной из них не было жалко расставаться. Мне приятно, что они где-то живут и кого-то радуют. Даже мама мне говорит: «Ты можешь не спать ночами, а потом даже не посмотреть в сторону куклы». Честно говоря, мне становится настолько спокойно. Появляется ощущение: закончила — отпустила.
В ЧЕМ ПРЕЛЕСТЬ?
— В Ростове много кукольников, но об этом мало кто знает. В Москве, например, проходит много конкурсов, у нас — только «Кукла Дона». Наверное, сказывается специфика торгового города. На всех выставках и ярмарках у людей возникает вопрос: «Почему кукла столько стоит?» Очевидно же, что это не штампованная игрушка, выпущенная огромным тиражом на заводе. Дело даже не в себестоимости материалов, а в творческом вкладе. Каждая кукла — индивидуальна и наделена характером. В этом же и прелесть — ты приобретаешь вещь, которая есть только у тебя.
Светлана Чумаченко: «Мною движет порыв — воплотиться в кукле».
КАК УЙТИ ОТ ДЕПРЕССИИ.
— Когда я стала заниматься куклами, мало людей увлекались этим искусством. Мы даже не могли предположить, что ручная работа будет настолько цениться. Раньше, наоборот, казалось, что если вещь сделана на фабрике, — это круто. Но время показало, что авторская ручная работа гораздо интереснее заводской продукции. Я начала интересоваться творчеством, чтобы уйти от депрессии. Благо, был интернет, в котором можно найти абсолютно любую информацию. Рукоделием я занималась всегда. В середине нулевых «заболела» мишками «Тедди». Сначала вязала их из пряжи, а затем стала шить медвежат из плюша и вискозы. Потом в моей жизни появились и куклы. Первых кукол я делала из пластика, но в скором времени перешла на фарфор. Я отказалась от пластика, потому что неизвестно, как он себя поведет спустя некоторое время. Фарфор же и через сто лет останется фарфором. Изделия из этого материала — вложение денег. Они никогда не упадут в цене. Фарфор — непростой материал. У меня есть собственная специальная печь, в которой я обжигаю заготовки. Процесс создания фарфоровых кукол сложен еще и тем, что подразумевает высокий процент брака. Я делаю, к примеру, двух кукол, а может получиться одна или вообще ни одной.
КАК НАРКОТИК.
— Намеренно я не отслеживаю судьбу своих кукол. Знаю, что некоторые из них есть и за границей: в Финляндии, Болгарии, Англии. Когда ты делаешь куклу, то проживаешь с ней часть жизни. Бывает, что заканчиваешь работу и ходишь несколько дней опустошенным. Ощущение, что разгрузил вагон с цементом. Так происходит у всех творческих людей, когда они все отдают своей работе. А люди, которые покупают кукол, разные. Одни их лелеют, любят и очень бережно к ним относятся. Другие — быстро остывают. Иногда попадаются фотографии, на которых куклы в небрежном виде. Неприятно на это смотреть. Бывает и наоборот. Мне присылают красивые фотографии, говорят «спасибо» и пишут теплые слова. Тогда я чувствую, что кукла попала в хорошие руки. Чем я заполняю образовавшуюся пустоту? Это как наркотик. Ты выплеснул все свои идеи, отдохнул, и мысль снова начинает работать. Случается и такое, что неделями ничего не приходит в голову. Такое происходит, когда куклы сделаны, но не продаются. Очень важно, когда работы покупают. Это значит, что люди оценили твой труд. В Ростове люди не готовы отдавать большие деньги за куклу. Если человеку понравилась какая-то моя работа, то какая ему, по сути, разница, сколько времени и сил я на нее потратила? Я же не буду ему рассказывать о том, как я не спала ночами и сидела в фарфоровой пыли. Люди хотят купить подешевле. Это нормальная реакция человека. Может, с одной стороны, это и правильно. Это же не колбаса.
ГЛАВНОЕ — ТЕРПЕНИЕ.
— Вообще, авторская кукла — очень большой труд. Люди, которые переменчивы в своих желаниях, скорее всего не будут этим заниматься. Иногда я веду занятия, и за четыре года через меня прошло море людей. Человек приходит, говорит о том, что он мечтал делать кукол, а потом, спустя три-четыре занятия, сдувается. Чтобы создавать кукол, нужно иметь огромное желание, которое идет откуда-то из души. Когда чего-то очень сильно хочешь, то идешь к цели, несмотря на преграды и сложности. Ты добиваешься своего, и все. Такая же история и с авторской куклой: либо желание есть, либо его нет. Часто этим ремеслом занимаются люди, которые вообще не имеют к искусству никакого отношения, как я, например. У меня нет художественного образования. Мною движет порыв — воплотиться в кукле. Может быть, поэтому и говорят, что куклы похожи на мастеров, которые их создали. Но можно найти и более банальное объяснение. Мы каждый день умываемся, мажем лицо кремом, смотрим на себя в зеркало. Руки и глаза запоминают рельеф лица и внешность. Мне часто говорят, что мои куклы похожи на меня в детстве. Я с этим не совсем согласна. Не похожи. Хотя, может, и есть в них что-то неуловимое и от меня.
Юля Филин: «Куклы похожи на своих создателей».
ВОЛШЕБНО-УДИВИТЕЛЬНОЕ.
— Вся моя семья — это инженеры, физики или математики. Бывает, дети идут по стопам родителей, я же предпочитала сочинять истории, в которых жили придуманные мной персонажи, а технические науки меня не привлекали. Мне всегда хотелось создавать что-то волшебно-удивительное. Но жить нужно в реальном мире — я стала сначала бухгалтером, потом практическим психологом. Но удовлетворения от своей деятельности я не получала. Однажды, увидев объявление в витрине кукольной галереи, я без раздумий записалась на курсы авторской куклы. Как выяснилось впоследствии, это оказалось именно то, о чем я мечтала в детстве. И вот уже десять лет существует мастер Юля Филин, который создает кукол. Кукольник — профессия, которая требует знания многих ремесел. Куклу надо сначала нарисовать, потом слепить (или вырезать, или сделать отливку). Потом — роспись, волосы, одежда, обувь, аксессуары. На каждом этапе мастер использует различные технологии, которые уже существуют или изобретены им самим. Сложностей с образами у меня нет. Пока делаешь одну куклу, в голову приходит столько идей, что не знаешь, куда их девать. Вообще любой художественный образ — это отражение внутреннего мира художника. Поэтому часто куклы похожи на своих создателей. Кукольник — это подвижник. Для того, чтобы делать кукол, многие известные мастера оставили работу со стабильным заработком. Просто если уж заболел куклами, никуда от этого не деться.
ПАПА-ЕЖ.
— Куклы изготавливаются из различных материалов — фарфор, дерево, специальные кукольные пластики. Выбор материала зависит от задумки автора. Чаще кукла воплощает придуманный образ, но иногда мастерам заказывают портретных кукол. Не все мастера принимают такие заказы, потому что портрет — это ограничение, мастеру необходимо подстроиться под пожелание заказчика и в точности воссоздать облик прототипа. Например, «Папа-еж» — портретная кукла. Понятно, что в данном случае речь не идет о полном сходстве. Это персонаж, который имеет характерные черты конкретного человека, — таково было желание заказчика. Но можно сделать и реалистичный портрет. Куклы бывают статичными или подвижными, игровыми или художественными, выполненными в единственном экземпляре или тиражными, разными по размеру — от совсем крохотных до больших, почти в человеческий рост. Самые востребованные — от 20 до 60 см.
СКОЛЬКО СТОИТ КУКЛА.
— Сейчас авторская кукла — на пике популярности. Коллекционеры покупают кукол не только для украшения своего жилища или как подарок, но и считают это выгодной инвестицией. Ценность авторской куклы, как любого вида искусства, с течением времени превосходит ее цену. Такие зарубежные аукционы, как американский Withington Auction и отчасти британский Vectis, проводят торги, на которых выставляются куклы. В России их приобретают на выставках, в галереях или у самих авторов — на сайтах или других виртуальных площадках. Цена кукол может быть разной. Конечно, она зависит от используемых материалов, на цену влияет тираж. Важно также имя, известность мастера. Хорошую куклу можно купить как за пятнадцать-двадцать тысяч рублей, так и за несколько тысяч долларов. И, безусловно, кукла должна вам нравиться, приносить положительные эмоции. К сожалению, Ростов — не очень кукольный город. У меня нет местных покупателей, но надеюсь, что ситуация изменится. Я рада всем любителям кукол, где бы они ни жили. Есть выставки, интернет, есть индивидуальные заказы постоянных покупателей. Я делаю кукол для людей. И хочу, чтобы они их радовали.