— В 60-е у нас уже были олимпийский чемпион по волейболу Валерий Калачихин, хорошая женская баскетбольная команда и очень сильные легкоатлеты — Виктор Кравченко, Валентин Чистяков. Но, конечно, главным был футбол. Еще не было забыто, как Ростов в 1958 году вошел в класс «А». Как сказал Евтушенко: «Поэт в России — больше, чем поэт». Футбол в Ростове был больше, чем футбол, — с его помощью открывались любые двери. Помню, провожал одного московского корреспондента, не было билетов на самолет. И нет возможности в обком позвонить. А мне позарез его отправить надо. Совершенно случайно у меня оказался талончик на подписку еженедельника «Футбол-Хоккей», я дал его диспетчеру, и моего гостя отправили в Москву. То есть футбол играл большую роль, и команда тогда была великолепная. У нас был величайший тренер Виктор Александрович Маслов, он был большим теоретиком и практиком и до сих пор считается великим тренером. В 1966 году на место Маслова пришел Йожеф Беца, тоже очень хороший тренер, выписывал много литературы: немецкой, венгерской, итальянской.
Интерес к футболу стал массовым. Например, дворник подметает, к нему подойдешь: «Дядя Миша, привет!», а он в ответ: «Как там наши?» Или в обком партии заходишь: «Ну, Константинович, как там наши сыграли?» Домохозяйки пока посуду мыли, с мужьями футбол обсуждали. Такой был футбольный бум.
В 1966 году был чемпионат мира по футболу в Англии, и туда ездили два наших игрока — Виктор Гетманов и Валентин Афонин. Юрий Шикунов и Олег Копаев были кандидатами в сборную СССР, а она была помощнее, чем нынешняя сборная России, — составлена из украинцев, грузин, русских. Просто так туда люди не попадали. Наших позвали, конечно, благодаря тому, что команду Маслов строил грамотно.
В тот год не рассчитывали, что СКА возьмет первое место. Знаете, как в народе говорят: «Не дадут», а вот третье или второе — было реально. И пошел спортивный интерес. Острый. Здесь как раз все эти дворники, домохозяйки, секретари обкома еще больше заинтересовались. Я, как корреспондент, куда ни зайду: «Так, какой у вас вопрос? Давайте быстрее, а потом поговорим о футболе».
А тут наши во втором круге как «поперли»! Тех обыграли, этих обыграли. Все боялись СКА. Они могли приехать в Киев и там выиграть, в Тбилиси грузин обыграть. Игроки были шикарные и хорошо скомплектованы по линиям.
1966 год был уникален еще и тем, что впервые в истории в призеры не попала ни одна московская команда: Киев был первый, мы — вторые, Баку — третьи. Такого еще не было. Уже на самом финише Киев засуетился: включали всякие рычаги, потому что наши могли стать чемпионами. И бакинцы нервничали — у них тоже футбол был национальным партийным видом спорта. Да, мы все оживились! Год был такой, что классные матчи шли один за другим. Ростов мог побить слабых 3:0, 4:0. До смешного доходило: наши выиграют 2:0, а болельщики идут и говорят: «Ну, что сегодня за игра? 2:0 выиграли, а где 5:0?» Помню, Харьков обыграли со счетом 7:1. У нас к тому времени был лучший в стране, на мой взгляд, центральный нападающий — Олег Копаев, он на чемпионате СССР в 1963 году забил 27 голов, в 1965 — 18, всего у него 120 забитых голов.
В «серебряном» матче мы играли с московским «Торпедо» на Ростсельмаше. Это была очень приличная команда, ей терять было нечего. Они играли спокойно, а наши нервничали, потому что сидят больше 30 тысяч болельщиков, которые ждут победы. Были лозунги — «Федерации назло, завоюем серебро».
Игроки были взвинчены. Когда Буров забил первый гол, стало легче. Равные команды играли. Хороший матч. На 48-й минуте вторым голом Матвеев закрепил результат. Этот матч был триумфом ребят. Игра была тяжелая, но выиграли мы довольно убедительно. Великолепный вратарь, очень хорошая, тактически обученная, защита.
Гетманов был тактиком, его называли «академик». Он настолько хорошо соображал, что мог майку после матча не стирать — пробегал 100 метров за 1,5 часа, настолько хорошо «читал» игру, что едва он сделает два, как в него «втыкается» атака. Казачек — шикарная «собака» — мог «выключить» любого игрока. Кривобородов — цепкий и быстрый. Афонин в свое время «держал» самого Пеле в сборной, можно представить, что это за игрок. Черткова называли «самым легким стоппером мира», он был худощавым, но очень работоспособным. Еськов — импровизатор, мог завязать комбинацию, что-то придумать и сам забить. Более того, была связка Еськов-Копаев. Во-первых, они были единомышленниками, во-вторых — друзьями, и, в-третьих, жили в одном доме. Копаев лучше всех играл головой. Они оговаривали точку на поле, и, допустим, подается штрафной. Еськов подавал в пустое место, но в этом месте вдруг появлялся Копаев, неожиданно для противников, и ба-бах — голяра! Бурова называли «начальником паники» — он совершенно нестандартный, маленький и по-хорошему суетливый. Он мог пойти на 5 человек и ухитриться обвести. По Матвееву можно было делать футбольные чертежи: вот он пошел по бровке, обводит, скорость сумасшедшая, и забить мог с края. То есть команда была из разноплановых классных игроков. Все футболисты в стране уважали их и боялись.
Ростовчан в той команде было двое — Казачек и Матвеев. Шикунов из Таганрога, Гетманов в Абхазии родился, Иванов из Шахт, Копаев из Ельца, Еськов из Грозного, Кучинскас из Литвы.
После той игры несколько тысяч фанатов прошли по Энгельса, как Первого мая на демонстрации, к памятнику В.И. Ленина и там толкали речь. Позже в доме напротив жили Копаев, Еськов, Афонин и Шикунов. Когда уже начальником команды был Виктор Иванов, он шутил: «Мы все жили в разных углах Ростова, но Ильич сказал «здесь», и мы все здесь живем!» Там хорошие квартиры были, с высокими потолками, жена Копаева даже камин сделала, она была модница.
Я в 1966 году работал в газете «Вечерний Ростов», вел раздел «спорт». Мне было 28 лет, и я был универсальным газетчиком, начинал репортером отдела информации, потом в промышленном отделе вел строительство, в 1965 году оказался в спортивном отделе, я ж был призером Ростова по бегу на 800 и 1 500 м, в баскетбол играл, даже создал футбольную команду журналистов. «Журналист» играл на первенство города и занимал призовые места. И в 1965 году мне дали в газете вести «спорт».
На следующий день после матча должен был выйти мой отчет об игре. Я всю ночь его писал, «облизывал» каждую фразу — завтра ж весь город прочтет! Я выбрал заголовок «Серебряная симфония», мне казалось, что он просто великолепен. Пришел в редакцию, сдал большой материал, сижу. Вдруг вызывает меня редактор Петр Иванович Баландин, он меня поддерживал, но немножко суховатый был, и держал дистанцию, как и все начальники. Захожу, перед ним лежит мой отчет «Серебряная симфония», он говорит: «Женя, слушай, я полночи думал, у меня другой заголовок…», я ему: «Петр Иванович, ну серебряная симфония — это же красиво, а какой у вас?», он: «Победа! Молодцы, армейцы!» Я думаю, ничего себе, такой заштампованный заголовок. Но Баландин был из «Молота». Я говорю: «Петр Иванович, ну у меня же красиво…», он: «Ну ладно!» Я ушел, вроде отстоял. Приходят вторые гранки, смотрю, стоит «Серебряная симфония», думаю, ну, здорово. Потом иду домой, заглядываю в первый же киоск, а там «Победа! Молодцы, армейцы!» — он в последний момент свой заголовок все-таки поставил.
Заслуженный тренер РСФСР. Заслуженный мастер спорта. Полузащитник. Родился в городе Мукачево Закарпатской области, Украина. По национальности — венгр. Начал играть в футбол в 1943 году в юношеской команде мукачевской табачной фабрики. Затем перешел в местный «Большевик», оттуда — в ужгородский «Спартак». Армейскую службу проходил в ГДО (Станислав), Спартак (Станислав), ОДО (Львов), затем перешел в ЦДСА. В чемпионатах СССР провел 35 матчей, забил 2 гола. За сборную СССР провел 2 матча, в том числе 1 матч за олимпийскую сборную СССР. По окончании карьеры игрока окончил Ленинградский физкультурный институт имени Лесгафта. В 1961–1972 годах с небольшими перерывами тренировал ростовский СКА. Потом 2,5 года работал в Польше с командой Северной группы войск. Впоследствии тренировал различные команды СССР.
Начальник команды СКА в 1965–1968 годах. Кригмонта, даже в исключительных ситуациях, отличал большой такт. Его при высокой степени требовательности не боялись, наоборот, уважали и любили. СКА-66 выделялся слаженными действиями на поле, в чем заслуга друга и сподвижника Якова Давидовича — «командира» Йожефа Йожефовича Бецы, и редкой сплоченностью, заряженностью на результат, тут шел впереди «комиссар» Кригмонт. После армейской службы он принял только что построенный Дворец спорта в должности директора. В 1988 году он организовал и возглавил оргкомитет по проведению мини-футбольного турнира на приз Дворца спорта.
Капитан команды. Нападающий. Родился в Ростове-на-Дону. В 1956–1959 годах выступал за «Ростсельмаш». Основную карьеру провел в 1959–1968 годах в ростовском СКА, на его счету 225 игр с командой и 70 забитых мячей, был капитаном команды. Это был великолепнейший правый край. Скоростной, очень думающий. Воспитанник ростовского «Динамо», из юношей. После игры 1966 года он вскоре стал главным тренером СКА. В 1969 году с командой прорвался впервые в полуфинал кубка СССР. Потом он пошел по тренерской линии: работал с таганрогским «Торпедо», в Волгодонске тренировал «Атоммаш», затем — «Химик» Уварово. После этого уехал с семьей в Германию, где и жил до самой смерти.
Вратарь. Родился в городе Шахты. В 12 лет играл в детской команде «Шахтер». Параллельно с футболом учился боксировать и уже к 14 годам выполнил норматив второго спортивного разряда для взрослых. В 1959 году Анатолий пришел в спортивный клуб армии (СКА), и так как опыта лучших вратарей не хватало, всем тонкостям вратарской науки его обучал Виктор Киктев. Позже Иванова приглашали в Олимпийскую сборную СССР. После завершения карьеры вратаря стал тренером. В последнее время жил в Калининграде, тренировал команду «Балтика», потом отошел от работы.
Защитник. Родился в поселке Гечрипш Гагрского района Абхазской АССР. Перед тем как попасть в СКА, Виктор играл за новочеркасский «Буревестник» и таганрогский «Торпедо». И в 1962 году Гетманова взяли в дублирующий состав СКА, с перспективой выступать за основной. В 1968 году был капитаном команды. Манера игры у него была своеобразна и далеко не всем специалистам в области футбола приходилась по нраву. Отличался скоростью и неожиданными хлесткими рейдами в штрафную противника, что придавало игре остроту наступательного стиля, которым так славились ростовские армейцы. В 1963 году во время матча его жену увезли в роддом, а во втором тайме Виктору сообщили, что у него родилась девочка. Назвали ее Эллой. Сейчас она педагог-психолог. После футбола Гетманов работал технологом в газовой отрасли. И никогда не участвовал в товарищеских матчах, объясняя это так: «Я хочу остаться в памяти болельщиков таким, каким они видели меня, когда я играл на высоком уровне». В Ростовской области, начиная с 2002 года, ежегодно проводится зимнее первенство области, носящее имя футболиста, — «Кубок Гетманова».
Защитник. Серьезно начал заниматься футболом еще в школе подготовки молодых футболистов в спортклубе армии. Когда игрок не дает играть лучшему игроку противника, это называется «играть роль собаки». Казачек был именно таким: держал великого Стрельцова и не давал ему забить. Ребята из команды называли его футбольным фанатиком, другие подчеркивали его разносторонние способности и любовь к искусству, в особенности к рисованию. За СКА играл в период 1960–1970 годов, с перерывом в год. А в 1974–1976 годах был тренером мурманского «Севера».
Защитник. Родился во Владимире. Выступал за команды города Владимира «Трактор» в 1959–1960 годах, СКА Ростова-на-Дону — в 1961–1967, 1971–1973, и московское ЦСКА — в 1968–1970. Чемпион СССР 1970 года. Участвовал в чемпионате мира в 1966 году (4-е место) и в 1970. Участник чемпионата Европы 1968 года. В Ростов его «украли» из московского «Динамо». Манера его игры была мягкой и цепкой. После завершения карьеры игрока ушел в тренеры: в 1972 году был тренером СКА, а в 1983 — главным тренером в хабаровском СКА. Сейчас работает директором детской спортивной школы «Приалит» в подмосковном Реутове. ДЮСШ ПРИАЛИТ г. Реутов.
Защитник. Окончил факультет физвоспитания Ростовского педагогического института. В 1961–1969 годах играл за команду СКА. Родился в поселке Таловом Ростовской области. В футбол начал играть в Волгограде в детской спортивной школе в роли нападающего, а через год — в команде мастеров местного «Трактора».
Полузащитник. Родился в поселке Товарковском Тульской области. Начинал карьеру на родине — у тренера Ивана Климова. С 1956 года играл за СКА нападающим, а затем полузащитником. С ростовским клубом Чертков занял 2-е место в чемпионате СССР 1966 года, а в 1960 попал в список 33 лучших футболистов СССР. Закончил карьеру в «Ростсельмаше», позднее тренировал заводские клубы. Хорошо читал игру, был футбольным универсалом, отличался бойцовским характером, смело резал правду-матку в глаза. На поле был смелым, жестким в отборе мяча, играл с огромной самоотдачей. Травм у него было много. Толя на них старался не обращать внимания, но при виде шприца в руке доктора команды чуть ли не падал в обморок. Друзья по команде называли его «самым легким стоппером мира».
Полузащитник. Заслуженный тренер РСФСР (1990). Родился и вырос в Таганроге. В 1950 году Юрия пригласили в таганрогский «Авангард», а затем он перешел в «Торпедо». Для прохождения армейской службы Шикунова забрали в ростовский СКА, в котором он провел 9 сезонов. Завершил карьеру в 1968 году в «Ростсельмаше» — из-за многочисленных травм коленей. 4 года был тренером в Германии, в 1983–1984 годах — начальником СКА. Затем тренировал команды глухонемых футболистов — сборную России и ростовских игроков. В 1991–1995 годах работал тренером «Ростсельмаша», в 1997 — главным тренером «Шахтера» г. Шахты. В этом игроке поражали не столько технические достижения, сколько тонкое чувство игры, стремление к импровизации, непринужденность и свобода действий. Сын Юрия — Александр также играл за СКА и «Ростсельмаш», работал функционером в нескольких командах, в том числе в московском «Спартаке» в 2000–2004 годах. На данный момент является вице-президентом футбольного клуба «Ростов».
Полузащитник, нападающий. Родился Алексей в городе Грозном. Воспитанник юношеской команды «Динамо» г. Грозного, в местном «Тереке» играл в 1962–1963 годах. В 1964 году перешел в ростовский СКА, в котором провел большую часть карьеры — до 1973 года, с 1970 года был капитаном команды. В 1973 году ушел в «Торпедо» (Москва), в котором на следующий год и закончил карьеру. Работал тренером Управления футбола Спорткомитета РСФСР в 1980 году, главным тренером «Терека» — в 1981, тренером — в 1982–1985, главным тренером ростовского СКА — с июля 1985, начальником СКА — в 1985, старшим тренером команды СГВ — в 1986–1990, главным тренером сборной ветеранов России — с 1991 года. Был председателем судейского комитета РФС в 1992 году, членом Исполкома РФС — в 1992–1997 годах. Еськов был лидером по игре, да и в жизни. Его называли «советским Ривера».
Нападающий. Родился в Грозном. Играл там же за команду «Терек». В 1962 году попал в СКА, где играл до 1970 года. Поначалу всерьез его никто не воспринимал — невысокий, с нескладными манерами, казалось, ему некуда деть руки. Благодаря своему колоссальному трудолюбию и завидной настойчивости он отвоевал себе место в команде. Представить себе Бурова на поле без пылкого темперамента и без хорошей футбольной безрассудности просто невозможно, благодаря чему болельщики прозвали его «начальником паники». Он был любимцем публики. После окончания карьеры игрока Буров работал тренером команды «Ростсельмаш». После этого стал тренером футбольной школы молодежи «Ростов».
Защитник. Полузащитник. Родился в городе Каунас, Литва. В 1961–1962 годах играл за команды Вильнюса — «Спартак» и «Жальгирис». После призыва в армию играл во Львове за местный СКА. Это был напористый и стремительный полузащитник, обладавший богатым арсеналом технических и тактических приемов. Одними из важных качеств Ричардаса были настойчивость в борьбе за мяч и тенденция к коллективной игре. После окончания карьеры игрока тренировал заводские команды. В 1977 году вернулся в Прибалтику. Сын Ричардаса Роберт — президент и основатель хоккейного клуба «Ростов».
Нападающий. Родился в городе Ельце. С детства занимался спортом (коньки, хоккей, легкая атлетика), в 18 лет стал чемпионом Липецкой области по метанию копья и конькобежному многоборью. В футбол начал играть в елецком «Спартаке», потом по призыву попал в воронежский ОДО. Из Воронежа перешел в московский ЦСКА. В основном составе Копаев закрепиться не сумел и был переведен сначала во Львов, затем в Ростов, где и играл до конца карьеры футболиста. За ростовский клуб провел в чемпионатах СССР 257 игр, забил 119 мячей. Это был один из самых результативных форвардов советского футбола. С 1967 года работал в СКА вторым тренером. Служил в группе Советских войск в Германии, в Москве возглавлял гражданскую оборону Дзержинского района. В 1989 году демобилизовался, полковник запаса. Работал в Москве в магазине «Океан», затем в Департаменте здравоохранения Москвы.
Олег Копаев обладал плотным, мощным ударом. Одной из сильнейших сторон футболиста было умение играть на «втором этаже»: головой он забивал примерно каждый третий гол.