МИЛЫЕ СЕРДЦУ МЕЛОЧИ.

«Главный» собрал коллекцию семейных реликвий.
Текст:
Ольги Бородиной
Фото:
Алексея Снегова.
Источник:
«Кто Главный.» № 79
0

Screen Shot 2015-10-27 at 1.46.01 PM.jpg

Александр Гриднев, фотоаппарат «Джуниор» 1905 года.

Мой прадед — Филипп Никифорович Делюкин, долгое время жил в Польше, в городе Познань. Там он и приобрел фотоаппарат «Джуниор» 1905 года, выпущенный в Нью-Йорке. Позже его семья переехала в Россию, в Ростов-на-Дону, жили в коммуналке на Тургеневской. Их соседи по квартире, желая заполучить дополнительную жилплощадь, написали на прадеда докладную записку, мол, антисоветчик, хранит у себя дома американскую технику, то есть фотоаппарат. Прадеда репрессировали в 1937 году по 58-й статье УК. Тогда это значило одно — расстрел. А родственникам всех осужденных по этой статье сообщали, что осужден на «10 лет лагерей без права переписки». Прямых доказательств расстрела нет, но после того как прадеда забрали в тюрьму, о нем больше никто и никогда не слышал. До 2007 года мы с семьей жили в той же квартире, что и прадед, потом переехали на другое место жительства и фотоаппарат тоже перевезли. У меня неоднократно интересовались его ценой, но я ни за какие деньги его не продам. Он в исправном состоянии, но без расходных материалов — сменных кассет и фотопленки. В семейных альбомах по сей день хранятся фотоснимки предков, сделанные на фотоаппарате «Джуниор».

* * *


Screen Shot 2015-10-27 at 1.46.19 PM.jpg

Роман Бочарников, старинная рекламная афиша.

10 лет назад, в один из осенних вечеров, идя по улице Социалистической, на углу с переулком Соборным в куче строительного мусора я заметил кусок фанеры с надписями, переливающимися в лучах заходящего солнца. Подойдя ближе, увидел, что это ни чтоиное, как старинная вывеска с позолоченными буквами! Прекрасный образец уличной графической культуры города почти вековой давности. Скорее всего, его выбросили при расчистке чердака

в одном из старинных домов поблизости. Вывеска была в хорошем состоянии, однако — в копоти и саже. Дома я ее отмыл, и надпись открылась. Судя по тому что фамилия написана без «Ъ», вывеску можно отнести к периоду НЭП а. К тому же имя Ивана Кузьмича фигурирует в ростовской периодике вплоть до середины 20-х годов. Вывеска выполнена из фанеры, двусторонняя, 1,5 х 0,9 м.

Листая справочники конца XIX — начала ХХ веков, удалось узнать, что мастерская Мишустина в те времена активно рекламировала свои услуги и была довольно крупным изготовителем наружной рекламы. Она размещалась на углу Дмитриевской и Соборного.

Позже с этой вывеской произошла еще одна любопытная история. Уезжая в Москву, я оставил ее на хранение у знакомых. Когда вернулся, первым делом отправился к ним, чтобы забрать вещь. Если бы в тот день я приехал на несколько минут позже, вывески уже не было бы «в живых». В квартире как раз шел ремонт. Один из работников увидел в найденном мною арт-объекте добротный кусок фанеры и решил применить его в своих целях. Он уже распилил вывеску на две части, но тут пришел я и помешал свершиться задуманному.

* * *



Screen Shot 2015-10-27 at 1.46.36 PM.jpg

Анатолий Аствацатуров, телевизор «Фестиваль».

Был у меня друг, звали его Вова, такой же коллекционер старых автомобилей, как и я. Вова когда-то работал водителем у самого Юрия Жданова, ректора РГУ. И вот однажды встретились мы с ним — это было в 2006 году — посидели, выпили, и он мне неожиданно похвастался, что смотрит телевизор, принадлежавший когда-то самому Гагарину. А в подтверждение своих слов рассказывает такую историю. После первого полета Гагарин часто ездил по России, встречался с жителями городов. Приехал он в июне 1967-го и в Ростов. Встречали его первые лица — секретари обкома партии и комсомола, а также тогдашний ректор РГУ Юрий Жданов. Встречу решили провести на базе отдыха, на левом берегу Дона. В тот день Жданов и Гагарин так быстро нашли общий язык, что, когда прощались, Юра-космонавт пообещал Юре-ученому привезти из Москвы и подарить телевизор «Фестиваль». Гагарин не забыл о своем обещании... «Телевизор проработал у Жданова до самой его смерти — до 2006 года, а потом я утащил его к себе», — рассказал мне Вова. Я слушал его историю и ловил себя на мысли, что хочу заполучить эту вещь во что бы то ни стало. Предложил Вове продать мне или поменять телевизор. Но приятель упорно не соглашался и просил больше не возвращаться к этому разговору. Я на время утих и стал выжидать удобного момента. Момент настал, когда у Вовы неожиданно «полетела» коробка передач от «Волги ГАЗ-21». Так мы с ним и поменялись — я ему новую «коробку», а он мне телевизор. Перетащили мы эту махину ко мне домой на «УАЗике». Одно время включал, смотрел — там всего пара каналов показывала. Теперь он для меня как память. Уже и Вовы нет в живых, а телевизор все стоит у меня.

* * *



Screen Shot 2015-10-27 at 1.46.48 PM.jpg

Александр Кожин, табличка с затонувшего судна.

В июне 2005 года наш выпускной класс отмечал 30-летие окончания 53-й школы. Отмечали широко. По случаю торжества даже заказали теплоход. Плыли вдоль левого берега Дона, периодически останавливаясь, фотографируясь, кого-то провожая. На одной из таких остановок я заметил торчащую из воды кромку затонувшего судна. Мне стало интересно нырнуть и осмотреть его. Было жарко, и я, не раздумывая, так и сделал. Судно оказалось совсем небольшое, практически целое, вместимостью 11 человек. В те времена я всегда носил с собой швейцарский нож с отверткой. Я открутил табличку от судна и оставил себе на память. Прошло вот уже семь лет, табличка до сих пор хранится в моем кабинете.

* * *



Screen Shot 2015-10-27 at 1.47.01 PM.jpg

Владимир Шухман, столовые приборы от царской семьи.

Моя прабабушка — Матильда Лорер, в девичестве Тамм, до революции служила в Зимнем дворце фрейлиной — обучала царских дочерей вышивке. В то время по внутреннему распорядку преподавать могли только незамужние дамы, поэтому, когда она выходила замуж, ее отстранили от двора. На свадьбе императрица Мария Федоровна вручила молодоженам серебряный поднос с жареным гусем и столовые приборы — вилки, ложки и нож. Подарок хранился в семье как фамильная драгоценность и передавался по наследству самому младшему наследнику. Столовые приборы пережили годы войны, хотя был большой соблазн продать их или обменять на еду, чтобы не умереть с голоду. Позже мать — Адель Артуровна Лорер передала приборы мне. В 2009 году семейную реликвию украли. Милиция нашла приборы на барахолке, у человека, уверявшего, что он просто коллекционер, не знал, что вещь краденая. Он купил приборы за 1000 рублей... Когда дело закрыли, я разыскал перекупщика, предложил ему немалые деньги. Так семейная реликвия вернулась в мой дом. Я успокоился. Предметы с таким же клеймом хранятся в коллекции Государственного Исторического музея (ГИМ ). Подлинность предметов подтверждает выгравированное на каждом из них клеймо известного мастера Петра Евстратовича Абросимова. Он был владельцем фабрики золотых и серебряных изделий, учрежденной в 1869 году и существовавшей по 1908 год.

* * *



Screen Shot 2015-10-27 at 1.47.21 PM.jpg

Дмитрий Афанасьев, кавалерийская сабля английского образца.

Еще в детстве я обнаружил дома старинную саблю и сразу заинтересовался ее историей. Позже узнал от родителей, что она досталась нам от прадеда Калашева Азата Арутюновича. Он много воевал, участвовал в боях за установление советской власти на Кавказе, в гражданской войне, Великой Отечественной, дошел до Берлина и какое-то время служил там. Потом он часто менял место жительства, какие-то вещи терялись, какие-то он оставлял, но саблю всегда брал с собой. В послевоенные годы прадед как законопослушный гражданин собрал все оружие, хранившееся в доме, и сдал. Все, кроме сабли. Я пытался узнать хоть какие-нибудь сведения о происхождении этой семейной реликвии. Выяснил благодаря клейму, что это легкая кавалерийская сабля английского образца конца XIX века. Она никогда не была боевой и, видимо, использовалась только как украшение, имеет длинный неизогнутый клинок. Сабля передается по мужской линии. Мой прадед в итоге передал ее моему деду. У деда сыновей не было, и он передал саблю через поколение. Так сабля стала моей.

* * *



Screen Shot 2015-10-27 at 1.47.32 PM.jpg

Валерий Наставкин, правила пользования гермошлемом скафандра на космических кораблях серии «Восток».

Эту инструкцию мне подарил Володя. Он служил на Байконуре в пятой группе. Ее называли «заправщики». Очень опасная работа. Заправщики служили на космодроме не три года, как, например, мы, телеметристы, а только два.

...Август 65-го. До приказа о дембеле — две недели. Полдень. Жара. Встречаю Володю, идет навстречу, улыбается:

Пойдем, я тебя мороженым угощу. Ничего не спрашивай.

Идем!

Мы пошли к длинному серому, похожему на барак дому — это был склад запасных испытательных приборов группы заправщиков.

Неделю назад вечером Володя показывал мне «Ивана Иваныча» — космонавта-манекена, который в шестьдесят первом, в марте, одетый в ярко-оранжевый скафандр, дважды удачно слетал в космос в компании с подопытными собаками. Тогда Володя повел меня за склад, где на чистой просторной площадке из бетонных плит хранились черные обгорелые шары — спускаемые аппараты.

Вот этот — гагаринский, — сказал Володя. — Помнишь, по радио объявляли, что Юра приземлился внутри его. Зачем брехали?! Ведь он нормально катапультировался — так было и задумано. И приземлился на парашюте. А этот шарик приземлился сам, чуть в стороне от Юры.

Это было неделю назад, а сейчас по дороге к Володиному складу я увидел на железнодорожных путях огромную цистерну с жидким кислородом.

Жди меня тут, — проговорил мой приятель и скоро вернулся с банкой сгущенки и длинной толстой проволокой. Быстро обмотал банку проволокой, еще быстрее поднялся по лесенке на цистерну. Шепнул мне: «Давай сюда!» Вдвоем мы открыли тяжелую крышку. Я увидел белый густой тяжелый пар, со дна цистерны дохнуло крутым морозом. Володя на мгновенье сунул банку в глубь и тут же выдернул. Вкуснее мороженого я в своей жизни не ел!

На следующий день я купил в подарок Володьке полдюжины банок сгущенного молока с бело-сине-василькового цвета этикетками.

Он полез рукой в стол и вытащил вот эту инструкцию: «Бери.

Она у Гагарина перед его глазами в шарике висела. Не знаю — пользовался ли он ею. Думаю, что нет. Как и Иван Иваныч».

Читайте также:


Текст:
Ольги Бородиной
Фото:
Алексея Снегова.
Источник:
«Кто Главный.» № 79
0
Перейти в архив