Инженеры нечеловеческих звуков.

Perduto-2000, музыкальный объект «Харп», грандпедаль и солопсафон. «Главный» разыскал диковинные музыкальные инструменты, а также их не менее диковинных создателей.
Текст:
Ольга Бородина. Фото Алексей Снегов, из архивов героев публикации.
Источник:
«Кто Главный.» № 81
0

Эдуард Papa Srapa Срапионов.

Perduto-2000.


По словам Эдуарда, Perduto-2000 он собрал из старых советских радиодеталей, а также из звуковых генераторов детских музыкальных игрушек.

То что я делаю, это не сложно, это уровень радиокружка, — рассказывает Papa Srapa. — Perduto, что значит «потерянный» на итальянском, — один из первых моих синтезаторов. Он может воспроизвести более 2000 звуков и шумов.

Всего на счету Срапионова около десятка инструментов, каждый из которых имеет свой оригинальный способ извлечения звуков. Я прошу его поиграть на Perduto-2000. Сначала Эдуард отшучивается, но потом играет — водит пальцами по поверхности прибора, и тот издает малоприятные для обычного человека звуки. В первую минуту хочется выйти из комнаты, но через пять минут привыкаешь.

Все началось с фильма «Солярис» Тарковского, — рассказывает Срапионов. — Когда люди смотрят кино, они мало внимания обращают на звуковую дорожку фильма. А меня она зацепила. Я взял кассетный магнитофон и по частям всю ее записал. Эти звуки на меня подействовали и сыграли немаловажную роль в моей жизни... Музыка «Соляриса» была записана с помощью знаменитого советского синтезатора АНС . Это огромный синтезатор, выглядит как мой шкаф. Каждый раз, когда я бываю в Москве, захожу в Музей музыкальной культуры имени Глинки, чтобы поклониться этому великому инструменту. В сентябре прошлого года я был в Москве, выступал на фестивале электронной музыки «Подготовленные среды». Свой синтезатор Perduto-2000 я зарядил энергией от сверхсинтезатора АНС . После выступления ко мне подошел организатор фестиваля. Он поинтересовался, как такая маленькая коробочка может издавать столько интересных звуков. Я ему говорю: «Мы же два часа назад вместе с тобой были в музее Глинки, я заряжал свой инструмент энергией сверхсинтезатора. Подзаряди свой и сам узнаешь. Но он мне не поверил».

В ноябре этого года Эдуард выступит на престижном международном фестивале электронной музыки «Электро-Механика» в Санкт-Петербурге.

Вадим Морозов. Музыкальный объект «Харп».


Объект представляет из себя полутонную махину из металлических пластин, трубок и струн. Звук извлекается тремя способами: ударным, смычком, щипками. Проще говоря, по струнам можно бить, щипать или проводить смычком. Семь металлических пластин выполняют функцию резонатора. Как уверяет сам Морозов, изобретенный им способ обработки металла позволяет получить шестиоктавную поддержку каждой ноте.

Я не музыкант, даже нот не знаю. Я просто вступаю в контакт со своим инструментом. И каждый раз это сплошная импровизация, — рассказывает Вадим Морозов.

Чтобы «вступить в контакт» со своим творением, Вадиму приходится становиться на табуретку.

Первый «Харп» Вадим собрал в 1991 году, назвав его «Лук эроса».

«Лук Эроса» в 1992 году был выставлен на международной выставке в Амстердаме «Предметы роскоши». Второй аналогичный инструмент — «Черный перламутр», на изготовление которого ушло два года, изобретатель представил на выставке современного искусства в Париже, где получил высокую оценку Софьи Губайдуллиной.

«Черный перламутр» был создан специально для проекта Марка Пекарского «Сидур-Мистерия».

В 2000-х у Вадима появилась своя кузнечная мастерская, и за два месяца он создал из нержавейки третий «Харп», который назвал Fucking butterflies. С новым инструментом в 2010-м Вадим выступил на первой Южно-Российской биеннале современного искусства. Сейчас Вадим работает над четвертым «Харпом» Los Sklopendros, в котором собирается задействовать электронику.

Николай Гарликов. Гранд-педаль.


Гранд-педаль — по сути электроорган, только играть на нем нужно ногами. Перед выступлением музыкант надевает специальную обувь с небольшим выступом на носке, который позволяет точнее попадать на клавиши гранд-педали. Кроме того, по словам Николая, преимущество его инструмента перед обычными органами в том, что те звучат в диапазоне трех октав, а гранд-педаль позволяет извлекать звуки в диапазоне шести октав, на 72 клавишах.

Я с детства мечтал сесть за пульт классического органа и сыграть кого-нибудь из классиков, например, Баха, — говорит Николай.

Однажды ему в голову пришла мысль сочетать игру на гитаре и органе. К тому моменту за плечами у Николая было медицинское образование. Знания анатомии, физиологии, эргономики оказались весьма кстати.

15 лет работы, и в 2000 году инструмент был изготовлен.

Я еще долго не решался полноценно играть на гранд-педали. Поначалу мало кто верил, что я вообще смогу научиться на ней играть. Играть же учатся с детства, а тут взрослый человек должен освоить новый инструмент. Но я знал, что научусь. А потом научу других.

Сейчас инструмент официально признан и запатентован, изобретение официально включает в себя 11 позиций новизны.

Сегодня музыкальная деятельность Гарликова сконцентрирована на дуэте «Баркарола». Николай одновременно играет на гранд-педали и акустической гитаре, а его жена Ирина солирует на электрогитаре.

В репертуаре «Баркаролы» музыка как известных классических композиторов, так и своя собственная.

Анатолий Кононов. Солопсафон.


Солопсафон — духовой инструмент, состоящий из соединенных вместе фрагментов пластиковых канализационных труб и раструба от пылесоса.

«Соло на унитазе» — так Анатолий, руководитель азовского казачьего ансамбля «Новые ворота», называет игру на своем инструменте. Чтобы звуки солопсафона были слышны окружающим, Анатолий вставляет в отверстие трубы угольный микрофон 1959 года выпуска.

Разнообразить музыкальную палитру солопсафона позволяет губная гармошка, которую Кононов закрепляет в раструб пылесоса.

Тогда возникает ощущение, что звучит небольшой духовой оркестр.

Вспомнил я как-то строчки Маяковского: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» И подумал: «А дай-ка я попробую», — рассказывает Анатолий Кононов. — Нашел дома завалявшиеся части труб наружной и внутридомовой канализации, соединил вместе. На один конец прикрепил раструб от пылесоса, на другой — пластиковую емкость — для расширения звукового диапазона. Когда девочки, которые поют со мной в ансамбле, увидели солопсафон, они первое время отказывались выходить со мной вместе на сцену. Но все-таки вышли. Хотя долго еще удивлялись и посмеивались. А что удивляться-то? Они же знают, что я любитель подобных выходок. Зато весело. Главное, чтобы народ радовался. В прошлом году ансамбль «Новые ворота» выступал на международном фестивале казачьей культуры «Покрова на Дону».

Читайте также:


Текст:
Ольга Бородина. Фото Алексей Снегов, из архивов героев публикации.
Источник:
«Кто Главный.» № 81
0
Перейти в архив