КТО ТАКОЙ.
Джо Аберкромби родился 31 декабря 1974 года в Ланкастере. Окончил Университет Манчестера, где учился на факультете психологии. После окончания университета начал работать на телевидении, а потом монтажером-фрилансером. В 2004 году написал свой первый роман «Кровь и железо». Дважды его романы признавались «книгами года» посетителями популярного тематического ресурса SFF World. В 2008 году Джо участвовал в телевизионном проекте BBC World of Fantasy вместе с такими писателями, как Майкл Муркок, Терри Пратчетт, Чайна Мьевиль. В настоящее время вместе с женой Лу и двумя дочерьми проживает в городе Бат, графства Сомерсет.
Критики считают, что его творчество — гремучая смесь книг Джорджа
Мартина («Игра престолов») и фильмов Квентина Тарантино.
Права на произведения Аберкромби были
приобретены в тринадцати странах, включая Россию.
— Каковы ваши первые впечатления от пребывания в России?
— Я приехал вечером и пока что видел только мою комнату в отеле и вас. Еще я видел дорогу из аэропорта, много дорожных знаков. Это мои самые первые впечатления. Позднее увижу еще что-нибудь, тогда и расскажу.
— Насколько сложно писать фантастические книги?
— «Герои» (новый роман Аберкромби. — «Главный») дались мне довольно сложно, потому что я поставил себе задачу сконцентрироваться на одной битве, которая, правда, длится три дня. Это сложно. Надо отслеживать сюжетные нити, которые переплетаются друг с другом, поступки персонажей.
— Вы часто описываете сражения. Используете исторические материалы для придания сценам достоверности?
— Да. (Джо отвечает по-русски. — «Главный») Я считаю, что короткий ответ — самый лучший. Очень часто в фэнтези герои прорубаются сквозь толпу врагов, а когда битва завершается, они отряхивают с себя пыль сражений и опять становятся нормальными членами общества. В «Героях» приходится расплачиваться за насилие не только жертвам, но и победителям. В романе мне хотелось рассмотреть и технические аспекты битвы, логистику, допустим, доставки еды.
— Как часто вы встречаетесь с читателями, раздаете автографы?
— В Англии я делаю это часто, мы говорим о том, о сем, я подписываю книги, мы обсуждаем произведения других авторов, пишущих в стиле фэнтези. Приятно, что можно выйти из комнаты, где ты сидишь взаперти, наедине с компьютером и поговорить с другими людьми.
— Знакомы ли вы с российской фантастикой?
— Я отказываюсь называть конкретные имена. Чтобы читатели не искали книги других авторов кроме меня. Я ревную читателей к другим британским писателям, а к российским и подавно.
В мире есть лишь один фантаст — это я. Я — бог скромности.
— Есть люди, которые делают вам замечания?
— Я недавно получил от одного читателя по электронной почте письмо: «Прочитал вашу книгу, она мне понравилась. Но я вынужден был ее сжечь, потому что в ней очень много мата, плохих слов и ругательств, и я был очень озабочен тем, что дети увидят, что я читаю эту книгу и могут тоже ее прочесть. Именно поэтому я вынужден был ее сжечь».
Мне кажется, что издателям эти откровения не понравились бы.
— Кому первому вы показываете свои произведения?
— Это моя мама, она учитель английского языка, действительно замечательный редактор. Она дала мне два замечательных совета, которым я всегда пытаюсь следовать. Первый совет — будь правдив. Когда используешь метафору, подумай, насколько она правдива. Второй совет — когда пишешь диалог, спроси себя, представляешь ли ты людей, которые так разговаривают. Еще один замечательный совет я получил от своего коллеги писателя-фантаста, он сказал мне так: «Каждое утро встань и оденься». Впрочем, у меня не всегда получается ему следовать.
— Как вы относитесь к русской классике?
— Кроме общеизвестных Толстого и Достоевского мне нравятся Солженицын и Булгаков. Я не большой любитель фантастики, а сейчас вообще предпочитаю читать что-то другое.
— Но хоть каких-то авторов фэнтези вы читаете?
— Я читал Урсулу Ле Гуин, Майкла Муркока. В настоящий момент практически не читаю. В определенный момент мне стало неинтересно читать фэнтези, так как я легко мог предсказать сюжет. Но исключения были. Когда я открыл «Игру престолов», подумал: да мне же известно, что будет дальше — этот положительный и порядочный Старк будет
помогать королю. Стал читать дальше...
Ого! Джордж Мартин оказал на меня очень большое влияние.
— Как вы относитесь к своим фанатам?
— Это сложный вопрос... Но здорово, что люди находят на мое творчество время и силы. Я как писатель всегда немножко озабочен тем, как будут продаваться мои книги... Мне кажется, то, что делают фаны, хорошо скажется на продажах... Вообще на всем.
— Комиксы на вас как-то повлияли (По первым трем главам «Первого закона» вышел
комикс. — «Главный»)?
— Я не могу сказать, что вырос на комиксах, что это моя страсть и я много об этом знаю. Но они мне нравятся, всегда ужасно интересно посмотреть, как художник интерпретирует твоих персонажей. Мы сейчас начали адаптацию для комикса трилогии «Первый закон».
Это онлайн-проект. Я никогда не думал, что способен привлечь в этой области
большую аудиторию, поэтому мы решили, что комикс будет бесплатно распространяться в Интернете. Страницы появляются раз в несколько дней, и затем, когда будет создан завершенный фрагмент, мы сможем напечатать его на бумаге и продавать. Идея в том, чтобы
привлечь как можно больше людей, которые просто будут смотреть комикс. Мне это понравилось. Очень приятно чувствовать себя благотворителем.
— Вам хватает доходов от писательской деятельности? Кем вы работали раньше?
— Раньше я работал редактором на телевидении, организовывал концерты, снимал документальные фильмы. Но я был при этом фрилансером, и между проектами у меня было много свободного времени. Четыре года я посвящал свободное время компьютерным
играм, а потом подумал, может быть, заняться чем-то более продуктивным?
А у меня давно была идея написать фэнтези. Сначала писал в свободное время,
затем, когда подписал первый контракт, почувствовал, что постепенно могу бросить редактирование. Не было такого — я врываюсь в офис своего босса, пинаю его стол и говорю — да пошли вы все!
Это было постепенно, я брал все меньше и меньше работы. После того, как я подписал контракт, у меня было тридцать недель в году, которые я посвящал своей редакторской работе, на следующий год — двадцать, потом — десять, а потом редакторство естественным образом пропало. Так я работаю последние три-четыре года. И все еще играю в компьютерные игры.
— Какую музыку вы слушаете, когда пишете?
— Я не слушаю музыку, когда пишу, потому что считаю, что это меня отвлекает... Я работал музыкальным редактором, работал с самыми различными группами. Когда вы музыкальный редактор, у вас должны быть широкие музыкальные вкусы. У меня реально широкие вкусы.
— Есть ли в ваших книгах персонажи, которые вам не нравятся?
— Единственная причина, по которой мне что-то может не нравиться в персонаже, это то, что он скучный и ненужный. Тогда я вырезаю его безжалостно.
— В вашей первой книге что для вас было сложнее: начать ее или закончить?
— Закончить легко... Идеи моих первых книг возникли очень давно. Основное время ушло на экспериментирование. Я все время переписывал текст, прикидывал, как лучше подать то или другое. Это было просто развитие личного стиля, обучение процессу письма. Мне понадобилось три года, чтобы закончить первую книгу.
— Что вы делаете, если нужно успеть написать к сроку, а вдохновения нет?
— Если автор популярен, то издатель подождет, пока он закончит произведение. А если нет — расторгнет контракт. Но вообще я считаю, что вдохновение — не самое главное в работе писателя. Я не художник, я — ремесленник и должен работать независимо от настроения и вдохновения. Проявить упорство и трудолюбие, тогда все получится. Иногда я смотрю на свои книги и думаю — неужели я все это написал? Быть может, это свалилось с неба?
— Как бы вы охарактеризовали свое творчество людям, которые ничего о вас не слышали?
— Ну, во-первых, я просто потрясающий. Потрясающие книги, замечательное качество литературной работы. Во всех отношениях выдающийся. Но если серьезно, я придерживаюсь линии классических фантастов — Толкиена или Джорджа Мартина. У них яркие события помогают раскрыть характер персонажей. Я хотел писать, избегая клише, книги, которые развлекут читателя, но и оставят возможность о чем-то подумать в свободное время. Ну и, разумеется, вызовут желание купить мою следующую книгу.
— Признак популярности — это миллионные тиражи, а затем — экранизация.
— По моим книгам пока не снимают фильмов, но надеюсь, что все сложится более или менее благополучно. Надеюсь, Спилберг однажды предложит мне поработать вместе.