Почему Россия не Америка. Признания шпиона

Глава музыкально-информационного агентства «Кушнир Продакшн», сопродюсер ранних «Мумий Тролля» и Земфиры Александр Кушнир выпустил книгу «Хедлайнеры» — о начале карьеры своих подопечных, а также о Глюкозе, Максе Фадееве, Кате Лель и других. В разговоре с «Главным» Кушнир скрыл свой возраст, но выдал куда более любопытные факты на тему отечественного шоу-бизнеса.
Текст:
Ольга Майдельман
Фото:
архив героя публикации
Источник:
«Кто Главный.» № 28
25/04/2020 17:47:00
0

— В ссылках на «Яндексе» нашла такую фразу «к своему 29 дню рождения известный продюсер и пиарщик Александр Кушнир выпустил седьмую книгу...» и обалдела: столько достижений за такие немногие годы?

— Да нет, это просто девушка в меня влюбилась очередная... и таким образом послала мне воздушный поцелуй через интернет. А книга и правда седьмая. Первая вышла в начале 90-х, называется «Золотое подполье», такая энциклопедия подпольной рок-прессы. Потом были несколько книжек, посвященных рок-группам: «Введение в наутилусоведение» в соавторстве с покойным Ильей Кормильцевым, «Правда о Мумиях и Троллях», которая вышла в пик муми-мании, в 98-м, «Аквариум: сны о чем-то большем», написанная с Борисом Гребенщиковым и гитаристом первого состава «Кино» Лешей Рыбиным, самая главная моя книжка «100 магнитоальбомов русского рока», и вот сейчас — «Хедлайнеры», совершенно не предполагалось, что я напишу ее.

— Так все-таки скажите мне как девушке, пока в вас не влюбленной: сколько вам на самом деле?

— Давайте будем общаться и в процессе нашего общения, думаю, у вас сложится точное впечатление. Вы мне скажете сами.

— Ладно. Но как говорил один из персонажей Довлатова: «Тогда расскажите нам немного о себе».

— Если смотреть глазами человека 2008 года, я бы выделил три основных вектора: первый — «Кушнир Продакшн», которое мне кажется ведущим в сфере музыкального пиара в России и не только (в ведении агентства — украинцы «Вопли Видоплясова» и «Океан Эльзы». — «Главный»). У нас работают более 100 человек. Второй — время от времени нисходит на меня и я раз... раз-ро-жа-юсь какой-нибудь книгой. И третий вектор, он новый — это продюсирование и промоутирование артистов с самого нуля.

— Да, расскажите Ростову, каких сверхновых звезд нам ждать?

— Из прошлогодних проектов я бы выделил донецкую группу Seventh day, по стилю это гибрид Depeche Mode и раннего «Океана Эльзы», перспективное направление. Вот скоро будет в клубе «16 тонн» презентация «Хедлайнеров», а я буду эдаким Куртом Кобейном — серьезным и разгневанным парнем из Сиэтла, который залезет на высокий стул и будет читать отрывки ...думайте, думайте, сколько мне лет... и, соответственно, такой нереально красивый. Как Ален Делон. А группа, они вообще все красавцы писаные, будет мне подыгрывать. Этот стиль битники изобрели, Джек Керуак читал свои книги под джаз, и по легенде там где-то сидел молодой Джим Моррисон и слушал, открыв рот... Это все про группу Seventh day. И буквально еще два имени: группа «И. Р. А.», ударение на последнюю, очень любопытная лаунжевая музыка с клавишником культовой группы «Звуки Му» Пашей Хотиным. И москвичи «R. M. F.» — из молодых да ранних, там очень неприлично расшифровывается аббревиатура, ужасно просто, поэтому я не буду...

Они делают такой англоязычный трип-хоп вроде Morcheeba, а вокалистка напоминает главную героиню фильма «Амели», наглухо нерусская внешность!

— Они смогут составить конкуренцию Земфире и «Мумий Троллю»?

— Я думаю, что Земфире и «Мумий Троллю» никто конкуренцию составить не сможет. Не по причине высокого полемического качества их песен, а поскольку вот эти перечисленные мною артисты просто не игроки шоу-бизнеса. Они ведут довольно маргинальный образ жизни. И мне их позиция близка и симпатична — они не хотят участвовать в скачках, не хотят выступать под «фанеру» на Дне мента, а хотят спокойно заниматься музыкой, общаться с богом, со звездами. И правильно делают.

— Вообще у меня создалось впечатление, что сделать легенду при хорошей раскрутке можно практически из любого человека. Оно ложное?

— Не-не, абсолютно правильно ты думаешь. Другое дело, что легенда может быть запоминающаяся, а может быть наглухо искусственная.

— А кого, как вы считаете, можно успешно продать на Запад? Международной звездой сделать.

— Это почти невозможно. Получилось у «Тату», но я вот понимаю, что там столько мелких обстоятельств как пазл сложились! В тот момент был пик креатива Шаповалова, а где теперь Шаповалов? В тот момент Universal Music Russia возглавлял человек, корни которого в Лос-Анджелесе, и который имел тесные связи с ведущими представителями американских лейблов, и в частности Interscope, на котором и выходили «Тату». Кроме того, много людей на Западе, получив промоматериалы, впечатлились и проявили встречный интерес. Короче, огромное количество факторов. А так-то их рынок так переполнен, что скандинавам, и Швеции, и Норвегии — странам, которые родили от ABBA до Army of Lovers, то есть реально хитмейкеров, им достается в лучшем случае 5–7% рынка. Остальное занято американскими и английскими артистами.

— Скажите, что коренным образом отличает наш шоу-бизнес от западного?

— А что коренным образом отличает Bentley от «шестерки»? Я не могу сказать, что мы чудовищно отстаем, но условно: существует блог Мадонны, и я понимаю, что его пишут 3–4 человека, возможно, голливудские сценаристы. То есть там, где у нас один человек делает пять дел, у них пять человек делают одно. Вот и все отличие... Ну конечно, они к нам снисходительно относятся. К артистам, поющим world music, музыку стран третьего мира. Можно, конечно, говорить о том, что когда-то ростовский дуэт «ППК» дошел до второго места в британском хит-параде... Были какие-то подвижки у Алсу, говорят, какие-то вроде бы немыслимые успехи у Витаса в китайском дальневосточном регионе. Но это все очень локально, к большой кормушке в ближайшие несколько лет наших артистов никто не пустит.

— К кормушке пробиваются, на мой взгляд, не совсем уж безумные таланты. Больше сделанные.

— Да, а что, Бритни Спирс талантлива? Если посмотреть внимательно буклеты ее дисков, там порою по пять авторов у каждой песни, кстати, часто шведы. Ну а где хиты, там победа.

— Можно ли что-то изменить в нашем шоу-бизнесе? Или это безнадега полная?

— Нет, нет, почему. Я прекрасно помню, как в 95-м мои коллеги, музыкальные журналисты, слушали кассеты на дешевых «мыльницах», у многих не было cd-чейнджеров, а последние несколько лет мы можем слушать новый альбом любой поп-звезды одновременно с Дублином и Чикаго, и разрыв в уровне русских артистов и западных, он перестал был чудовищным. Но, с другой стороны, когда мы видим совместный концерт западной рок-группы первого эшелона и русской группы на разогреве... разница, она просто криминальная.

— Есть такая публицистическая книжка Андрея Паршева «Почему Россия не Америка». Он писал про непригодность либеральной модели рынка на нашей территории. Ну не могут по мировым законам жить наши люди. Может, это и шоу-бизнеса касается?

— Да, касается-касается. У меня открылись всякие клапаны понимания после того, как я начал регулярно ездить в крупные мировые столицы и смотреть, как ведется шоу-бизнес изнутри. Я такой шпион-разведчик-резидент. Например, приезжала в Москву абсолютно гениальная певица Розин Мерфи, бывшая солистка группы Moloko, и был у нее тут концерт, чудовищно закрытый...

— Это история, где вы взялись мыть стаканы в баре на ее саундчеке, чтобы посмотреть на «кухню»?

— ...для меня это был концерт года. Она — просто Дэвид Боуи в юбке. Звук был как с виниловой пластинки. Безумно яркое впечатление. Я не знаю, я б на ней женился хоть сейчас, такая она умничка!

— А она свободна?

— А совершенно не интересует, свободна она или нет. Да, так вот я специально пробрался на ее саундчек и мыл стаканы в баре. Просто там столько деталей полезных было, которые мне как потенциальному продюсеру интересно знать.

— Что именно?

— Ну, к примеру, за два часа до концерта мимо меня проехал большой шкаф на колесиках. Дверь в шкаф случайно открылась, и я увидел 12, подчеркиваю, 12 концертных костюмов. Вот и все. И достаточно этого шкафа.

— Ясно. От великолепной Розин перейду к провинциальным группам, которые есть в каждом городе. Какие у них шансы? Куда им двигаться? Как продюсер, дайте совет.

— Дам два толковых совета. В музыке есть два движения: первое — вперед, второе — в «Гринпис». В «Гринписе» и так умников много, так что двигайтесь вперед. А конкретно: вот есть такой мальчик Петр Налич с большим хитом Guitar Guitar, он лицо русского YouTube и у него в конце декабря было 600 000 скачиваний этой песни. Понимаешь, он имеет потенциальную аудиторию в 600 000! То есть 15 000-ный «Олимпийский» он соберет легко. Я хочу сказать: интернет уравнивает. Начинать надо оттуда. Плюс рассылка демозаписей. Одно другого не исключает. Любые механизмы раскрутки, заканчивая пиаром, их надо подключать.

— У меня к вам вопрос, что называется «как коллега коллеге». В России сейчас очень много писателей. Мы с главным редактором тоже подумываем, чем себя занять в будущем. Признайтесь честно, Александр, это выгодно с материальной точки зрения?

— После выхода любой книги у меня счет в банке пополняется на миллион-полтора долларов. Поэтому у меня уже многоэтажный офис «Кушнир Продакшн», и я сейчас сижу в пентхаусе на 17-м. Поэтому вы с вашим главным редактором, конечно...

— ...даже не раздумывайте...

— Да, но когда получите первый гонорар, меня не проклинайте, потому что возможно количество нулей не совпадет и наименование денежных единиц будет другое. А если серьезно, то, конечно, это больше самовыражение, чем зарабатывание денег.

— То есть, если отбросить предисловие «Хедлайнеров» про рухнувшие залежи кассет с диктофонными записями, то по каким еще причинам вы взялись писать книгу? Чтобы мир узнал правду о музыкантах, о российском шоу-бизнесе?

— Все не так. Все не так. Я просто очень люблю читать перед сном Лао-цзы, а у него сказано, что если ты не имеешь книги, которую хочется читать, напиши ее. Вот я взял и написал.

— Ваш возраст растет в невероятной прогрессии. Но не была ли книга, скажем, акцией самопиара?

— А любой мой поступок — акция самопиара. Когда я прихожу на концерт какой-то группы, все пишут, что концерт прошел удачно, потому что там был Александр Кушнир. А даже я вам открою тайну: мое интервью журналу «Кто Главный» — это тоже акция самопиара.

— Тайна страшная, я ее не выдам. Последнее: вы говорили, что книга у вас бесстрашная. А можете бесстрашно назвать три главных фигуры в отечественном шоу-бизнесе? Поименно.

— А у них нет имен. Это человек, который определяет политику Первого канала, человек, который определяет политику РТР, и люди, которые определяют политику и ротационный лист «Русской медиагруппы» и «Европейской медиагруппы».

— То есть они по-настоящему Главные?

— Да.

— Те, кто рулит?

— Да.

— Серые кардиналы?

— Да. Ну и еще это, конечно, обладатели 17-этажного офиса «Кушнир Продакшн».

Читайте также:


Текст:
Ольга Майдельман
Фото:
архив героя публикации
Источник:
«Кто Главный.» № 28
25/04/2020 17:47:00
0
Перейти в архив