Пан Пендерецкий

Живой классик мирового музыкального авангарда, последний великий композитор XX века Кшиштоф Пендерецкий о том, что музыка — не источник вдохновения, а Гарри Поттер – это страшно.
Текст:
Денис Третьяков
Фото:
music1900
Источник:
«Кто Главный.» № 16
31/03/2020 11:47:00
0
Кто такой.

Кшиштоф Пендерецкий. Композитор-авангардист, почетный член 17 университетов и академий, лауреат главных музыкальных премий мира, в частности — премии имени Сибелиуса (Финляндия), Grammy (США).


Меня часто называют первым авангардистом и последним симфонистом. В начале XX века симфонии в Европе писали очень мало. Прокофьев и Шостакович — исключение, но они творили в советской изоляции, на Западе их мало знали. Так что я начал писать симфонии практически в одиночестве. Но, надеюсь, я все-таки не буду последним симфонистом.

В 1956 году я писал авангард. Я был полон новых идей. Авангард тогда был под запретом, а мне отчаянно хотелось экспериментировать. Я хотел вырваться за пределы мировой музыки. Это был период «штурма и дранка» — бури и натиска. В 60-е началась моя большая измена авангарду. Это было сознательной реакцией. Авангард вдруг стал моден. Это было удивительно. Авангардная музыка становилась все хуже и хуже. Она стала выхолощенной, зацикленной на себе самой, стала продуктом формы, а не содержания. И это была бесплодная продукция.

В 2001-м я сочинил концерт для фортепиано. Я очень волновался. Трудно сочинять для фортепиано после Бартока, тем более мне, поляку. Пианисты жалуются, что этот концерт практически невыполним для левой руки. Это от того, что я левша, и все привык примерять на себя.

Музыка для меня — не источник вдохновения. Я почти не слушаю чужую, когда сочиняю свою. Нет на это времени. У меня, конечно, есть любимые композиторы: Бетховен, Сибелиус, Мессиан, Стравинский, Шостакович, их много. Но вдохновляюсь я сюжетами. Это не значит, что я запоем читаю детективы. Но главный мой инспиратор — книга.

В основном я сочиняю в своем саду. Я всерьез увлечен дендрологией. У меня огромный парк на 30 гектаров, я посадил его сам, и все свободное время провожу в нем со своими деревьями. Когда я писал последнюю восьмую симфонию, то отобрал для нее более 200 текстов своих любимых авторов. В основном это немцы — Гессе, Рильке и другие. Мне очень хотелось написать для своих деревьев, посвятить им свою музыку. Они помогают мне сочинять, и я не хотел быть неблагодарным.

Число 777 — магическое. Мне удалось включить его в седьмую симфонию из семи частей, которая называется «Семь врат Иерусалима». Я писал ее к 3000-летию Иерусалима. Вообще-то Иерусалиму немного больше лет, но официальный заказ звучал именно так.

Я планирую написать девять симфоний. Во-первых, девять — это мое любимое число, а во-вторых, — я всегда так шучу — все композиторы, написавшие по десять симфоний, умирали.

Я сочинял для кино. Последний раз — в 1963-м, для фильма «Рукопись, найденная в Сарагосе». Но режиссеры часто сами используют мою музыку в своих фильмах. Иногда я узнаю об этом последний. Вот сегодня мне рассказали, что ваш режиссер Сокуров взял мою музыку для своего последнего фильма «Колыбель для Гитлера». Я об этом не знал. Вот когда Стенли Кубрик хотел взять мою музыку в «Сияние», он позвонил и спросил разрешения. Я разрешил.

Не скажу, что всегда доволен исполнением своих произведений. После первой репетиции с Ростовским симфоническим оркестром в вашем Доме офицеров у меня было ощущение полной катастрофы. В этом Доме офицеров не было даже элементарного дирижерского пульта. Представляете? Но потом ситуация исправилась. Ваши музыканты — профессионалы очень высокого уровня.

Как дирижер я — диктатор, по-другому работать не могу. Сволочи все вокруг! Я должен все всегда контролировать сам. Счастье еще, что я уже не преподаю для студентов. Просто не хватило бы нервов.

У меня нет совершенно никакого внятного отношения к современной поп- и рок-музыке. К электронной — тоже. Я давно живу на свете и вижу: поп-музыка абсолютно не развивается. Все новое было открыто в 20-е годы. Все топчутся на месте. Возможно, я уже старый и мне просто некогда слушать новую музыку.

Я бы хотел еще успеть написать оперу для детей. Я уже брался за это. Трудно. Начал писать для своей внучки, но пока писал, внучка подросла. Сюжет? С удовольствием взял бы что-нибудь новенькое, но ничего интересного не попадается. Вот читал как-то книжку про Гарри Поттера, но больше двадцати страниц осилить не смог, стало страшно. Монолог записан во время визи
та Кшиштофа Пендерецкого в Ростов в рамках III международного фестиваля «Ростовские премьеры». 

 
Монолог записан во время визита Кшиштофа Пендерецкого в Ростов в рамках III международного фестиваля «Ростовские премьеры».



Читайте также:


Текст:
Денис Третьяков
Фото:
music1900
Источник:
«Кто Главный.» № 16
31/03/2020 11:47:00
0
Перейти в архив