«Наша музыка приводит к бэби-бумам. Поэтому мы не играем в Китае»

Корреспондент «Главного» встретил на донской земле дорогих гостей из ансамбля Scorpions.
Текст:
Татьяна Кулиш
Фото:
Phuongnguyen, официальный сайт Scorpions
Источник:
«Кто Главный.» № 31
01/05/2020 10:53:00
0

11 апреля, 17.00, аэропорт.

«Игорь, сними-ка небо без облаков, будет такой винд оф чендж в сюжете, — журналист канала «СТС» Антон тычет пальцем вверх. — Утром были облака, а «Скорпионс» приехали — и улетели облака!».

Небо над аэропортом действительно светлее, и даже охранник зала официальных делегаций смотрит приветливо, хотя калитку не открывает. Чартерный самолет артистов задерживается больше чем на час, и мы со съемочной группой «СТС» скучаем в машине. В назначенное время начинается беготня у все той же калитки. Милиционеры по-тихому окружают площадку, прогоняют мирно идущих по своим делам людей. Прикатили блестящие черные машины для гостей — три «Мерседеса» и два «Порша». Ни одного фаната в округе, оцеплению по-настоящему скучно.

Мы устремляемся прямо к летному полю, операторы берут на мушку серебристо-синий самолет, первый состав группы к выходу уже подвозит автобус. «Скорпы» — все как один в солнечных очках, цветных кожаных куртках и в сапогах не по погоде — плюхаются в большом зале с комнатными растениями; телевизионщикам в ту же минуту вежливо рекомендуют убраться. Звезды крутят головами, говорят на неродном английском.

Позже, на улице, загорелый лидергитарист Матиас Ябс ищет взглядом людей, похожих на поклонников, растерянно моргает, но завидев нас, кивает и кричит hello! Потом справляется у человека в черном, может ли он ехать этим «Поршем», и бережно укладывает свою дорогостоящую гитару в багажник. Остальные по-немецки организованно рассаживаются по списку и без суеты ждут команды ехать.

Ничего больше не происходит, но ощущение чего-то важного уже крепко держит за горло.

В истории классиков мелодичного хардрока, коими сейчас принято считать Scorpions, по большому счету ничего особенного никогда не происходило. Не случалось самоубийств или громких возвращений — выступающая уже 43 года команда в этом смысле вполне благополучна.

Scorpions придумал 16-летний ганноверский юноша Рудольф (Руди) Шенкер в 1965 году. В то время он, как и все, был потрясен лихорадочной бит-революцией The Beatles и грезил повторить большой успех. Успех пришел спустя семь лет, когда в группе стал играть младший брат Руди — Михаэль, а петь — Клаус Майне: ансамбль выпустил дебютный альбом Lonesome Crow («Одинокая ворона») и сыграл на разогреве у Uriah Heep. С тех пор состав менялся ровно десять раз, но Клаус и Руди были неизменными ингредиентами всех. Пластинок в дискографии — 21, и почти все они влет уходили повсюду, включая Филиппины, Таиланд и, конечно, Россию.

Scorpions чуть ли не первые прорвались сквозь железный занавес в СССР — в 1988-м они отыграли сразу десять концертов в Ленинграде, а в 1991-м заимели шикарного поклонника в лице Михаила Горбачева и добились приглашения в Кремль.

— Сегодня Россия далеко не та страна, в которой мы чудом очутились 20 лет назад, — скажет мне позже Клаус Майне. — Помню, когда приехали сюда, это была не страна, а такое маленькое образование, но очень сплоченное. Мы подумали тогда, что вот будем возвращаться и обязательно сделаем для этих людей что-то особенное. Что именно? Например, в сети для русских фанатов раньше общего релиза мы выкладываем новые песни, чтобы узнать, что люди хотят услышать на концерте, чтобы сделать шоу, с... как это правильно? С новой идеей! Вот.

 

11 апреля, 19.30, отель «Дон-Плаза».

В гостиницу входим со съемочной группой беспрепятственно, сразу за звездами. В холле около пятидесяти уставших лиц в один момент оживают и включаются в работу — это коллеги.

Пока идет полная воодушевления пресс-конференция кормилец всех приезжих звезд шеф-повар Сречко Лончар прогуливается по холлу, но близко к толпе не подходит.

— Кормить будете?

— Да я их уже не первой раз кормить буду. Они тут 6 лет назад били.

— И что едят?

— Та! Пьють больше. Как все мюзиканты.

— Ну зато говорят, что не капризные.

— Ага, куда уж там, вот такой списОк (райдер. — «Главный») написали! 

Тележурналист показывается на лестнице второго этажа и заговорщически подмигивает: давай, бегом наверх, начинаем. И мы начинаем: в скромной зеленой комнате напротив камеры ставим три стула — для г-д Майне, Шенкера и Ябса.

Ябс из всех самый вежливый: остальные просто здороваются, он спрашивает: «Как дела?». В 80-м, когда группу бросил брат Руди, Ябс совершил небольшой служебный подвиг, за одну ночь выучил весь репертуар турне и выступил с группой на разогреве у Genesis. Не начинаем, пока Руди — высокому сухому мужчине с обесцвеченным «ежиком» на голове — дискомфортно: у него шатается ножка стула. Стул меняем. Я представляюсь, и тут же всплывает история с именем Таня. Шесть лет назад Рудольф Шенкер увез из Новосибирска Таню — молодую победительницу конкурса «Королева рока», приуроченного к концерту Scorpions (модели было тогда 23 года, а жениху — 58), и с тех пор они счастливо проживают в Европе. Теперь она сопровождает Руди повсюду. Альбом Scorpions Humanity: Hour I — тот самый, ради которого группа колесит в туре, не стал каким-то прорывом или откровением, но в простоте его уличить нельзя. Все песни на нем то ли о падении современного человека, то ли о его возрождении и очень социальные. — Просто когда путешествуешь, встречаешься со многими людьми, узнаешь их проблемы, логично доносить эти свои наблюдения до фанатов, — уверен Клаус Майне. — Так же поступают ребята из Linkin Park и U2. Все вдруг заговорили о вещах, которые для них актуальны, о вещах, которые вокруг нас. И это уже не темы 80-х о вечеринках, девочках, мечтах и машинах. Нам, взрослым ребятам, больше не хочется петь о том, что нам уже неинтересно. Теперь нас трогают проблемы человечества. Наше будущее зависит от важной штуки: сможем ли мы найти путь к тому, чтобы люди снова начали любить и уважать друг друга в этом мире. Социально ориентированными песнями мы пытаемся разбудить сознательность людей.

Уже на концерте, осматриваясь, я понимаю, что мысли о мире во всем мире вряд ли возникают хоть в одной голове в этом зале. Блестя глазами, по большей части пьяные и разгоряченные, люди размахивают китайскими зажигалками, подвывают припевам, делают трагические лица во время слов «when you send me an angel» и все как один ждут знакомых мелодий о тех самых девушках и вечеринках.

Рассказываю, что в России Scorpions считают чуть ли не национальной группой.

— О! Это комплимент. Мы как усыновленные дети. И правда, очень сильная и давняя связь между нами и российскими фанатами. Я не знаю, откуда это. Когда мы у вас даем концерты, чувствуем, что нас очень рады видеть. Вот в последний раз в Ростове нам принесли столько водки, что мы танцевали рядом с самолетом вместе с вашими казаками и пели. Это было фантастично. Немецкая душа и русская душа очень похожи! Иногда классно устанавливать эту связь искусственно.

— Как это?

— Когда поешь популярную народную песню. Мы делали так в Японии и у вас. Клаус затягивает «Полюшко-поле».

— Это красивая песня don kozaks. Знаете, у моего дяди откуда-то были оригинальные записи песен донских казаков. Я был маленьким мальчиком, и когда он слушал эту музыку, его глаза наполнялись слезами. Мне нравилась эта музыка. Некоторые мелодии я до сих пор помню. — Клаус Майне снова напевает. — Красивая мелодия. «Скорпионс» — это мелодии, Россия — это мелодии. Поэтому между нами такая хорошая связь.

— Вы в курсе, что в начале 90-х половина девушек в России потеряла невинность под ваши «медляки»?

— Они занимались любовью под нашу музыку?! Это как французская традиция. Во Франции нам рассказывали, что наши песни привели у них к бэбибумам. Ха-ха! Намного лучше создавать жизнь, чем разрушать ее. Да. Поэтому мы не играем наши песни в Китае, хаха-ха!

— А если бы вас попросили написать гимн современной России, вроде Wind of change, какие бы слова там точно были?

— Wind of change не только о переменах же, но и о надежде. В 2008-м мы все по-прежнему в ней нуждаемся. Знаете, в этой песне были бы точно слова о надежде. Да. Я думаю, этот гимн достаточно важен и в 2008-м, но всегда приходит время, когда нужно спеть о чем-то новом. Так что какие-то новые слова, связанные с быстрыми технологиями, например, там бы тоже были.

Раз уж речь заходит о словах, интересно узнать, какие русские слова им нынче по душе. Матиас и Рудольф хором произносят: «Ey, chuvak!». Клаус морщит лоб, старается припомнить: «Ey, chuvak, che za mina?».

Вообще за два дня в Ростове группа особо нигде не светилась (совсем не то, что 6 лет назад, когда «Скорпы» в «Атлантиде» распевали «Калинку-малинку» и приглашали персонал выпить с ними водки за здоровье именинника Матиаса Ябса). После нашего разговора в затемненной комнате их ждал просторный «Розовый зал» на втором этаже отеля, где на фоне настенного казачьего лубка как-то широко, по-свадебному сервировали стол. Вокруг стола хищно кружили высокие мужчины — я узнала барабанщика и менеджера группы, они запускали пальцы в блюда.

Рудольф и Таня с утра ходили за руку по Садовой. Зашли в Nando Muzi, ничего не купили. Свернули на Чехова, в «АмоРеМоРе». Там Таня выбрала любимому серые джинсы Armani.

Матиас Ябс гулял по набережной в гордом одиночестве.

Клаус Майне вообще никуда из отеля не ходил, отсыпался и смотрел русскоязычное ТВ.

 

12 апреля, 18.00, Дворец спорта.

В очереди, несколькими кольцами закрученной вокруг фонтана, знакомлюсь с Сергеем из Краснодара, Сергей — фанат такой, что не подходи.

— Я был еще на самом первом концерте «Скорпов» в Питере. Перед ними выступала никому неизвестная группа «Парк Горького» с первым солистом Колей Носковым, их освистали тогда страшно, все ждали «Скорпионс». Они тогда, кажется, сразу 5 концертов давали — столько людей со всей России приехали. В Москве не было концерта, там так было: сцена и 30 метров свободной площадки. «Скорпы» отказались, в общем, от Москвы, их 30 метров до зрителя не устраивали, им нужно общение. Ленинград в этом смысле оказался более прогрессивным городом. За что их музыка может нравиться? Странный вопрос, девушка! Отвечу надписью на стене «Кто не любит Scorpions, тот казел». Через букву «а». Это все равно, что классику не любить.

Внутри Дворца спорта марево — людей по-настоящему много. С 18 до 19 толпу (по одним данным 3 500, по другим — все 5 000) утомляет конкурс девичьей красоты; побеждает, конечно, не та, которой больше всех свистел зал.

С галерки нетерпеливо зовут «Скорпов»; мужчин больше, чем женщин, воздуха, кажется, нет вообще. На сцене опрометчиво появляется уборщица. Свист превращается в соловей-разбойнический. Выходят наконец-то те, кто надо. Зал ревет и уже не замолкает. Рудольф Шенкер и Матиас Ябс мечутся, барабанщик Джеймс Коттак запрокидывает голову, выходит Клаус — началось. Майне лепит из публики что хочет, заставляет повторять за ним хитрые припевы, щедро бросает в зал барабанные палочки, размахивает стойкой для микрофона — в общем, все, как положено рок-идолу. Два часа без перерыва плюс хиты на «бис». Как все заканчивается, я уже не вижу, но могу вообразить, что невероятно круто: звук зашкаливает, дорогущая гитара Ябса разбивается о сцену, передние ряды дерутся за разлетевшиеся осколки... «Do zvidanya, Rostov-on-Don!». И зал ревет, возвращая кумирам школьного детства децибелы звука.

«Главный» благодарит программу «Истории в деталях. Ростов-на-Дону» (телеканал «СТС-Южный регион») за помощь в организации материала.

Читайте также:


Текст:
Татьяна Кулиш
Фото:
Phuongnguyen, официальный сайт Scorpions
Источник:
«Кто Главный.» № 31
01/05/2020 10:53:00
0
Перейти в архив