99 фильмов Риммы Марковой

«Главный» выяснил у народной артистки России, что мешает ей сняться в сотой картине.
Текст:
Сергей Медведев
Фото:
Андрей Фарапонов, архив героя публикации
Источник:
«Кто Главный.» № 88
27/04/2020 12:29:00
0
Кто такая.

Актриса Римма Васильевна Маркова родилась 3 марта 1925 года в поселке Чурино Самарской губернии. В 1945–1947 годах Маркова училась в студии при Вологодском драматическом театре, куда поступила вместе со своим братом Леонидом Марковым. В дальнейшем служила в Театре имени Ленинского комсомола, потом в Театре-студии киноактера. В 2011 году участвовала в предвыборной кампании партии «Справедливая Россия». Сыграла в 99 фильмах, среди них — «Живые и мертвые», «Крылья», «Вечный зов», «Сладкая женщина», «А у нас была тишина», «Родня», «Покровские ворота», «Гардемарины, вперёд!», «Окраина», «27 украденных поцелуев», «Нечистая сила», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Утомленные солнцем 2», «Жизнь и приключения Мишки Япончика» — всего 99. Трижды была замужем. От второго брака — дочь Татьяна, врач-косметолог, есть внук — Федор 1995 года рождения.

Вы знаете, актеру, наверное, все нужно испытать. Я впервые в жизни выступаю для такой аудитории. Посоветовала моя подружка Зинаида Михайловна Кириенко, а мы, как это ни странно, в Москве живем в одном дворе. Мне позвонили, я сначала бросила трубку... Потому что сказали — «ресторан»... Ну, как это? Хотя мы везде выступаем. Иногда бывает, восемь старух сидят, и мы выступаем. Чтобы обольстить вас, я сегодня надела сережки. Это память о моей подружке — Ноне Викторовне Мордюковой, ей подарили эти сережки. А она говорит: «Куда мне? А ты все-таки иногда бабушек благородных играешь». Вот я для обольщения надела эти сережки. А так я их не надеваю. Начнем с того, что рухнул Советский Союз, рухнуло все. Рухнул и кинематограф. Я клянусь вам, что приглашают меня, но в сериалах не снимаюсь. Где мат, где кровь льется по асфальту ведрами, тоже не снимаюсь. Несмотря на то, что мы все получаем пенсии просто позорные. Но, тем не менее, я держусь. Во-первых, я знаю: все, что показывают на телеэкранах, не надо покупать, это точно... Поэтому я категорически не снимаюсь, несмотря на то, что за это платят хорошие деньги. Думаю, нет, ни за что... И все, кто туда попадают — и Лида Шукшина, и Тамара Семина, такой потрясающий актер, как Валя Гафт, или Пореченков, который не сходит с экрана, от меня уже получили... Я на это не иду. У меня 99 картин, в сотой я еще должна сняться. У Тимура Бекмамбетова я сыграла ведьму, а сейчас мне предложили роль сатаны. Причем фильм называется «Алешенька». Алешенька! Я должна была сыграть деревенскую бабку. Ну, вы помните, вроде как разбилась какая-то тарелка, и эта старая женщина что-то там такое завернула в платок... А Хотиненко — это режиссер, который обязательно вот так чешет ухо (показывает). Он там такое придумал! Я когда начала читать, думаю, нет. Причем сразу такие деньги пообещали. Думаю, ах ты, какая прелесть — и забор на даче поправлю, и ремонт сделаю. Главная роль! Уже начала рассчитывать. Но когда прочитала, что она прыгает с балкона на какую-то ограду. В общем, я не хочу даже говорить на эту тему. Не знаю, кто из актрис будет сниматься. Только что была в Волгограде на кинофестивале и там была Тарасова Виктория, и ей тоже предлагали сыграть, и она отказалась.

Как я сыграла ведьму у Тимура, просто не знаю. Как я потом узнала, они сначала предложили эту роль Ахеджаковой, но она отказалась. Тогда они решили, что этой старой — мне — мы просто скажем...
Сказали: вы знаете, Хабенский уезжает в Канны, и если мы сейчас не снимем, то чего-то там мы не получим, нам нужно всего четыре дня. И присылают текст. Я думаю, какой-то текст странный. О том, что я должна дать образование своей дочери. Но я же не знала, что это паук. Дочь моя — паук. Мне же это было неизвестно. А так как я люблю Хабенского, я взялась за эту роль. Четыре дня на студии, от погоды не зависим, все нормально. А потом взяли какую-то качелю, привязали меня, стали раскручивать. Думаю, что такое? А Бекмамбетов — хитрый казах! Самоироничный, умный, как собака! И все смеется! Восточный человек! И когда вышла картина, и когда я узнала, что моя дочь — паук, которой я должна дать образование, я прокляла все... А тут еще Хотиненко говорит, не будет ли это перекликаться с «Дневным дозором»? Я сначала думала, почему он так сказал? Так что сотая роль у меня никак не получается. Но Хотиненко все-таки не хотел со мною расставаться, говорит, там есть еще роль пожилой женщины — медсестры. И она всех лечит. Такую роль я могу сыграть. А кто будет играть главную роль, понятия не имею. Сейчас же мы вернулись к Богу. И люди боятся... А у меня есть брат, который 22 года, как умер. Он младше меня на два года. Он сыграл сатану. И когда озвучил роль, картина была готова, он лег в больницу и через неделю умер. Так что я не хочу умирать.

Я — не москвичка и с удовольствием об этом говорю. Москвичи — нахальные люди. Невозможно. Такие вот! Моя дочь — москвичка, мой внук — москвич. А я — не москвичка. Можете представить, у меня 3 марта был день рождения, мне исполнилось 88 лет. Сегодня я накрасилась, как собака, чтобы произвести на вас впечатление. Кто-то мне недавно сказал: «Как хорошо ты выглядишь!» А я посмотрела на себя — жаба, старая жаба. Думаю, все, больше ни за что не буду сниматься.
К тому же всю жизнь так — двадцать ролей мужских, две молодых и одна тетка или бабка. И я этих бабок не знаю, какое количество сыграла. И не хочется. Как я в начале сказала, рухнуло все, и кинематограф рухнул... Меня Сережа Гинзбург попросил, сказал, всего на три дня, нужно бандуршу сыграть. Вы, наверное, видели эту картину — «Юность Япончика». Я там бандуршу сыграла, потому что очень люблю Гинзбурга... На съемках ходили девочки, голенький пупочек. Они даже не пытаются как-то вникнуть в профессию гримера. Не хочется им быть асом. Как бы ни работать, лишь бы не работать.
А характер у меня ужасный, я просто зверею. Нет, думаю, не буду сниматься, потому что я всех поубиваю. Не могу смотреть на то, что происходит. Но! Хотиненко — очень хороший режиссер. Но все время он что-то такое с подковыркой делает. Думаю, у меня с ним не получится. Потому что подковырки я уже знаю. Внук прочитал, говорит то же: не баба — это демон какой-то. Демон! Баба, не снимайся! Я говорю, что и без тебя знаю.

А мне до этого предлагали сыграть Вангу. 12 серий. Умолял режиссер. Я говорю, в сериалах не снимаюсь. Ну, во-первых, Ванга не такого роста, как я. Вы метраж мой видите? Чурикова согласилась сыграть Вангу, пошла на пробу, упала и сломала обе руки. И я пошла, к духовнику, говорю, что сценарий интересный. Но священник мне сказал, что она не канонизирована, лучше не снимайтесь. И я не снимаюсь. Почему они мне ее роль предложили? Потому что я такая резкая, и она что-то такое. Причем там и Гитлер, и Сталин, и Ленин, и Борис Николаевич — оказывается, все были у Ванги. Меня это заинтересовало, я за одну ночь прочитал все 12 серий. Ах, как жалко! Так что, как видите, не все гладко у меня получается.
Но у Хотиненко, если будет нормальная женщина, я сыграю. Я в жизни — ненормальная, хочу сыграть нормальную. Причем они говорят, мы завтра же подпишем договор, когда я еще не читала. Спешили. Ваши условия, говорят, мы принимаем. А у меня было три условия: восьмичасовой день, потому что 12-часовой я не выдержу. Отдельная машина, где я могу отдыхать, мыться, спать, учить текст. Потому что уже — возраст, и ты текст не очень запоминаешь. И сразу оплата! Съемочный день прошел, будьте любезны, выдайте зарплату. Потому что могут обмануть.

Когда меня на телевидение приглашают, я спрашиваю, какая тема? Меня интересуют четыре темы — дети, пенсионеры, ветераны и актеры. Тогда я им устрою шоу. А то бывает... Панин погиб. А я с ним даже никогда не встречалась. Блистательный актер! Я говорю: вам что, общие слова нужны? Но я с ним не знакома, я с ним никогда не снималась. Почему они меня приглашают? Потому что знают, я никогда не вру. Нет, вру иногда. Но по большому счету — никогда. Они знают, что я буду говорить не в бровь, а просто в глаз.
Они меня подчищают, но что-то все равно проходит, потому что ко мне подходят люди и говорят: спасибо за жизненную позицию. А какая у меня жизненная позиция? Живи по Библии, и все. И я пытаюсь так жить. В Гильдии актеров российского кино я 20 лет в совете. Я поставила вопрос: не сметь бесплатно сниматься на телевидении. Не сметь! Не сдохните!
Даже получая пятнадцать тысяч 800 рублей пенсии, которые и я получаю. И вы не сдохните! Категорически! Познер сказал, показывайте каждый день круп лошади, и она будет популярна. Я, например, ненавижу телевидение. Самая преступная организация — телевидение. И меня переделать уже нельзя. А ведь мы были самой читающей страной. Но о политике говорить не будем. А то я озверею.

Отец мой — провинциальный актер. А как водится в актерских семьях, в каком-нибудь спектакле обязательно понадобится мальчик или девочка. А у нас были и мальчик, и девочка. Мы исколесили весь Советский Союз. И в Ашхабаде были, и в Якутске, и в Кинешме, Саратове.
В Якутске режиссер поставил пьесу «Дети улицы», о беспризорниках, их родителей убили на гражданской войне. В пьесе девочка простужается. Мальчик пытается достать лекарство, лезет рабочему в карман, тот его хватает, мальчик плачет, говорит, что Люся заболела. Я играла брата, а мой брат играл сестру Люсю. Он был младше меня, кудрявенький, блондин — а я была рыжей и конопатой... Леня никогда не хотел быть актером, он хотел быть художником. Он очень хорошо писал. Но нам три рубля платили, и папа его заставил играть девочку. На сцене эта девочка умирала, ее игрушка падала на меня, а я спала внизу, у дивана. Я поднимала эту игрушку, говорила: «Я не буду никогда воровать». В переполненном зале стояла мертвая тишина. Мама рассказывала потом: «Римма, ты так кричала, а брат был такой мертвый, что я верила, что он умер. Я плакала». В зале падали в обморок, приезжали «скорые помощи», и все такое. Нас заваливали цветами, конфетами, пирожными. И тогда мы поняли, как хорошо быть артистом. С этого все и началось... Брата нет уже 22 года. До сих пор ко мне подходят какие-то старушки и говорят: «Я так любила вашего брата».
К сожалению, я сейчас смотрю на молодых мужчин. Иногда я не понимаю — то ли за него замуж выходить, то ли его замуж отдавать. Актер должен со сцены, с экрана нести свой пол. Брат мой нес свой пол всегда. И наоборот, женщина, красавица должна играть так, чтобы все мужчины умирали от любви к ней. А сейчас я смотрю, они все барби, все блондинки. Сексапильности не больше, чем у хозяйственного мыла.

Я начала сниматься в 42 года, а Мордюкова — в 17. Понимаете? Чем она меня привлекла? Точнее, почему она ко мне подошла? А я, кстати, никогда не подхожу. Шестого июня будет пять лет, как нет Мордюковой. Все подруги умерли... А мы с ней одного года. Причем она родилась 25 ноября, она — «ноябрина», а я родилась третьего марта. Она всегда говорила: «Ты старше меня, и зачем говоришь, с какого ты года?» — «Как я могу не говорить, когда спрашивают». Она: «Тогда меня не упоминай». Однажды на передаче у Андрея Максимова я ему говорю, умоляю, не задавать вопросов про Мордюкову, потому что она меня уже травит. А идет прямая передача. И он спрашивает: «Как ваша подруга, Нонна Викторовна?» Я поворачиваюсь к камере: «Вот, Нонна Викторовна, как мне отвечать?»
Когда был Советский Союз, существовало бюро пропаганды советского киноискусства. Все получали мало и подрабатывали в этом бюро — актеру хочется одеться, ведь все-таки мы — публичные люди. И меня пригласили в Краснодар. Мордюкова говорит: «Ты в Краснодар едешь, привези мне рыбца. Я на рыбе выросла». Она когда говорила, била себя в грудь... А тогда нельзя было купить рыбца. Мне сказали, что надо куда-то поехать. И я отправилась на поиски рыбца. И меня забрали в милицию! Я не могу понять, в чем дело? Милиционер говорит: «Твое лицо мне знакомо, я вижу, кто ты такая». И приводит меня в милицию — они меня приняли за спекулянтку рыбцами. Милиционер постарше узнал меня, говорит коллеге: «Ты что, с ума сошел? Это же актриса». Я говорю, у меня поручение от Мордюковой, рыбца купить. А я сама даже никогда не знала и не пробовала этого рыбца.
Можете себе представить! Тогда рыбец 25 рублей стоил. Что такое 25 рублей в то время? Это заоблачная цена. Представляете, они мне напихали этого рыбца бесплатно. Мордюкова смеялась! Спросила: «А можно я буду об этом рассказывать на своих творческих вечерах?»

Когда ты хочешь сниматься, тебя не будут снимать. Сейчас все удивляются, почему ты получаешь сценарии? А у меня лежит кипа сценариев. Есть чудный сценарий, называется «День победы». Старуха едет со своим внуком в «Запорожце» в Москву, посмотреть, кто остался в живых с Белорусского фронта. На машине стоит гроб, потому что она чувствует, что может умереть в дороге. Я им отвечаю: «Глядя на меня, никто не подумает, что я когда-нибудь умру. Это, во-первых. Снимите гроб, хороший сценарий». Через год приносят другой сценарий. Смотрю, что-то знакомое. Звоню режиссеру: «Вы мне раньше не давали этот сценарий?» Год прошел. И опять поставили гроб. Снимите гроб, я буду сниматься. Он не снял гроб и не снял картину. Вот и все! Все поумирали, а я все живу и живу. Наверное, все-таки от меня какая-то польза есть. Там-то все известно.


Интервью записано в рамках «Литературного салона» с Риммой Марковой в ресторане Pinot Noir.

Pino_Noire.jpg

Читайте также:


Текст:
Сергей Медведев
Фото:
Андрей Фарапонов, архив героя публикации
Источник:
«Кто Главный.» № 88
27/04/2020 12:29:00
0
Перейти в архив