На вторых ролях

Столичные актеры, выросшие или начинавшие карьеру в Ростове, по просьбе «Главного» вспомнили свой дебют в кинематографе.
Текст:
Ольга Майдельман, Лиза Борзенко
Фото:
Ира Андрющенко
Источник:
«Кто Главный.» № 20
13/04/2020 10:31:00
0

Николай Чиндяйкин

режиссер, актер, педагог театра «Школа драматического искусства»

ЧИНДЯЙКИН.jpg

В 88-м меня достал звонками режиссер из Одессы Игорь Апасян — звал сниматься, соблазнял посулами, что, вот ты приедешь во время отпуска, проведешь месяц в Одессе, в прекрасной гостинице, прекрасно отдохнешь. А было совершенно не до кино. Я заканчивал режиссерский факультет в ГИТИСе под руководством Анатолия Александровича Васильева, тоже, кстати, ростовчанина. И мы собирались уже ехать во всякие заграничные поездки с великим спектаклем «Шесть персонажей в поисках автора». Но все-таки киношные деньги и слава... И я согласился. Съемки в итоге растянулись на два с лишним года, я проклинал себя, проклинал Апасяна. Мне было очень трудно ладить с Васильевым, потому что пришлось обманывать, убегать, улетать, уезжать. Фильм вышел в 1990 году, когда уже начался заключительный этап перестройки, никому не нужны были никакие фильмы, никакие театры. Я играл кока Магриджа — сложного человека с несчастной судьбой. Ему акула откусила ногу. Акулу лепили из папье-маше какого-то. Погружали ее в воду при помощи рельса, которым меня чуть не убило в одном из дублей. По-моему, тот фильм никто не заметил. Да я на это и не рассчитывал. Зато приобрел новый опыт. Одно дело жить на сцене непрерывно в течение двух-трех часов и совсем другое — дубль, на котором нужно собраться и выстрелить точно в яблочко.

«Морской волк», «Одесская киностудия», 1990 год

Режиссер Игорь Апасян

По одноименному роману Джека Лондона. Главный герой, спасенный с затонувшего парохода экипажем промысловой шхуны, переживает много трудностей и унижений в борьбе с морем и непредсказуемым характером капитана шхуны, по праву носящего прозвище Волк Ларсен.


Мария Семкина

фотомодель, актриса

ВТОРАЯ.jpg

Я играла одну из жертв маньяка в фильме Романа Прыгунова «Одиночество крови». Сценарист пригласил, с которым я познакомилась на съемках рекламного ролика. Вспомнил и предложил. По фильму меня убили, но и я крови попила там — будь здоров. Искусственная кровь, она на вкус, как варенье. Я постоянно проглатывала эти капсулы — такие они были вкусные. Конечно, мои родители не очень обрадовались такой роли. А я была просто счастлива поработать с Гошей Куценко, Ингеборгой Дапкунайте, Славой Разбегаевым. Со Славой мы, кстати, потом снимались в фильме «Личный номер», в Риме, и там у наших героев были романтические отношения. А в «Одиночестве крови» он играл убийцу. Честно говоря, когда он гонялся за мной с огромным ножом, я все время думала: «Господи, пожалуйста, пусть он не сойдет с ума и не стукнет меня этим ножом по-настоящему». Слава, когда он входит в образ, за ним жутковато наблюдать. С Ингеборгой у нас была такая сцена: она говорит со мной, как доктор с пациентом, но то, о чем мы говорим, зрителю не слышно, поэтому текст в кадре — полная импровизация. Ингеборга пыталась меня как-то развеселить. И вот: «Камера, мотор!», и она спрашивает: «Скажите, Мария, когда вы в последний раз занимались сексом?». Прямо в кадре! Реакция получилась обратная: вместо того чтобы расслабиться, я впала в полный ступор. Речь моя на тот момент была совсем безобразной. Ростовский акцент ни мне, ни моим продюсерам не дает покоя и до сих пор, никак не избавлюсь. А тогда я вообще только-только приехала из Ростова, и звучало это неидеально. Мягко говоря.

«Одиночество крови», киностудия «Ритм», 2002 год

Режиссер Роман Прыгунов

Бесследно исчезает муж главной героини Марии. Затем ее родной город потрясает серия жестоких и загадочных убийств. Вскоре Мария узнает, что и ей самой грозит большая опасность...


Василий Мищенко

кинорежиссер, актер театра «Современник»

МИЩЕНКИН.jpg

В 1979 году я учился на 4-м курсе, Сергей Соловьев пришел на наш дипломный спектакль. Он искал кандидата на главную роль в свой фильм «Спасатель» — его звали Виля Тишин.

...Мне очень повезло — я сразу попал в актерское созвездие: Татьяна Друбич, Екатерина Васильева, Сергей Шакуров, Александр Кайдановский. Они уже успели сдружиться, и тут я — новичок. Но отношение ко мне было самым замечательным, они знали, что у меня это дебют.

На площадке я был каждый день, даже если не снимался, — интересно же, как делается кино! Как-то пришел, а лето, жарко, и меня до того разморило, что я прилег под куст и заснул. Соловьев увидел это дело и говорит: «Снимайте». Так меня спящего и отсняли — очень натуральный получился эпизод, как уморившийся Тишин спит под кустом.

Еще там был эпизод, где мой герой представляет, будто его расстреливают с вертолета. Рубашка должна была быть «прошита пулями» в четырех местах. Под рубашкой пиротехники спрятали устройство, а контакты я должен был замкнуть сам, их подвели к пальцам. Уже перед самой съемкой подходит ко мне пиротехник — последний раз все проверить. Спрашивает: «Ну? Все понятно?» — «Да, — отвечаю. — Надо вот так». И замыкаю контакты. Рубашка как рванула!.. Эпизод, в общем, пришлось из фильма выкинуть, его обязательно нужно было снять в этой рубашке. А она была одна такая.

На фестивале в Венеции картина получила приз зрительских симпатий. Не скажу, что меня сразу стали узнавать на улицах, а вот отношение некоторых коллег было очень завистливым. Я рано, к сожалению, столкнулся с этим человеческим чувством. Хотя их тоже можно понять.

«Спасатель», «Мосфильм», 1980 год

Режиссер Сергей Соловьев

Этот фильм развивает линию, начатую Соловьевым в «Ста днях после детства»... В тихом провинциальном Большеозерске разгораются страсти. Режиссер-любитель, снимая документальную ленту о местном учителе-словеснике Ларикове, втягивает в орбиту действия его бывших учеников: призывника-спасателя Вилю Тишина, студентку Асю Веденееву, ее мужа — закройщика Ганина.


Виктор Добронравов

актер театра имени Вахтангова

ДОБРОНРАВОВ.jpg

Эпизоды в кино были еще в училище: снимались, халтурили, знаете, как обычно звонят: «Нужен парень на один съемочный день», такого много. Но первый раз я снимался еще ребенком, в 14 лет, у Сережи Урсуляка в фильме «Сочинение ко Дню Победы». Тихонов, Ульянов, Ефремов и я — совсем мальчик. Правда, я тогда не особо понимал, с кем снимаюсь, да и съемок было — один день. Это сейчас уже приходит осознание, что вот, выпало счастье работать с великими.

Я когда посмотрел себя на экране... Это всегда так: никто никогда себе не нравится, известный факт. И так постоянно: вот едешь на юг, отдыхаешь, фотографируешься с друзьями, приезжаешь, начинаешь показывать свои снимки и думаешь: «О боже мой, это я?». Ужас. Или на видео дурака валяешь, а потом смотришь: «Господи... натуральный дурак». Но это ощущение стыда нужно перебарывать. Как? Адекватно к себе относиться. И слушать умных людей. Молчать и пахать.

Не сказать, что меня заметили после этого фильма. И роль-то пустячная. А потом дети, они же быстро растут. Вот и мой младший брат, Иван Добронравов — снялся в «Возвращении» у Звягинцева, получил кучу премий международных, быстро вырос и совсем стал другой. До поступления на актерский он снимался в сериале «Кадетство». А теперь на первом курсе учится и не снимается нигде.

«Сочинение ко Дню Победы», киностудия имени М. Горького, 1998 год

Режиссер Сергей Урсуляк

В Москве, накануне празднования Дня Победы, встречаются три старых фронтовых друга. Но посидеть и вспомнить забытые подвиги не получается. Директора спортивного клуба Киловатова (О. Ефремов) обвиняют в связях с преступным миром и упекают за решетку. Проживающий за рубежом бывший диссидент Моргулис (В. Тихонов) и завсегдатай оппозиционных митингов Дьяков (М. Ульянов) организовывают другу побег из тюрьмы. Герои подключают к операции освобождения мафию и ФСБ, а затем решаются на угон самолета...


Николай Добрынин

актер «Театрального центра на Коломенской»

ДОБРЫНИН.jpg

В фильме «Прощай, шпана замоскворецкая» я сыграл хулигана, Витю Гавроша. Кинопроб было много, но мне помогло то, что, в отличие от большинства кандидатов, я в детстве сам был хулиганом, дрался район на район. Правда, тогда до беспредела, как сейчас, не доходило. После первой крови братались, дружили, пели песни под гитару...

Снимали в старых, тогда еще не перестроенных районах Москвы. Представьте, Цветной бульвар и человек сто хулиганов: костюмчики а-ля 50-е, приклеенные к губе папироски. От нас все шарахались. Банда. Мамочкой моей была Тамара Семина, мы с ней очень сдружились, Жора Бурков играл, одна из последних его ролей была... «Шпану» еще успели показать на большом экране, до того как в кинотеатрах открылись автосалоны и мебельные магазины. И я успел увидеть себя в настоящем кино, прочитать название фильма, написанное краской... Абсолютно себе не понравился, да и фильм показался не совсем удачным. А месяц назад его показали в программе «Культовое кино»... После этой роли меня, кстати, позвали сразу в четыре картины, но главным для меня тогда был театр. Я отказался от работы у Аллы Суриковой и от «Города Зеро» Карена Шахназарова, вместо меня сыграл Леонид Филатов. Знаете, кино вообще трудно назвать искусством. Успех зависит от сценария и режиссуры. Масса киноактеров панически боятся театральной сцены. Там не обманешь. А в кадре и медведь сможет сыграть.

«Прощай, шпана замоскворецкая», «Мосфильм», 1987 год

Режиссер Александр Панкратов

Герои фильма родились и выросли в Замоскворечье. Это первое послевоенное поколение подростков, на долю которых пришлось немало испытаний — и, прежде всего, страшное время репрессий 40–50-х годов.


Игорь Ливанов

актер «Театра Луны»

ЛИВАНОВ.png

В ростовский ТЮЗ пришла телеграмма с «Мосфильма», и Юрий Иванович Еремин, который тогда был худруком, отпустил меня, хотя в театре я был очень плотно занят. Это была главная роль в фильме Андрея Малюкова «Безответная любовь». В фильме моего брата играл Леонид Марков, мы оба были влюблены в героиню Инны Макаровой. Отношения с мэтрами были самые трогательные, некоторых из них уже нет, а вот с Сергеем Петровичем Никоненко мы работаем вместе и встречаемся часто. В такой звездной компании, мне тогда было 26 лет, трудно было по-настоящему раскрыться, но они научили меня главному: такту и уважению, как себя вести на съемочной площадке, оберегая друг друга. Это очень важный момент, который, к сожалению, сегодня почти утрачен... Фильм не был для меня знаковым, но спустя 25 лет тот же режиссер пригласил меня на главную роль в «Империю под ударом». После «Безответной любви» появились другие предложения — я поверил, что есть будущее. Когда ты работаешь... в замечательном городе, таком как Ростов, но тебя не видят, тебя не знают, то возникает ощущение замкнутости, что на этом вся твоя жизнь заканчивается. А с первым фильмом появилась перспектива, вера в то, что за этим пригорком будет высоченная скала, на которую предстоит взбираться. Так оно и случилось.

«Безответная любовь», «Мосфильм», 1979 год

Режиссер Андрей Малюков

Фильм, поставленный по мотивам рассказов М. Горького и воспоминаниям русских актеров, рассказывает о драматической судьбе провинциальной актрисы Ларисы Добрыниной, не успевшей реализовать свой талант. Гибель друга, предательство возлюбленного, неудачи на сцене и болезнь сердца стали причиной ее преждевременной смерти.


Георгий Мартиросьян

актер театра «Школа современной пьесы»

МАРТИРОСЬЯН.jpg

В ростовском ТЮЗе я переиграл массу ролей, в основном главных. Сразу как после армии пришел — так и пошло-поехало. А в кино впервые меня пригласили, когда мне было 24 года. Съемки проходили где-то под Ростовом — то ли в Шахтах, то ли в Новочеркасске. Помню, на меня огромное впечатление произвела сама обстановка съемок: приехало огромное количество людей, положили рельсы какие-то, достали осветительные приборы и камеру, при виде которой я немел. Весь сюжет крутился вокруг главного героя — генерала, которого играл Игорь Ледогоров, а я был его адъютантом. Настоящая популярность пришла только после «Пиратов XX века»: матроса Клюева я сыграл. Вот тогда, что называется, проснулся знаменитым. Первый советский боевик все-таки, он до сих пор в списке фильмов, которые посмотрело наибольшее количество зрителей — больше 80 миллионов. Трюков было много, драк, но сам я в кадре ничего не исполнял. А вот в «Гении» пришлось прыгать с третьего этажа, потому что режиссер попросил. Падал, конечно, на коробки, но мертвым телом, убедительно так получилось.

«Товарищ генерал», «Мосфильм», 1973 год

Режиссер Теодор Вульфович

1941 год. Армия командарма Капитонова принимает на себя удар немецких войск, рвущихся к Ростову. Хорошо зная тактику немецкого генерала Лейнца, Капитонов блестяще проводит операцию, вошедшую в историю войны под названием Дьяковской обороны.


Владислав Ветров

актер театра «Современник»

ВЕТРОВ.jpg

В Таганроге я со школьной скамьи играл в инсценировках по Чехову, в 10-м классе целиком случилась роль — в народном театре ставили «Женитьбу Белугина» Островского и мне дали заглавную роль, самого Андрея Белугина. Естественно, не по возрасту, не по уму, не по положению, но хотелось, и роль дали запросто: это ж самодеятельность, люди в отношении интриг — девственные.

В кино первая роль — замечательная. Я был деревенским водителем в фильме «Скакал казак через долину», который возил продавать хлеб на корм свиньям. Буханками. Обесценивал ресурс. Негодяй, в общем, вредитель. Я привозил этот хлеб, меня Гостюхин пару раз толкал в споре, мы препирались с Кашинцевым, почем торговать, вот, собственно, и вся роль. Все мои слова: «Четыре червонца» или «Два червонца». Торговались мы.

Гостюхин тогда не был звездой. «Я выбираю сценарий» — это тогда только начиналось. Больше всех мне помог Игорь Константинович Кашинцев: я не предполагал, что кино — это так долго, поэтому перегорел раньше времени. А он мне говорил: «Ты расслабься, а к кадру будь готов. Не ходи все время, не проигрывай одно и то же», знаете, как это обычно у артистов бывает перед сценой.

Мне тогда только 22 года было. Друзья и родные мной, конечно, гордились. А я, когда посмотрел на себя на экране, подумал: «Недоразумение какое-то».

Начинающим актерам посоветую вот что: не поступайте в театральное училище. Нельзя, конечно, так говорить, обидятся педагоги. Но советую не доверять посторонним. Организм сам все точно знает, если он Богом расположен к этой профессии.

«Скакал казак через долину», «Мосфильм», 1986 год

Режиссер Виталий Кольцов

Старший механик крупного сухогруза Валентин Кравчук привозит на Кубань к тетке Евдокии сына, чтобы с женой отправиться на юг. Но поспорив с односельчанами, что сумеет намолотить двести тонн хлеба, Валентин не отказывается от своих слов и остается на уборочной...

Читайте также:


Текст:
Ольга Майдельман, Лиза Борзенко
Фото:
Ира Андрющенко
Источник:
«Кто Главный.» № 20
13/04/2020 10:31:00
0
Перейти в архив