Меня называют донским художником, хотя к категории художников я вряд ли отношусь. Я больше иллюстратор, карикатурист. Мне платят за то, что я рисую карикатуры. Но у меня есть принцип: каждый год я что-нибудь посвящаю Beatles — будь то книга, выставка, комикс или просто картина для души. А сейчас пошла целая серия юбилеев: что ни год, то пятидесятилетие. В прошлом году было 50 лет альбому Yellow Submarine («Желтая подводная лодка»). Я не мог пройти мимо такого события. Искал спонсоров, ждал, смотрю, время поджимает. В конце концов, спонсор нашелся. Есть у меня друг Руслан Мансуров. Он — любитель Beatles, бизнесмен. Проводит в Москве концерты, посвященные дням рождения Джона Леннона, Джорджа Харрисона. Он меня поддержал. И материально, и морально.
— Откуда вы родом?
— Я — сын военного. Родился на Дальнем Востоке. Школу оканчивал в Белоруссии, служил на Урале, потом попал в Узбекистан, затем — на Украину, мои родители и сейчас живут там. Последние шесть лет я вместе с семьей живу в Ростове.
— Вы назвали себя комикс-мейкером и карикатуристом. А где сейчас востребованы эти профессии?
— В 2014 году карикатуры были одной из форм политической борьбы. Открылось много пабликов, я принимал в них активное участие. Клеймил позором «бандеровскую власть». Но потом это движение пошло на спад. Я работаю в области финансовых карикатур, военно-политических, я же в прошлом военный. В свободное время делаю наброски, мечтаю создать вторую часть Yellow Submarine — сначала продолжение комикса, а потом и, возможно, мультфильма. Сейчас из битлов в живых осталось только двое, и возникла идея: а что если Пол Маккартни и Ринго Старр вернутся, скажем, в 80-й год, когда были живы Леннон и Харрисон? И все они полным составом начали бы опять путешествовать и спасать мир. Ведь главный посыл мультфильма «Желтая подводная лодка» — «все, что нам нужно, — это любовь». Это всегда актуально. Опять мир нуждается в желтой подводной лодке. Помните, там по сюжету синие злюки решили закрасить прекрасный яркий мир серыми цветами, заморозить жителей Пэпперленда? Битлы своими песнями растопили этот лед, добавили красок, и мир опять стал ярким и красивым.
— А у вас есть пластинка Yellow Submarine?
— Я специально выписал оригинал из Канады — мне нужна была обложка с оригинальными цветами. У меня в военном училище был друг, поклонник Лумумбы. Когда у него появилась книжечка Патриса Лумумбы (первый премьер-министр Демократической Республики Конго после провозглашения ее независимости, поэт и один из символов борьбы народов Африки за независимость. — «Главный»), он ходил и целовал ее. Когда мне пришла эта пластинка, целую неделю я тоже ходил и целовал ее.
— Вы говорите, что каждый год устраиваете проекты, посвященные Beatles. Какие были еще проекты?
— Из грандиозных можно отметить книгу «Beatles-терапия». Когда я жил в Узбекистане, познакомился с доктором Назаровым. У Алексея Константиновича был свой медицинский центр, и он решил написать книгу о лечении остеохондроза, о позвонках, межпозвонковых грыжах. У него возникла идея: битлы от усталости перекосились, и он их лечит. Типа они попали в Узбекистан, в Среднюю Азию во времена Ибн-Сины. Шея болит? Доктор опускается к битлам на воздушном шарике и начинает лечить массажем. Мы делали эту книгу год. Узбекские журналисты написали, что получился бестселлер узбекской беллетристики. Тот период был для меня очень счастливым. Доктор ездил в командировки по всему Узбекистану: Хива, Бухара, Фергана, Самарканд. И я вместе с ним. Книга вышла тиражом 1 000 экземпляров, потом дополнительно допечатывали. Это было подарочное издание. Меладзе, «Мумий Тролль», Шуфутинский — всем им Назаров дарил эту книгу. Чем этот период был счастливым? Я рисовал Beatles, слушал Beatles, и мне за это платили деньги. Это был кайф... В Узбекистане я помогал в создании Beatles-кафе. 3 кафе на моей совести. Для доктора Назарова я сделал огромное количество комиксов — он коллекционер. Рисовал еще старым дедовским способом, без компьютерной графики. Делал ему Ленноновскую комнату. Есть Ленинские комнаты, а я сделал Ленноновскую. Я же замполит, политическое училище оканчивал. Сделал стенды о его музыкальном пути, о женитьбе. В 2012–2014 годах была выставка «Джон Леннон — человек мира». Я нарисовал Джона Леннона на флагах различных стран с надписью: «Представь себе мир» на языке соответствующей страны. По Украине поездила выставка, еще до этих событий. Выставлялась в Таганроге, в Москве. Потом у меня был проект комикса по фильму «Help» («На помощь»). Битломаны заказывали мне картины. В декабре-январе сделал в Ростове выставку под названием «Beatles-погружение». 13 картин по мотивам обложек 13 альбомов Beatles. Я их перерисовал в стиле «Желтой подводной лодки». Появилась такая яркая выставочка... Я долго думал, как назвать мое увлечение Beatles. Хобби — это не то. Это нечто большее. Потом я понял, что это мое призвание. Предназначение.
— Вы знакомы с другими битломанами? С Колей Васиным, например?
— Я до сих пор в шоке. Почему такой человек, как Коля, который так любил Beatles, так бездарно закончил свою жизнь (28 августа 2018 года Васин оставил записку о «невозможности жить в стране, где никто не поддерживает дело храма Джона Леннона». — «Главный»). Я видел по телевидению сюжет: батюшка отпевал его и сказал такие замечательные слова о Beatles. Смысл такой: время Beatles ушло, но осталось то, что сделало это явление бессмертным. Коля Васин открыл в себе эту силу, и люди заряжались от него энергией, которую он открыл в себе. Батюшка сказал, что мы должны продолжить дело Beatles. И эта выставка — в известном смысле ответ на тот трагический инцидент. На презентацию в Ростове пришли старые битломаны, попели песни. Я доволен. Пусть людей было не много. Я считаю, что если хотя бы один человек пришел домой и поставил музыку Beatles, то моя цель выполнена. Я встречался с самарскими битломанами — мощное движение, они журналы выпускают. Питерское движение очень сильное. У нас в Ростове есть кафе «Эбби-роуд», коллектив «Фазер Маккензи» (Father McKenzie дважды представляла Россию на фестивале International BeatleWeek в Ливерпуле. — «Главный»). Дибров хотел поставить памятник Beatles. Но общественность взбунтовалась — какие могут быть памятники англосаксам? А вот Фидель Кастро поставил памятник Джону Леннону. Ни Горбачеву, ни Че Геваре. Это о чем говорит? Сейчас я понял, что «Желтая подводная лодка» — самый главный антивоенный фильм. Если бы его изучали в школах, мир, может быть, стал бы добрее. Кто-то в комментариях мне написал: «Знаете же, что Beatles спасли нас от третьей мировой войны?» Это вот вдохновляет, значит, я на правильном пути.
— Как же вы из военного стали художником?
— Я еще в школе рисовал карикатуры, делал «комсомольский прожектор». За что по шее получал после школы. Тяга к карикатуре у меня была. Отец мне говорил: «Что ты дурачков своих рисуешь?» А я ему говорю: «Ты знаешь, меня кормят эти дурачки». А вот армия, в которую я пошел из-за отца, меня не стала кормить. Жена говорит: «Ну куда ты деньги тратишь, надо на детей, на образование». Но моим детям Beatles помогли. Сейчас мой старший пошел на контракт, служит в военном оркестре в Питере. В Ростове он поступал в музыкальный колледж, приехал в августе, места уже распределены, преподаватель послушал, и, видно, сын не произвел на него особого впечатления. Преподаватель спрашивает: «Что еще можешь?» — «Beatles могу». Преподаватель оживился. Сын сыграл «Когда мне будет 64». Преподаватель позвонил куда надо, сказал, что моего сына надо обязательно взять, и его приняли в музыкальный колледж. Он его окончил в этом году.
— Сколько лет вы прослужили?
— 13 лет. С учебой в училище. Я был офицером-политработником, заместителем командира по политической части. Окончил Курганское высшее военное авиационное политическое училище. Это наземная авиация. Потом меня направили в Туркестанский военный округ, затем все это распалось, мы автоматически стали военнослужащими Узбекистана. Моя профессия свое отжила. К тому же в душе я всегда был пацифистом. К войне себя не готовил. А нам говорили: в воинских частях вы никогда не увидите плакаты «За мир».
— Что вы планируете в этом году?
— Я решил сменить направление. Надо немного отдохнуть от Beatles. Подумал, что следующую работу посвящу Pink Floyd, альбому «Стена». В ноябре будет 40 лет альбому. В музее изобразительных искусств мне сказали, что отдают июнь под выставку. На этот раз я решил сделать не просто картину, а инсталляцию. Панорамно-диорамную. Там будет летящий самолет, будет сидеть гуманоид, будет большая кукла учителя, обязательно — ходячие молотки. Хочу сделать реальный блиндаж. Канистра от бензина и три армейских ящика уже есть. После армии я работал дизайнером интерьеров, так что представляю, как все это сделать.