— В КОНЦЕ 80-Х В БЕЛОЙ КАЛИТВЕ БЫЛ САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ РОК-КЛУБ В СССР — 6 ГРУПП.
— В БЕЛОЙ КАЛИТВЕ БЫЛА СНЯТА СОВЕТСКАЯ МИСТИЧЕСКАЯ ДРАМА — «ДИНА» (РЕЖИССЕР ФЕДОР ПЕТРУХИН, 1991 ГОД). ГЛАВНЫЕ РОЛИ ИСПОЛНИЛИ: ТАТЬЯНА СКОРОХОДОВА, ИННОКЕНТИЙ СМОКТУНОВСКИЙ, МАЙЯ БУЛГАКОВА,ОЛЕГ ЦАРЕВ, АРИСТАРХ ЛИВАНОВ, СВЕТЛАНА ТОМА.
— В ПРОШЛОМ ГОДУ НА КАЯЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ СОБИРАЛСЯ ПРИЕХАТЬ ЭМИР КУСТУРИЦА. ЕГО ЖДАЛИ, НО ОН НЕ ПРИЕХАЛ.
— В БЕЛОЙ КАЛИТВЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ ЛЕТНИХ КАФЕ — ПИТЬ И ЕСТЬ НА УЛИЦЕ ЗДЕСЬ НЕ ПРИНЯТО.
— ЧЕРЕЗ БЕЛУЮ КАЛИТВУ ПРОХОДИТ ПОЕЗД САРАТОВ — ВАРНА. СТОЯНКА — 2 МИНУТЫ.
— В БЕЛОЙ КАЛИТВЕ ОДИН КИНОТЕАТР НА 20 МЕСТ. НО О НЕМ НЕ ВСЕ ЗНАЮТ. ТЕАТРОВ НЕТ, НО ЕСТЬ НЕБОЛЬШОЙ ЗООПАРК, ИППОДРОМ И ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА.
№ 1. ПОТОМКИ СТАРООБРЯДЦЕВ.
Хотя официальной датой основания Белой Калитвы считается 1703 год, первые русские переселенцы — старообрядцы — на Северском Донце появились еще в 1675 году. Особенно много их было в районе нынешней Белой Калитвы. В 1683 году на Дон пришла вторая волна старообрядцев.
В 1700 году Петр Первый приказывает переселить верховых казаков, живших по Хопру и Медведице, по двум азовским дорогам: одних — до Валуйки, других — по урочищам и речкам Кундрючьей, Лихой, Северскому Донцу, Каменке, Белой и Черной Калитве, Березовой, Тихой и Грязной...
Надо сказать, что первое «официальное» казачье поселение на месте нынешнего города появилось по указу Петра I. Те, что появлялись не по указу, в 1705 году Петр решил снести, а заодно выселить из этих мест староверов, сеявших, по мнению царя, смуту. Беглых крестьян Петр I также потребовал вернуть на места постоянного проживания или отправить на каторгу (каждого десятого). Зачинщиков сопротивления царь приказал сажать на кол.
Еще одна деталь, характеризующая национальный состав районного населения: в 1775 году казаки ликвидированной Екатериной Второй Запорожской Сечи бегут на Дон, в частности в Усть-Белокалитвинскую.
Местные власти препятствуют переселению — войсковая грамота запрещает выдавать за иногородних казачьих вдов и дочерей, а самим донским казакам — жениться на беглянках. Но запорожцев эти запреты не останавливают — переселение продолжается. В общем, в XVIII веке Дон был не лучшим местом для спокойной размеренной жизни. Голод, репрессии, восстания.
По данным за 1878 год, в Усть-Белокалитвинском юрте проживает 8846 православных, 5113 старообрядцев, 142 потомственных дворянина, 96 личных, 36 представителей духовенства. 13386 — члены казачьих семей. Иногородних — 299 человек. В общем, еще с XVII века эти места — прибежище религиозного инакомыслия. И сейчас здесь есть старообрядческая церковь. До начала 90-х в Белой Калитве было много молокан, баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, иеговистов.
Есть и каменный православный Введенский храм, он стоит на Майдане (в недалеком прошлом — площадь имени Ленина). Храм — одно из двух каменных строений города, имеющих более чем столетнюю историю. В городе всего 27 жилых домов, построенных до 1918 года.
В советское время в здании Введенского храма был Дом пионеров, при этом фрески не были уничтожены, так что пионеры могли изучать жития святых, не снимая, так сказать, красного галстука с шеи.
После окончания Гражданской войны Белая Калитва вошла в Шахтинский округ Донецкой губернии Украины. В 1924 году Белокалитвинский район вошел в состав Юго-Восточной области РСФСР, в 1925 — в Северо-Кавказский край с центром в Ростове, потом в Шахтинский угольный район, затем (в 1934-м) в Азово-Черноморский край.
С 1937 году район — часть Ростовской области, этой частью он является и до наших дней — с перерывом на 1954–1957 годы, когда Белая Калитва входила в недолго просуществовавшую Каменскую область (центр — Шахты). Любили в те годы менять административное деление.
Про Белую Калитву в годы Великой Отечественной можно написать отдельную книгу — в 1943 году район становится одним из участков Сталинградской битвы. Здесь шли ожесточенные бои, погибло много людей, до наших дней сохранились развалины дотов. Каждое 9 мая в Белую Калитву приезжает делегация из Туркмении — 19 января 1943 года 30 солдат под командованием лейтенанта Аннаклыча Атаева повторили подвиг панфиловцев. Атаеву было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Из малоизвестных штрихов — на склоне Караул-горы немцы разместили два лагеря — один для военнопленных, другой — для эвакуированных из-под Сталинграда местных жителей.
№ 2. КНЯЗЬ ИГОРЬ.
В 1970 году на Караул-горе в Белой Калитве был установлен любопытный памятник — «Воинам Игоревой рати». Памятник представляет из себя 17-тонную глыбу диабаза, привезенную из Карелии.
Установке памятника предшествовало строительство телебашни. Именно при ее строительстве и были найдены артефакты, позволившие ряду ученых утверждать, что именно здесь в 1185 году и происходила битва между киевским князем и половцами.
Так, например, исследователь В.И. Стрелецкий полагал, что описанная в «Слове о полку Игореве» Каяла — это река Калитва.
Надо сказать, что версий, где же была легендарная Каяла, порядка 200. Существует версия, что такой реки, как и Стикса или Леты, вообще никогда не было, что это абстрактное понятие, от слова «каяться». Только в Ростовской области по крайней мере еще три места претендуют на звание «настоящей Каялы»: реки Быстрая, Кагальник, район Матвеева Кургана.
Но только белокалитвенцам удалось убедить общественность, что битва была именно в их районе: с конца 90-х здесь регулярно проводятся так называемые «каяльские чтения». В этом году их впервые провели как раз на Караул-горе рядом с памятником Игоревой рати. Видимо, в связи с этим и без того черный диабаз еще и покрасили черной краской.
С Караул-горы (104,8 метра над уровнем моря) открывается прекрасный вид на город, который напоминает стрелу, ограниченную двумя реками — Белой Калитвой и Северским Донцом. Есть еще и река Лихая, но ее с Карул-горы не увидишь. Зато можно увидеть крупнейший в Ростовской области элеватор.
№ 3. АВИЛОВЫ ГОРЫ.
В Белой Калитве много точек, с которых можно осмотреть город, — правобережье Северского Донца находится на высоте в среднем до 120 метров над уровнем моря. Самая высокая точка — гора Пирамидальная — 148,8 метра.
Если вы остановитесь на ночлег в гостинице «Интурист» (построенна к Олимпийским играм 1980 года), то из ваших окон откроется следующий вид: река Калитва, с живописно поросшими зеленью берегами, и скалы. Скалы называются Авиловыми горами. По легенде, во времена Петра I в этих горах, в пещере над рекой (пещера сохранилась), в течение 20 лет проживал монахстарообрядец Авила, экстрасенс и народный целитель.
Авиловы горы — это отрезок Донецкого кряжа.
Кряж иногда называют самыми старыми горами на Земле. Это преувеличение, но эти «смятые» палеозойские породы действительно образовались порядка 300 миллионов лет назад. Ученые определяют рельеф этой местности как гористое плато. Это, помимо всего прочего, говорит о том, что строительство в этих местах надо вести как в горной местности.
В настоящее время Донецкий кряж поднимается на 1–3 мм в год. Местные жители часто находят здесь красивые окаменелости — растений, ракушек или рыб и называют эти места донской Швейцарией.
№4. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД.
Впервые уголь в Донбассе (на реке Кундрючьей) нашел Григорий Григорьевич Капустин. И было это в 1821 году. Григорий отослал образцы найденного им угля в Москву. А уже в 1827 в Белокалитвинском юрте началась добыча угля открытым способом.
К 1917 году благополучие станицы Усть-Белокалитвинской строится на угле и зерне. Появляются первые автомобили, первый кинематограф.
Уголь и три реки сыграли главную роль при выборе места, где будет строиться металлургический завод. Плюс наличие железной дороги, бывшей Царицынской.
Решение о строительстве в Белой Калитве Юго-Восточного завода по обработке легких сплавов «для обеспечения металлом авиационной промышленности страны» принято в 1939 году, а построили его в 1954-м. Но, кстати, уголь заводу не понадобился — завод стал работать на газе.
С тех пор именно металлурги и алюминиевый прокат стали определять жизнь в Белой Калитве, в 1958 году получившей статус города.
В 1969 году в Белой Калитве появляется свой аэропорт (можно долететь до Ростова, Шахт, Москвы, Луганска, Симферополя), по Донцу ходят суда на подводных крыльях и баржи.
Сейчас ничего этого нет: самолеты сюда не летают, а Северский Донец больше не судоходен.
В 1971 году в Белой Калитве появляется первая в области (не считая Ростова) девятиэтажка. Белая Калитва становится настоящим городом, здесь даже планируют проложить троллейбусную линию (но что-то не сложилось).
Пацаны из новостроек регулярно дерутся с пацанами из старого города, место битвы — танцплощадка. В новом городе живут «понаехавшие», в старом — потомки казаков-старообрядцев. И те, и другие любят кататься на лифте единственной девятиэтажки. Жильцы «высотки» гоняют любителей бесплатных аттракционов.
С заводом, на котором в советские времена работало порядка десяти тысяч человек, связана почти каждая семья 40-тысячного города.
Перестройку Белая Калитва пережила. Пусть с потерями, но пережила. Сейчас на металлургическом заводе, с середины 2000-х принадлежащем американской компании «Алкоа», работает чуть меньше 2 тысяч человек. Работники завода регулярно , дважды в месяц, получают зарплату (порядка 15 тысяч рублей).
В Белой Калитве есть еще около десятка маленьких металлургических производств, так что специалист-металлург в этих краях не пропадет. А вот шахтерам здесь больше нечего делать — в районе работают всего две шахты. В лучшие времена в Белокалитвинском районе было 15 шахт.
В общем, сегодня Белая Калитва — родина всего алюминиевого: от банок для кока-колы, посуды (кстати, завод первым еще в СССР освоил выпуск тефлонированой посуды), рулонов, труб, профилей, плит, листов.
Частичка Белой Калитвы есть и в обшивке Airbus. Но 70 процентов продукции — это российская оборонка. Аlcoa входит в пятерку крупнейших налогоплательщиков области.
№ 5. ШАХМАТЫ И КАНОЭ.
Своими спортивными достижениями — а их немало, город обязан металлургическому заводу.
Завод построил стадион, дворец спорта, шахматный клуб, куда приглашали известных шахматистов — Таля, Каспарова... Сейчас все спортивные сооружения на городском балансе.
Когда-то здесь гремела заводская футбольная команда «Калитва». Она играла в союзной второй лиге, дважды выигрывала чемпионат СССР среди команд производственных коллективов.
На стадионе в 70-е — 80-е собиралось до 15 тысяч зрителей.
Рассматривалась возможность участия «Калитвы» в первой лиге. Но в Волгодонске был какой-то юбилей, и в первой лиге появилась команда с Атоммаша.
Сейчас «Калитва» играет в общеобластных соревнованиях. На сегодняшний момент самая известная местная спортсменка — обладательница лондонского «золота» Анна Чичерова. Вообще-то она родилась (в 1982 году) в Ереване, но в начале 90-х вместе с семьей перебралась в Белую Калитву. Аня занималась прыжками в высоту с семилетнего возраста — тренером был ее отец, в прошлом известный прыгун в высоту. В Белой Калитве Владимир Чичеров оставил тренерскую работу и был вынужден зарабатывать на жизнь рабочим железнодорожного вокзала.
В 17-летнем возрасте Анна отправилась в Москву и поступила в Академию физической культуры... Ну и пошло, и поехало...
В Белой Калитве в 1982 году родился Адамов Роман Станиславович — нападающий «Ростова» и сборной России.
Отсюда родом и хорошо известный ростовчанам Сергей Балахнин (1959) — советский и российский футболист, российский тренер. Белая Калитва и сейчас центр лодочного спорта. А первые лодки в 60-х подарили восточные немцы, которые частенько приезжали в Белую Калитву перенимать опыт. В знак благодарности они передали городу несколько десятков лодок, так называемых «гэдээровок».
В 1969 году в Белую Калитву пригласили тренера по гребле на байдарках и каноэ Виктора Осипова...
№ 6. ТАНК ЗА 4,5 МИЛЛИОНА.
За последние пару лет Белая Калитва дважды была в центре внимания российских СМИ.
В октябре 2011 года заместитель главы администрации Белокалитвинского района Иван Бойченко был задержан по обвинению в попытке продать за 4,5 миллиона танк, стоявший в качестве памятника у входа в Белокалитвинский казачий кадетский корпус. Шуму было много, Бойченко оштрафовали на 550 тысяч рублей. Ну, а 9 мая 2013 года в 1 час 40 минут при приеме на 1-й главный путь станции Белая Калитва Ростовского региона грузового поезда допущен сход с рельсов локомотива и 51 вагона, с последующим возгоранием семи и детонацией одной цистерны с газом пропаном. Пострадавших — 52 человека. С места ЧП сразу же эвакуировали около 3000 человек.
Рвануло так, что фрагменты вагонов долетели до 6 этажа расположенной неподалеку 9-этажки.