СЕМЬ ЧУДЕС ЧАЛТЫРЯ.

Текст:
СЕРГЕЙ МЕДВЕДЕВ. ФОТО ЮЛИЯ БЫКОВА.
Источник:
«Кто Главный.» № 98
0

№ 1. ИЗ КРЫМА В ЧАЛТЫРЬ. 

Донские армяне считают себя потомками жителей города Ани — столицы средневековой Армении. На гербе Мясниковского района — барс, как и на гербе Ани. Сейчас древняя столица находится на территории Турции (Россия передала город по условиям Брестского мира, Турция была союзницей Германии в Первой мировой войне). В 1236 году из-за нашествия монголо-татар армяне покинули город и переселились в район нынешней Астрахани. Однако жизнь там не задалась, и в 1330 году предки донских армян перебрались в Крым. Рядом с городом Ани находится озеро Чалдыр («блестящая вода»). В его честь и назван Чалтырь. Есть такая версия. История переселения армян из Крыма на Дон покрыта мраком. Наверняка можно сказать, что армяне появились здесь в 1779 году. Зачем армяне покинули Крым? На сей счет существует несколько точек зрения. Первая точка зрения — Екатерина Вторая спасала христиан от возможного геноцида со стороны мусульманского населения Крыма — к тому времени, между прочим, независимого государства, во главе которого находился хан Шагин-Гирей, российский ставленник. По этой версии, переселение — превентивная мера. Вторая версия — переселив христиан (а кроме армян переселились и греки), Екатерина ослабила Крым, убрав с полуострова основных налогоплательщиков ханства (не враждебного в тот момент России). Зачем надо было ослаблять Крым? Непонятно. Третья версия — Екатерина хотела заселить малолюдные территории Приазовья трудолюбивыми людьми — армянами и греками. Лично мне эта версия кажется наиболее похожей на правду. Екатерина уговорила на переселение армянское духовенство. Этого было достаточно. Слухи о переселении дошли до хана. Ему эта идея очень не понравилась. Он потребовал разъяснений от российского правительства, лично от А.В. Суворова. Официальные ответы гласили о том, что эта акция проводится по просьбе христианского населения Крыма. Из Крыма выехали 12598 армян, треть из них погибли в дороге: сначала переселенцы отправились в район Екатеринославля, но там все места были заняты. К тому же повозок царское правительство выделило вдвое меньше обещанного — три тысячи вместо шести. Армянские караваны по дороге грабили местные жители. Да и в путь переселенцы отправились в зиму. Дорог, между прочим, тоже не было. До сих пор у жителей Чалтыря существует присказка — «божья коровка, божья коровка, покажи дорогу в Крым». Так говорят дети, когда поймают эту самую божью коровку. Заведующая чалтырским этнографическим музеем Анаит Даглдиян рассказала, что когда была маленькой, повторяла присказку про Крым, не понимая, о чем идет речь. Крым для армян стал символом утраченного рая. В 1779 году Екатерина II оформила дарственную на 86 тысяч десятин земли вблизи крепости Димитрия Ростовского. Городские армяне основали город Нор-Нахичеван, сельские — пять сел. Дома строили по крымскому образцу. Путешественников, проезжавших мимо армянских поселков, удивляла трезвость местных жителей. Чалтырь — самое крупное на сегодняшний день армянское село на Дону. Население — 18 тысяч человек, 56 процентов — армяне. Сейчас здесь живет уже 10 поколение переселенцев из Крыма. 

№ 2. ПШЕНИЦА И ИНТЕРНЕТ. 
Много чем занимались чалтырцы за последние двести с лишним лет — выращивали виноград и шелковицу, разводили овец, выпускали туалетную бумагу. Но славу по- селку принесла пшеница — «чалтырка». Как считают в Чалтыре, зерна этой пшеницы армяне возили за собой с тех пор, как покинули Ани. По словам Анаит Даглдиян, из года в год женщины садились в круг и отбирали самые крепкие и крупные зерна этого сорта. Таким образом получалась пшеница, макси- мально адаптированная к местным условиям. В 1880 году в Москве на сельскохозяйственной выставке «чалтырка» получила золо- тую медаль. В 1908 году на международной выставке в Милане «чалтырка» была удо- стоена двух золотых медалей. Армянской твердой яровой пшенице отдавали предпочтение импортеры из Франции и Италии. Но в годы Великой Отечественной войны сорт «чалтырка» был полностью утрачен. Казалось, что навсегда. Однако в конце 2005 года начальник контрольно-семенной инспекции Капрел Джинибалаян нашел упоминание о «чалтырке» в Интернете. Оказалось, что этой пшеницей в свое время занимался генетик и селекционер Николай Вавилов, и образцы «чалтырки» хранятся в «Кубанском генетическом банке семян». Администрация Мясниковского района обратилась с письмом в Научно-исследовательский институт растениеводства имени Вавилова: «...воздавая дань благодарности и уважения нашим предкам, и для сохранения этого сорта для будущих поколений, убедительно просим вас из имеющегося вашего фонда, по возможности, выделить семена сорта пшеницы «Чалтырка» для размножения на селекционной станции и в дальнейшем возделывания этого сорта у нас в Мясниковском районе». В конце концов, мясниковским хлеборобам выдали в Краснодаре жменю «чалтырки». Сейчас «чалтыркой» занято отдельное поле — нужно следить, чтобы оно не опылялось другими сортами. Древней пшеницей занимается колхоз имени Мясникяна. Колхозы, сохранившиеся с советских времен, — еще одна изюминка Чалтыря. Кстати, до наших дней сохранилась и паровая мельница Калуста Дзрияна 1908 года постройки. Правда, сейчас она не работает. В этнографическом музее можно увидеть модель (когда-то она была действующей) ветряной мельницы оригинальной конструкции — она поворачивалась вокруг оси в зависимости от направления ветра, внутри мельницы был стержень. Когда в Чалтыре на смену деревянным мельницам пришли каменные — у них поворачивалась верхушка с лопастями. Как в конце XVI века в Нидерландах. Лично меня больше мельниц в музее поразила детская деревянная качалка. Не знаю, есть ли аналоги. В дне качалки — отверстие. Под отверстием закреплялся горшок. Чтобы ребенок не промахнулся, использовались специальные деревянные трубочки: для мальчиков потолще, для девочек — потоньше. Такая своеобразная замена памперсам. 

№ 3. ЧЕХОВ. 
В рассказе «Красавицы» Чехов пишет: «Я увидел обворожительные черты прекраснейшего из лиц, какие когда-либо встречались мне наяву и чудились во сне. Передо мной стояла красавица, я понял это с первого взгляда, как понимаю молнию». В рассказе Чехов описывает, как он с дедом Павлом Егоровичем путешествовал из Таганрога в Ростов. Правда, останавливался он не в Чалтыре, а в соседних Больших Салах. Но все равно — это нынешний Мясниковский район. Местные краеведы выяснили, что 16-летний Антон был поражен красотою Марты Киприян, 1862 года рождения. Было это в 1876 году. Старожилы вспомнили, что сама Марта читала рассказ «Красавицы», и, по ее словам, она хорошо запомнила Павла Егоровича, а вот внук в памяти не отложился. 

№ 4. МЯСНИКЯН. 
Район назван в честь Александра Мясникяна. Был такой революционер, юрист и публицист, соратник Ленина. С 1922 года Мясникян — председатель Союзного Совета Закавказской республики, затем 1-й секретарь Закавказского краевого комитета РКП(б). Одновременно был редактором газеты «Заря Востока», член РВС СССР, член Президиума ЦИК СССР. На 12-м и 13-м съездах избирался кандидатом в члены ЦК РКП(б). В 1925 году Мясникян погиб в авиакатастрофе. Говорят, что гибель его была не случайной, Мясникяна не любил Сталин. Как бы то ни было, район, который первоначально назывался просто и без затей Армянским, получил имя Мясникяна (в русской версиии — Мясникова). Удивительный факт — до войны делопроизводство в районе велось на армянском языке. Даже комсомольские билеты были на армянском. 

№ 5. ГЕРОИ ЧАЛТЫРЯ. 
Героев Советского Союза среди уроженцев Чалтыря нет. Зато есть Герой России. Но это звание Сурен Абрамович Тащиян (1919 — 1943) получил за подвиги, совершенные во время Великой Отечественной войны, в боях, между прочим, за Крым. В марте 1943 года Тащиян был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза. К тому времени на его счету было 7 сбитых бомбардировщиков, не считая других самолетов. Но был награжден вторым орденом Красного Знамени. «25 сентября 1943 года в воздушном бою над Керченским проливом старший лейтенант Тащиян одержал свою 12-ю победу, но и сам был сбит и погиб. К этому времени гвардии лейтенант Тащиян совершил 375 боевых вылетов, провел 31 воздушный бой. По количеству сбитых самолетов Тащиян заслуживал звания Героя Советского Союза. Но почему-то так и не получил. Ни при жизни, ни посмертно. Более тридцти лет земляки Тащияна добивались справедливости. И добились. Указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 16 февраля 1996 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов года Сурену Абрамовичу Тащияну присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно». 

№ 6. АВАНГАРДИСТЫ. 
По словам ростовского искусствоведа Валерия Рязанова, чалтырских художников хватило бы на небольшую европейскую страну. Здесь их порядка 30. Любопытно, что многие из них авангардисты. Тут надо упомянуть, что Чалтырь — родина одного из отцов-основателей армянского абстракционизма Сейрана Хатламаджяна (1937–1994). Видимо, что-то есть в здешней природе и людях, рождающее необычный взгляд на окружающий мир. Когда в 1988 году донские радикальные художники устроили свою первую выставку (Таганрог, ДК «Прибой»), то по географическому признаку они делились на три категории: ростовские, таганрогские и чалтырские. Большое количество рисующих — заслуга Тараса Барашьяна. Он сам мечтал стать художником, окончил Грековское училище в Ростове, но из Чалтыря не уехал, остался работать учителем рисования и черчения. Барашьян собственно и привил юным жителям Чалтыря любовь к живописи. 

№ 7. УЛИЦЫ И ШАШЛЫК. 
Название чалтырских улиц можно разделить на три основных типа. Во-первых, это улицы, названные в честь известных армян. Сарьян, Микоян, Шаумян, Мясникян, Патканян, Тащиян... Во-вторых, это линии, как в Нахичевани — от Первой до Восемнадцатой. Третий тип — чисто советские названия. Имени Ленина, Советская, Социалистическая, Пролетарская... Главная по своему значению улица в Чалтыре из этой серии — Красноармейская. Это особенная улица, здесь расположено большинство знаменитых чалтырских шашлычных. Раньше по этой улице проходила трасса Ростов — Таганрог и проехать мимо всех этих кафе было просто невозможно. Однако несколько лет назад трасса пошла в обход Чалтыря, что, конечно, сказалось, на наполняемости шашлычных. Хотя, как нас уверяли в одном из кафе, не слишком сильно, все равно люди приезжают из Ростова. Чтобы погулять от души. С битьем посуды. В одном из кафе мы даже нашли соответствующий прейскурант: ваза для цветов — 500 рублей, графин для сока — 200 рублей, чайник — 500 рублей, тарелка глубокая — 250 рублей, рюмка — 60 рублей, вилка или нож — 250 рублей. Не представляю, как можно разбить вилку или нож. Но, видимо, авторы прейскуранта знают, что пишут...

Читайте также:


Текст:
СЕРГЕЙ МЕДВЕДЕВ. ФОТО ЮЛИЯ БЫКОВА.
Источник:
«Кто Главный.» № 98
0
Перейти в архив