СПУТНИК «БАТАЙСК».

Текст:
СЕРГЕЙ МЕДВЕДЕВ. ФОТО ЮЛИЯ БЫКОВА
Источник:
«Кто Главный.» № 97
0

1. ТРАНСПОРТ.

Так бы я сказал. Первая изюминка — это общественный транспорт. Основу автобусного парка Батайска составляют старинные Volvo и Scania. Всем им что-то около тридцати, они очень большие и неповортливые. На некоторых еще и надпись — «Батайск будет лучшим» (надпись вызывала лично у меня особое раздражение, когда этот шведский утиль, разворачиваясь на конечной в Ростове, полностью перекрывал движение на улице Станиславского). Автобусы малой вместимости как-то не прижились в Батайске за исключением Койсуга.


2. БЕЗ ЧЕХОВА И ПОНЕДЕЛЬНИКА.

Вторая изюминка Батайска — это памятники. Что там Ростов с железяками на Набережной и в центре! В Батайске памятников не меньше, притом, что сам город насчитывает 117 тысяч жителей. Здесь есть военные памятники, чернобыльцам, батайчанка, есть Пушкин с супругой, есть Ромео и Джульетта, Петр и Феврония и т.д. и т.п. Есть и кое-что необычное. Например, памятник женской груди. В июле 2008 года его установили на территории центрального парка. Такая же грудь была и в Ростове, но без надписи. В Батайске — с надписью: «Ты прикоснись ладонью к ней — нет способа сейчас верней мужскую силу укрепить, навечно юность сохранить!»

Судя по всему, в волшебную силу груди верят многие — грудь сверкает от мужских прикосновений. Между прочим, сверкает и грудь железной батайчанки — есть такая, недалеко от вокзала. Поначалу авторство груди приписывали известному скульптору Анатолию Скнарину (автору «Тачанки»).

Моим именем просто воспользовались, чтобы привлечь внимание к этому памятнику и тем самым опорочить меня, — высказал свои предположения Анатолий Андреевич в разговоре с корреспондентом «Комсомольской правды в Ростове».

Говорят, что такой же памятник есть в Амстердаме в квартале красных фонарей.

Еще одна батайская экзотика — лежащий на земле латунный пятак, как уверяют батайчане, самый большой в мире. На нем стоит дата установки — 2007 г. и уже знакомая нам надпись «Батайск будет лучшим». Есть каменные львы (практически в натуральный размер). Я увидел трех: двух в парке, одного в районе железнодорожного вокзала. Еще в Батайск должны были прийти железные футболист Понедельник и писатель Чехов. Но, по не известным мне причинам, до городаони не дошли.

Как я понимаю, памятники сводят с ума местных хулиганов: в мае прошлого года грудь залили розовой краской, а не так давно пострадал Пушкин с Гончаровой работы скульптора Сергея Исакова. Как сообщает пресс-служба мэрии Батайска, «Была отломана рука у скульптуры поэта и часть украшения сумочки у скульптуры его супруги». Сейчас скульптура восстановлена. За 8 тысяч рублей.


3. БАТАЙСК И БАТЫЙ.

Когда основан Батайск, точно неизвестно. Долгое время считалось, что в 1779-1780 гг. То есть в то же время, что и Нахичевань. Мол, сюда на место разоренного запорожскими казаками татарского становища Батай перебралось русскоязычное население (700 человек) из Полуденки и окрестностей, отданных под армянский город.

В последнее время преобладает версия, что слобода была основана раньше на 10 лет. По словам директора «Городского музея истории города Батайска» Людмилы Забурдяевой, батайчане изучили архивы и выяснили, что есть упоминание о слободе, основанной великороссами, относящееся к 1769 году. Примерно в это же время ниже по течению поселились запорожцы, основав Койсугскую слободу.

Все может быть, но вообще-то эти земли окончательно стали российским по итогам Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. — Осенью прошлого года между Койсугом и Батайском работали археологи, и они установили, что люди здесь жили и 7 тысяч лет назад. К сожалению, ничего с тех пор не осталось — в этих краях прошла железная дорога, а местные жители устроили свалку, — рассказывает Забурдяева.

Не все ясно и с названием. Очевидно, что город назвали в честь реки Батайсу (или Батай). Если Батайсу разбить на две составляющие «Батай» и «су», то получается «ручей Батыя». Если разделить на три части: Ба-тай-су, то «влажная низина с ручьем». Если «Ба-тай» без Су», можно получить и «удаленный от гор». Местные краеведы В. Грачев и Н. Решетняк считают, что правильно — «ручей Батыя». Мол, здесь в XIII веке была его ставка. Однако археологическими раскопками эта версия не подтверждена.


4. ГОРОД У ДОРОГИ.

В 1782 году в России проводилась перепись населения. По ее данным, в «городской воинской однодворческой слободе «Батайской» в списки было внесено 324 постоянных оседлых душ мужского пола и 307 душ женского пола. В 1783 году, по сведениям госархива князя Потемкина-Таврического, в селе Батайском было 102 двора, 780 жителей, под селением — 29 десятин земли, пашенной 4143 десятины, сенных покосов — 18113 десятин, неудобных мест — 1389 десятин. Лесов, деревьев, кустарников «нет». В селе стояла деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Город стал бурно развиваться с началом строительства Владикавказской железной дороги. 14 июля 1875 года была открыта станция «Батайск». В 1904 году в селе Батайском проживало 17616 человек (больше, чем во многих городах центральной России), насчитывалось 11 улиц, 2576 жилых домов, 2 церкви и 4 низших училища.

Из-за того, что Батайск — крупнейший железнодорожный узел на Юге России, во время Великой Отечественной войны город был практически стерт с лица земли. Батайск освободили 7 февраля 1943 года, а 9 мая батайский железнодорожный узел бомбили 900 немецких самолетов. Что не разбомбили, то сгорело, включая все городские архивы. С довоенных времен сохранилось лишь несколько зданий: часовня в Койсуге (в 2015 году ей будет сто лет), здание Александровского народного училища, бывший Дом обороны, часть здания железнодорожного вокзала.

Тем не менее, сегодня Батайск — один из немногих городов России, где растет население: за последние 20 лет количество батайчан увеличилось на 23 тысячи. Считается, что жилье здесь дешевле, чем в Ростове, а добраться до центра Ростова можно быстрее, чем с Западного или Северного, не говоря уже о Левенцовке.


5. БАТАЙСКОЕ МОРЕ.

Когда-то (до строительства Цимлянского водохранилища), в каждое весеннее половодье, пространство между Ростовом и Батайском заполнялось водой, появлялось, как называли его местные жители, Батайское море. По морю плавали лебеди, а когда вода уходила, местные жители бродили между луж и голыми руками собирали рыбу.

В 1994 году Цимлянская ГЭС последний раз сбросила воду так, что последние 20 лет Батайского моря нет. Но память о нем осталась. Несколько лет назад батайчане опять ждали большую воду в гости: по городу поползли слухи, что Цимлянская ГЭС дала течь. Началась паника, и часть жителей покинула город. По городу ходили слухи, что под шумок начали грабежи. Как пишут местные газеты, во время спешной «эвакуации» пострадала всего одна молодая батайчанка. «Пока женщина спасалась от несуществующей волны, из ее дома было украдено 70 тысяч рублей. Кража произошла между 01.30 и 2.30 ночи. Полицейские в тот же день нашли подозреваемого. Им оказался отец женщины. По сей день идет разбирательство: то ли мужчина хотел спасти деньги дочери от большой воды, то ли решил прибрать их к рукам».


6. 103 ГЕРОЯ.

Несколько лет назад в Батайске хотели построить так называемый Южный хаб. Но передумали — типа низина, туманы. Но и, думаю, «район потенциального подтопления» тоже сыграл свою роль.

Но вообше-то аэродром в Батайске уже есть. Правда, используют его сейчас как место проведения автомобильных гонок и выставок. Аэродром построен давно: решение о его строительстве было принято еще в 1930-м году. Вокруг аэродрома вырос новый микрорайон — Авиагородок. Открылись авиашкола (в 1931 году), авиаремонтный завод. С 1938 года авиашкола стала носить имя А. К. Серова. По другим данным, первая авиашкола была расформирована, а вторая была переброшена из Читы в 1939-м году. Училище продолжало готовить летные кадры вплоть до 1960 года, когда было передислоцировано в Краснодар.

Из стен авиашколы вышли 103 Героя Советского Союза, в том числе пять дважды героев. Среди выпускников училища — знаменитый Алексей Маресьев, первые космонавты, дважды Герои Советского Союза Владимир Михайлович Комаров, Евгений Васильевич Хрунов и Виктор Васильевич Горбатко.


7. ИК-15.

Далеко за пределами Батайска известна колония ИК-15. Интересна история создания ИК.

25 июня 1963 года в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР Батайский литейно-механический завод был передан в систему отдела мест заключения Управления охраны общественного порядка Ростовского (промышленного) облисполкома. С этого времени завод стал именоваться Учреждение 398/15. 5 сентября 1963 г. в учреждение были завезены первые два отряда. С 1977 г. при учреждении было открыто профессионально-техническое училище №2. Работа ПТУ была построена исходя из нужд собственного производства.

Во второй половине 1998 года из-за отсутствия финансирования бывший литейный цех переделали в изолированный участок для 240 человек с ВИЧ-инфекцией. В последующие годы участок расширили.

Сегодня ИК-15 — это предприятие с достаточно широким ассортиментом товаров. От четок (250 рублей), наборов для игры в нарды (4500 руб), кинжалов (3000 руб.) и шашек (4500 руб) до катков сельскозозяйственных (17 тысяч рублей) и стирального порошка «Кристалл-S» (35 рублей). 

Читайте также:


Текст:
СЕРГЕЙ МЕДВЕДЕВ. ФОТО ЮЛИЯ БЫКОВА
Источник:
«Кто Главный.» № 97
0
Перейти в архив