Лисицына Людмила, начальник городского управления культуры: — Сергей Афанасьевич, давайте начнем сразу с шестого вопроса, чтобы отпустить Костьева. Шестой вопрос связан с установкой памятного бюста Александру Степановичу Попову. Личность легендарная, все знаем. Обратился к нам радиочастотный центр ЮФО, просит разрешить установку памятника великому русскому ученому в связи со стопятидесятилетием его рождения. Это будет шестнадцатого марта следующего года.
Манаков Сергей, первый заместитель главы администрации г. Ростова-на-Дону: — Это напротив цирка?
Костьев Валентин, руководитель литейной мастерской: — Да, там есть хороший газон такой.
Манаков: — Ну, это должен Дворников (начальник управления дизайна и формирования городской среды. — «Главный») согласовать... Я в принципе что могу сказать?
Лисицына: — Мы в принципе должны дать решение — устанавливаем, не устанавливаем.
Манаков: — Что там сейчас?
Лихобабина Ольга, сотрудник городского департамента архитектуры: — Согласно межеванию — ЮТК, телеграф и радиочастотный центр ЮФО.
Манаков: — Уважаемые коллеги, возражений у меня в принципе быть не может, но как это будет выглядеть с точки зрения дизайна городской среды? Заключение должна дать городская архитектура. Какие возражения могут быть? Радиочастотный центр ставит за свои деньги, в месте, где сосредоточены вот эти все объекты связи... Попов связан с Ростовом. Есть место, где он испытывал все это — туда ниже по Дону. Там и произошло это первое событие, первая радиосвязь. То есть город Ростов связан с этим. Я думаю, ни у кого не будет возражений.
Лисицына: — Работа известного скульптора... Покажите.
Костьев: — Это пластилин.
Лисицына: — Какой размер?
Костьев: — Полторы натуры. Около 80 см, постамент 1,8 метра.
Манаков: — Если сравнить с Лермонтовым?
Костьев: — Мы ориентировались на Суворова.
Манаков: — Не буду говорить ничего о масштабе. Эскизный проект должен быть согласован с Дворниковым. А идею мы согласовываем... Не маленький ли он? (Показывает примерный размер). Ну это вот так. Я до плеча его могу достать. Не маленький ли? Все-таки Суворов стоит в сквере достаточно замкнутом. А там огромное пространство. Здание огромное. Ростовский цирк. И будет что-то такое малюсенькое. Чтоб это не выглядело как парковая скульптура. Там нужно что-такое, как Курчатов перед Атоммашем.
Кожин Александр, председатель Ростовского общества охраны памятников: — Это не просто скульптура. Тут соревновательность какая-то была. Несколько скульпторов делали проекты. Выбрали лучший. Те, кто принимали участие, получат компенсацию по линии мастерской художественного литья...
Лисицына: — Переходим ко второму вопросу. Повторное рассмотрение установки памятника Чехову. Так как установка на ранее предложенном месте — угол Пушкинской, 153 и Чехова, 61 — не представляется возможной в связи с тем, что данная территория предоставлена под строительство жилого дома. Этот вопрос готовила Ольга Анатольевна.
Манаков: — Не надо... Ничего там никому не предоставлено... Давайте вспомним историю. Мы искали разные места — от Красноармейской до скверика имени Седова. Остановились на одном из вариантов — там, где стояла палатка пивная, пивнушка, ларек какой-то безобразный. Там и забор какой-то абсолютно безобразный. Забор этот можно частично снести. И соорудить здесь благоустроенный курдомерчик, и поставить там какую-то композицию... Мнения разные... Но я думаю, раз юбилей у самого писателя, то чего тут особенно думать? Если бы это было просто на тему чего-то там, но речь идет о юбилее великого русского писателя... Времени очень мало. Первый вопрос: земля свободная от прав третьих лиц?
Лихобабина: — Нет, конечно.
Юрченко Ирина, главный специалист городского управления культуры: — Там целый пакет документов.
Кожин: — Ну а как генплан города? Там же, по-моему, хотели поставить «башню». А сейчас эту «башню» формально поставить нельзя, потому что нарушение этажности. Это еще в 90-е годы получили они эту землю.
Лисицына: — Я вчера Чамуху (главный архитектор города. — «Главный») просила доложить по этому вопросу. Он сказал, что прийти не сможет. Придет его представитель — Ольга Анатольевна.
Манаков: — До конца недели разобраться и доложить!
Лихобабина: — Предлагаем поставить памятник в створе центральной аллеи улицы Пушкинской.
Лисицына: — Раньше, когда мы открывали улицу Пушкинскую после реконструкции, здесь было абсолютное свободное место. У нас тут оркестр стоял!
Манаков: — Давайте мы поручим Чамухе разобраться, правомерно ли установлен капитальный кирпичный забор на северо-западном углу. Монолитный забор, уродливый донельзя. Это раз. Второе — разобраться, что такое ТСЖ «Омега» по Пушкинской, 153/161 — есть ли жилье в этом дворе? Разобраться — как они платят деньги. Разобраться — почему закончившийся пять лет назад договор аренды до сих пор не расторгнут.
Лихобабина: — Вот есть предложение — разместить памятник на центральной аллее.
Манаков: — Вы идете по пути наименьшего сопротивления и постоянно, настойчиво об этом говорите. У нас в центре города и так мало озеленения. И если есть возможность снести какуюто пивнушку и установить курдомерчик, то мы — на правильном пути. А там какой-то забор. Тупой! Типа в СИЗО на Кировском.
Кожин: — Проект увеличения забора в СИЗО, кстати, они специально заказывали известному архитектору.
Манаков: — На следующем заседании нужно принять решение: снести забор и изъять землю...
Лисицына: — Следующий вопрос связан с установкой мемориальной доски Герою России Трошеву Геннадию Николаевичу. В адрес комиссии обратился и. о. командующего войсками СКВО генерал-лейтенант Беспалов. Подробно описал биографию Трошева, хотя мы все ее и так хорошо знаем. Работали с ним... Трошев погиб в авиакатастрофе. Он работал в Ростове с мая 2000 года по декабрь 2002 года. Просят увековечить имя и установить мемориальную доску на фасаде штаба СКВО, обращенном к Буденновскому проспекту, а также изыскать возможность названия или переименования в его честь одной из улиц Ростова-на-Дону.
Манаков: — Эскизный проект и установка доски — за деньги СКВО?
Кожин: — Да, за деньги СКВО. Более того — там есть доска, посвященная маршалу Еременко, ее нужно привести в порядок, тем более, что жив скульптор, который ее делал. Надо взять такой же кусок мрамора, те же буквы и сделать такой же текст: «Здесь работал Трошев», как и на доске маршала Еременко: «Здесь работал Еременко». Белое пятно этой доски не будет спорить с фасадом. Как произошло в случае с доской Жданова. На здании СКНЦ скоро стена, наверное, отойдет — такая большая тяжелая доска, с рельефным портретом...
Лисицына: — Надо поддержать.
Манаков: — О переименовании речи не может быть.
Юрченко: — Надо внести название в банк данных.
Лисицына: — Включаем название в банк данных. Когда в Ливенцовке будем давать наименования, присвоим имя Трошева одной из улиц... Далее... В адрес комиссии обратился председатель Донского союза кинематографистов Обертынский: «В связи с приближающимся юбилеем Ростова разрешите напомнить об одном забытом имени — Александр Алексеевич Ханжонков. Основатель кинопроизводства в России, создатель первого полнометражного российского фильма «Оборона Севастополя». Заслуги его перед нашей культурой очень велики. Однако при советской власти имя Ханжонкова замалчивалось по идеологическим соображениям, а сейчас замалчивается просто по инерции. Ханжонков — потомственный казак... Известный скульптор Церетели создал памятник Ханжонкову. По нашим сведениям, он не прочь подарить свое творение нашему городу. Памятник великому кинематографисту, согласитесь, неплохо смотрелся бы напротив нашего Дома кино». Я сразу выражу свое мнение — имя достойно внимания.
Манаков: — Кто это будет финансировать?
Кожин: — К Церетели нужно обратиться. У него такая репутация: он предлагает памятники, а у него их не берут. Возможно, Ханжонкову он сделал хороший памятник. Надо просто посмотреть. А он действительно из тех людей, которые могут что-то отдать.
Лисицына: — Бесплатно.
Кожин: — Бесплатно!
Манаков: — Мы знаем Обертынского как активного человека, бывшего работника горкома партии.
Лисицына: — Пусть возьмет на себя.
Манаков: — Мы что надо подпишем. Пусть Союз кинематографистов проявит инициативу, и мы начинаем работать. Нужно войти в контакт с Церетели — что здесь такого?
Лисицына: — В адрес заместителя губернатора А. И. Бедрика обратились председатель Союза художников вместе с правлением и президиумом. Мол, сегодня на Дону делается так много полезного ради спорта — надо увековечить и образы великих спортсменов. «Ради памяти, ради примера возникла необходимость создать в Ростове-на-Дону Аллею олимпийской славы. Лучше всего для этого подошла бы одна из аллей парка им. Островского... Таким образом мы продолжили бы на Дону традицию древних Олимпийских игр... Эта аллея непременно станет местом паломничества ветеранов спорта, молодежи и гостей города»... Сейчас в парке идет реконструкция нашей муниципальной части. Если говорить об аллее, то ее можно рассматривать только со стороны входа по 14-й линии.
Манаков: — Давайте дополним задание на реконструкцию парка созданием Аллеи чемпионов.
Лисицына: — Здесь не написано — за какие же деньги мы будем ее создавать.
Кожин: — Принять надо! Потому что хорошая идея. Мы ее не первый раз уже принимаем.
Юрченко: — На территории Ростова, согласно положению о нашей комиссии, по распоряжению мэра, изображения живых людей не допускаются. Например, памятник у нас не Самургашеву, а достижениям в греко-римской борьбе.
Лисицына: — Да, это главное условие работы нашей комиссии. Это указ президента.
Кожин: — В Чебоксарах такая аллея есть. Там стоят штыри, на них звезды. В звездах написано, какой человек и когда стал олимпийским чемпионом.
Лисицына: — То есть, этот вопрос мы переносим на следующее заседание.
Лихобабина: — Может быть, сделать стенды в виде световых мониторов? Там любую информацию можно размещать.
Лисицына: — Если Союз художников выпустил эту идею из своей головы, то пусть нам свои какие-то почеркушечки покажут.
Манаков: — Конечно, олимпийцев нужно увековечивать.
Кожин: — На мониторах могут идти ролики, показывающие, как все это происходило...
Лисицына: — Следующий вопрос — повторное рассмотрение вопроса об установке мемориальной доски о несостоявшихся концертах Владимира Семеновича Высоцкого.
Манаков: — Мне это уже напоминает «Необыкновенный концерт» Образцова.
Лисицына: — Ну а как, Александр, на самом деле? Давайте установим и на театре Горького доску, что здесь выступал Высоцкий.
Манаков: — Так давайте напишем, что там и Мордвинов выступал.
Юрченко: — А сколько у нас всего досок Высоцкого?
Кожин: — Две доски. Одна на комбинате бытового обслуживания на Каменке, но концерта там не было. И на здании санэпидстанции, где концерт действительно состоялся. Ну что же плохого, если мы еще раз напомним, что Высоцкому запрещали выступать?
Лисицына: — Давайте лучше книгу о Высоцком издадим все хором... А теперь пошли по улицам. Железнодорожный район, садоводческое товарищество «Электрик». Переулок. Предлагается Магнитный.
Юрченко: — Да, да.
Лисицына: — Члены комиссии? Принято... Дальше. Садоводческое товарищество «Братство» Октябрьского района. Предлагается Пятая Турнирная улица.
Юрченко: — Да, да.
Лисицына: — Название тиражируется?
Юрченко: — Да.
Лисицына: — Все! Дальше: садоводческое товарищество «Звезда». Улица, требующая наименования. Первая Акварельная.
Манаков: — Почему именно первая?
Лисицына: — Может быть, просто Акварельная?
Юрченко: — Там уже есть Вторая Акварельная. Просчитали заранее.
Манаков: — Согласились.
Лисицына: — Садоводческое товарищество «Донподход» Советского района. Улица. Вторая Бежевая, здесь написано. Первая Бежевая, Вторая...
Манаков: — Нет вопросов.
Лисицына: — «Донподход». Переулок Третий Белоснежный.
Юрченко: — Красиво!
Лисицына: — Предлагаются улица Третья Канатная на территории Железнодорожного района, улица Капитальная и переулок Пятый Сахалинский на территории Первомайского района и улица Дымчатая на территории «Донподхода».
Манаков: — Дымчатая? Ну давайте.
Лисицына: — Итак, за час 10 минут мы сегодня провели большой объем.