7 чудес Аксая

«Главный» продолжает путешествие по окрестностям донской столицы. На очереди ближайший к Ростову город — Аксай.
Текст:
Сергея Медведева
Фото:
Романа Сухорукова
Источник:
«Кто Главный.» № 95
13/01/2020 14:23:00
0

Факт № 1. Небоскреб.

Когда-то будучи подростком я любил пешие прогулки. Мы это называли «пойти в степь». Компанию в этих походах мне составляли дворовые пацаны — Китаец и Жека. Мы брали бутерброды и шли, куда глядят глаза (родители не знали). Самым крутым маршрутом считался поход в Аксай. Дорога туда (от Сельмаша) составляла часа три. Было удивительно — мы пешком пришли в другой город. Обратно возвращались на автобусе 124-го маршрута или на электричке — за 15–20 минут. Аксай совсем рядом, его единственная семнадцатиэтажка видна на Сельмаше и в Александровке.
Вообще-то удивительно, что в тридцатитысячном Аксае в конце семидесятых появился такой высокий дом — по принятым в СССР нормам семнадцатиэтажные здания могли быть построены только в городах, где проживает не меньше ста тысяч.
Как мне рассказал аксайский журналист Юрий Трушелев, небоскреб был построен благодаря энтузиазму тогдашнего начальника линейного управления магистрального газопровода — в этом доме должны были жить сотрудники управления.
Чтобы добиться поставленной цели, начальник отвез в Москву не одну сумку с раками и рыбой.
Должны были построить четыре семнадцатиэтажки, но оказалось, что грунт не позволяет — на глубине 250 метров подземное озеро.


2.jpg


Факт № 2. Аксайский трамвай.

Понятно, что рано или поздно Ростов сольется с Аксаем. Мало кто знает, что однажды эти города уже «сливались».
Осенью 1930 года в состав Ростова-на-Дону были включены: Аксай, Ольгинская, Большой Лог и Старочеркасск. Все это получило название Ростовского пригородного района. Планы второй пятилетки предполагали превратить пригородный район в место отдыха ростовчан, прежде всего рабочих заводов «Ростсельмаш» и «Красный Аксай».
В 1932 году в Мухиной балке началось строительство парка культуры площадью 700 га. Здесь предполагалось высадить 260 тысяч деревьев, построить летний театр, кинотеатр, аттракционы. Об этом пишет в своей книге аксайский краевед, директор военно-исторического музея Владимир Гладченко (1945-2008).
Чтобы рабочим было удобно добираться в Аксай, было начато строительство трамвайной линии «Сельмаш — Мухина балка». Трамвайная линия в перспективе должна была дотянуться до Новочеркасска. Чтобы и рабочие этого славного города тоже могли отдохнуть в новом парке.
Но как это часто бывает, планам сбыться было не суждено.
1 июня 1936 года президиум ВЦИК РСФСР постановил образовать Аксайский район с райцентром в селении Аксайское.
В это район как раз вошли и Большой Лог, и Старочеркасск, и Ольгинская. Финансирование строительства парка прекратилось, трамвай постигла та же судьба.
Отдохнуть в Мухиной балке можно и без парка — доезжаете до конечной 124-го автобуса и налево.
Как пишут в рекламных проспектах, «большую часть дна балки покрывают болота. Однако за исключением красивой природы, чем-то напоминающей лаконичные пейзажи Англии, Мухина балка известна своей разветвленной сетью подземных туннелей и катакомб. Кроме того, в Мухиной балке находится военно-исторический комплекс, насчитывающий в своей коллекции немало военной бронетехники».
К подземельям вернемся позже.

Факт № 3. Подземный штаб.

Если выйти на конечной остановке 124-го автобуса и оглянуться по сторонам, то, как правило, можно заметить полицейский автомобиль.
Дело в том, что эти места — так сказать, наша маленькая Рублевка. Аксай еще с советских времен облюбовали представители всех ветвей власти. Здесь эти ветви спасались от ростовской суеты, вдыхали ароматы степей и болот, восстанавливали здоровье.
Походите по окрестностям, загляните за заборы, увидите много интересного. Здесь, в Мухиной балке, верхушка ростовского обкома КПСС готовилась встретить ядерную войну. Говорят, что именно под холмом, на котором находится санаторий «Здравица» — на конечной остановке 124-го, — располагался (и располагается до сих пор) подземный обком. Но не буду утверждать — в обкоме не был.
Был в подземном штабе Северо-Кавказского военного округа. Штаб просуществовал с 1959 по 1989 годы. Здесь могли жить полторы тысячи человек и три года не подниматься на поверхность — запасы продовольствия позволяли. Как уверяют местные экскурсоводы (а сейчас здесь музей) подземелья тянутся на 20 километров в сторону Новочеркасска. Не исключаю, что это их фантазии. Мне доводилось встречаться со строителями штаба. Оказывается, подземелья — насыпные: сначала в траншеи уложили железобетонные кольца толщиной около метра, а потом все это дело засыпали.
В начале 90-х военные покинули штаб, он четыре месяца горел, а местные жители еще долго ели колбасы и консервы из стратегических запасов СКВО.


3.jpg


Здесь же находилась лаборатория имени Карбышева. В лаборатории военную технику использовали на ударопрочность.
Местные старожилы вспоминают, что в шестидесятые годы город трясло, и на стенах аксайских домов появлялись трещины. Любопытно, что Аксай как убежище использовали еще и в XVIII веке, когда столица донского казачества еще располагалась на месте нынешнего Старочеркасска. На время разлива жители Черкасска перебирались в Аксай, который находится на холмах, — в старину эти холмы называли Аксайскими горами. Здесь в то время был рыболовецкий стан, появившийся в 30-х годах XVIII века. Первое же упоминание об Усть-Аксайском стане датируется 1742 годом.

Факт № 4. Об Анастасии Романовой и Андрее Первозванном.

Если вы будете въезжать в Аксай со стороны «Меги», то слева увидите бетонное сооружение, на котором написано, что Аксай основан в 1570 году.
Однако многие ученые склоняются к мысли, что люди здесь стали постоянно жить лищь в середине XVIII века. Вообще, читая материалы по истории Аксая, приходится выбирать: кому верить — историкам или краеведам. Краеведы очень любят свой край и — в аксайском случае — склонны считать, что в этих местах бывал Андрей Первозванный, Аксай был столицей донского казачества, древние цивилизации пошли с Кобяковского городища, русские православные христиане здесь жили в XI-XII веках, и об этом свидетельствует маленький каменный крестик, найденный на Кобяковом городище в 1925 году. Историки сомневаются в самом факте существования Андрея Первозванного, не считают, что Аксай когда-либо был казачьей столицей, о цивилизациях тоже им ничего неизвестно, а на счет каменного креста говорят, что здесь в ХVIII–XIX веках было старообрядческое кладбище, так что крест — с кладбища.
Автором многих аксайских сенсаций был уже упомянутый краевед Владимир Гладченко. По версии Гладченко, на местном кладбище похоронена великая княжна Анастасия Романова, спасшаяся вместе с братом Алексеем после расстрела царской семьи в Екатеринбурге. Анастасия якобы была тайно передана жене Семена Буденного, урожденной донской казачке и потомственной дворянке Ксении Каретниковой. Та же перевезла великую княжну, под видом сестры, в семью своих родителей, которые жили в станице Аксайская.
В свое время Гладченко любил рассказывать о скрипке Страдивари, которая якобы хранится в местном музее. Правда, скрипку никому не показывал.
Есть еще краевед Вячеслав Запорожцев. Он с удовольствием расскажет о привидениях, обитающих в аксайских подземельях.

Факт № 5. Стыдное имя.

По версии краеведа Александра Лудова, когда-то на месте Аксая находился казачий городок с экзотическим названием Ебок (другие названия — Ебоцкий городок, Ieboc, он же Стыдное Имя). В этом городке находилась казачья администрация, отсюда и название, характеризующее отношение администрации к простым казакам.
Лудову возражает историк Петр Аваков (в Аксае его недолюбливают): на изданной в 1633 году в Голландии «Новейшей карте России» Исаака Массы городок показан у разделения Дона на главное русло и Мертвый Донец, в районе нынешнего Ростова.
Существуют также косвенные документальные данные, позволяющие предположительно локализовать городок близ устья реки Темерник.
Тут можно спорить: в старинных рукописях указано расстояние от Стыдного Имени до Азова — 20 верст. Но что это за версты, неизвестно. Если путевые (1,08 км) — то это Ростов, если межевые (2,16 км) — Аксай.
Впрочем, можете сами посмотреть на карту, она есть в интернете. Лично мне кажется, что речь идет именно о Ростове.


5.jpg

Факт № 6. Пушкин.

Известно, что в Аксае Александр Сергеевич Пушкин был три раза. С этим не спорят ни историки, ни краеведы. Искать, где же останавливался поэт в Аксае, начали в 1947 году — в год 110-летия со дня смерти Пушкина.
5 июня 1949 года в аксайской газете «Сталинский путь» появилась заметка учителя А.Н. Скрипова «А.С. Пушкин в Аксае». Учитель предположил, что Александр Сергеевич ночевал на почтовой станции. Здание находится на возвышенности, хороший вид на левый берег. Учитель предположил, что именно здесь Пушкин написал свое знаменитое стихотворение «Дон»:

Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.

В 1950 году два сохранившихся здания почтовой станции были взяты под охрану. Сейчас здесь музей — «Почтовая станция XIX века». Можно посмотреть.
Впрочем, как уверяют историки (тот же Аваков), почтовая станция в те годы располагалась совсем в другом месте — не у переправы через Дон, а в районе нынешнего хутора Большой Лог. Да и ночевал Пушкин не на станции, а в самой станице (о чем свидетельствует письмо его спутника Н.Н. Раевского).
И как говорится, чтобы дважды не вставать — музейный комплекс «Таможенная застава XVIII века» к настоящей заставе не имеет никакого отношения, это просто подвал дома зажиточного казака.

Факт № 7. Конечная остановка «Аксай».

Зачем приезжал Пушкин в Аксай? Ну уж не на Дон полюбоваться, это точно. Через Аксай лежал путь из России на Кавказ. Так что можно сказать, Аксай был крупным транспортным узлом.
Когда в середине XIX века встал вопрос, где же строить дамбу (то есть, где будет новая переправа через Дон), разгорелись нешуточные страсти.
В Ростове, относившемуся тогда к Еатеринославской губернии, считали, что, конечно, у них.
Правление Войска Донского этом противилось, они считали, что торговый Ростов подорвет казачью экономику. Наказной атаман Власов написал вышестоящему начальству: «Сие сооружение считается благодетельным для здешней торговли... Жителям Ростовским, ищущим дозволения провести подобную плотину от своего города, в подрыв и совершенное уничтожение торговли нашей на Дону, таковое сооружение воспретить».
В 1846 году началось строительство Ольгинской дамбы — казаки победили ростовских купцов.
Переправу строили 9 лет. Аксай расцвел. Главную — Доломановскую улицу (ныне носящую имя дважды героя Советского Союза летчика Николая Гулаева) замостили. «Доломановка — небольшая улица, довольно ровная и пыльная. В праздничные дни, часов в 9, сюда ходят гулять девушки и юноши. Ходят взад и вперед, глазеют на приезжающих, да щелкают семечки, которые на Дону составляют главное занятие для зубов, заменяя собой всевозможные фрукты».(«Русский мир» за 1861 год).
18 мая 1860 года был издан правительственный указ о строительстве Грушевско-Донской железной дороги. Это была первая железная дорога на Дону. Начинающаяся в в двух верстах от Новочеркасска, дорога должна была связать шахты Восточного Донбасса с пристанью в Аксае.
Казаки неоднозначно восприняли строительство железной дороги — им казалось, что она затруднит выгон скота на пастбище. В 1863 году, когда строительство подходило к концу, станичное общество Новочеркасска распорядилось срыть построенную железную дорогу и удалить ее от города.
Как бы там ни было, 1 января 1864 года паровозное движение было открыто. Однако к концу года стало ясно, построили что-то не то. Во-первых, не дотянули трех верст до шахт, во-вторых, не дотянули до Дона — 1 версту. Ростовские торговцы по-прежнему везли уголь в фурах непосредственно с шахт.
В 1867 году российское правительство заключило конракт с купцом Соломоном Поляковым на строительство железнодорожной ветки Аксай — Ростов. Постоянное движение между Ростовом и Аксаем было открыто 10 февраля 1868 года.
Аксай утратил свое значение как транспортного узла. К тому же дорога прошла через Базарную площадь, уничтожив по сути всю аксайскую торговлю.
В 1869 году разрешил Полякову строить железную дорогу дальше, до Владикавказа. Железнодорожный мост через Дон (после недолгих препирательств) был построен в Ростове. Ростовские купцы обошли казаков. Аксай так и остался станицей — статус города он получил только в 1957 году.


4.jpg

Читайте также:


Текст:
Сергея Медведева
Фото:
Романа Сухорукова
Источник:
«Кто Главный.» № 95
13/01/2020 14:23:00
0
Перейти в архив