Супер Купер

«Главный» побывал на концерте американского специалиста по черному юмору в музыке Элиса Купера. Главный вывод: хорошая песня и спустя 35 лет после ее написания слушается как новая; люди, увы, подвержены процессу старения, даже если они занимаются гольфом пять раз в неделю.
Текст:
Сергей Медведев
Фото:
www.supermusic.sk
Источник:
«Кто Главный.» № 45
07/06/2020 10:31:00
0
Кто такой.

Винсент Дэймон Фурнье (настоящее имя Купера) родился в американском городе Детройте. Посещал лютеранскую школу. Его дед и отец были священниками. На счету у музыканта 25 альбомов, последний был записан в 2008 году. Золотым временем для Купера стали 70-е годы. Так, в 1973 году его группа заработала 17 миллионов долларов — очень большие по тем временам деньги. В 1973-м фото Элиса Купера даже появилось на обложке журнала «Форбс» с заголовком: «Магнат нового типа». Купер известен и как актер (появлялся в фильмах типа «Князь тьмы»), сыграл роль отчима Фредди Крюгера. Кроме того, сегодня Элис Купер — владелец ресторана и радиоведущий.

Впервые советские подростки увидели Элиса Купера в книжке журналиста-международника Олега Феофанова «Музыка бунта» (издательство «Детская литература», 1975 год). Книжка была посвящена рок-музыке, ее разоблачению и развенчанию. Была и позитивная информация — о «Битлз», например. Помню, что мое детское воображение поразила фотография длинноволосого женоподобного мужчины с удавом вокруг туловища. Под глазами у мужчины были темные круги.
Сейчас фотографии этого «монстра рока» еще висят на каждом ростовском углу. Некоторые из них уже начинают исчезать под грудой других рекламных объявлений типа «Вкусно и недорого», «Сдаю квартиру посуточно» и так далее. Но пока еще висят. Если бы тогда в 1975-м кто-то сказал, что спустя 34 года «великий и ужасный» Элис Купер купит на ростовском Центральном рынке жене халат, а себе туфли, ему бы, конечно, никто не поверил... Ну, это как если бы Пол Маккартни просил милостыню в подземном переходе на Сельмаше. Видимо, мы дожили до времен, когда былью может стать самая странная сказка.

Итак, 15 июня 2009 года. Ростов-на-Дону. Гостиница «Редиссон», правый берег Дона. Перед полусотней ростовских журналистов сидит пожилой мужчина — 4 февраля этого года Куперу исполнился 61 год. Молодой пенсионер — так говорят о людях его возраста. Как и положено монстру рока, на мужчине кожаная куртка, длинные черные (крашеные) волосы. Белоснежные зубы (вопросы ростовских журналистов музыкант слушал с открытым ртом). Под глазами — что-то темное. Даже сразу непонятно — гримировался ли Купер перед встречей с журналистами или, как у шахтера, чернота вокруг глаз — несмываемая примета профессии.
— По плану надо уложиться в 10 минут, — просит ведущий.
Переводчица стремится перевыполнить план: вопросы переводятся на английский лишь до половины. В такой же пропорции сокращаются и ответы.
— Да, Сальвадор Дали повлиял на мое творчество, — объясняет Элис Купер. — Наше шоу оформляется в духе сюрреализма. В 1972 году Сальвадор Дали посещал мой концерт, и у нас были совместные проекты.
В 1972 году Купер и Дали провели вместе две недели. Ели, пили, о чем-то разговаривали. Дали говорил сразу на пяти языках. Когда журналисты (американские, в 1972-м) поинтересовались у Купера итогами двухнедельного «саммита», Элис ответил, что за все время он не понял ни единого слова. Дали подпрыгнул и сказал: «Супер! Слияние — величайшая форма связи».
— Всегда в моем шоу задействованы люди, сидящие в двадцати первых рядах, — продолжает Элис Купер. — Все наши представления театрализованы. Я король ужасов уже больше сорока лет, дольше, чем Мэрилин Мэнсон. И если сказано, что будут ужасы, то будут ужасы.
На этот раз «делать ужасы» Элису помогает его старшая дочь.
— Калико. — Моя жена — балерина и преподает балет. Дочери тоже балерины, им 16 и 28. Смесь ужаса и треша с балетом — это то, что нужно, — считает «король ужасов». 
Успеваю задать лишь один вопрос:
— В 70-х годах вы говорили, что собираетесь высмеять секс, смерть и деньги. Сегодня что-то изменилось в этом списке?
Вдруг секс у него теперь не вызывает былого смеха. Или смерть пугает. Переводчица переводит лишь первое предложение. От себя добавляя: «Правда ли это?»
Купер серьезно отвечает, что да, правда:
— Всех в мире, в Нью-Йорке или Африке волнуют три вещи — смерть, секс и деньги. Они лежат в основе любого сатирического произведения.
Пресс-конференция закончена.
У входа в гостиницу Купера ждут поклонники — его ровесники. У одного в руках виниловая пластинка 1975 года — «Добро пожаловать в мой ночной кошмар».
— Да вот, хочу, чтобы расписался. Буду ждать, когда выйдет.
Когда-то Купер увлекался алкоголем и наркотиками. С этим покончено. Лет пятнадцать назад. У западных музыкантов есть какое-то свойство, редко встречающееся у музыкантов отечественных: вовремя услышать звоночек, предупреждающий, что пришло время сменить алкоголь на другое увлечение. У Купера таким увлечением стал гольф. Пять раз в неделю. 11-е место среди гольфистов американского шоу-бизнеса. На пресс-конференции Элис сказал, что не собирается играть в гольф в Ростове.
— В туре я думаю о творчестве.
Однако у людей, занимавшихся досугом Купера в Ростове, на сей счет были другие соображения. На второй день его ростовского визита американского музыканта отвезли в Старочеркасск. По словам работников Гольф&Кантри клуба «Дон», «шок-рокер» (без грима) произвел на них благоприятное впечатление, рассказал, что очень любит жену, с которой живет тридцать лет. Не обижал детей, пришедших на тренировку, напротив — дружелюбно с ними общался. Раздал всем желающим автографы.
«Выбив берди на 1 лунке, Элис прошел 9-луночное поле, сыграв его выше пара на 2 удара» — это информация для тех, кто понимает. В пресс-службе гольф-клуба мне пояснили: эти слова означают, что с гольфом у Купера все хорошо. И физическая форма у него отличная. Как примерный семьянин после гольфа Элис Купер вместе с дочерью отправился в кино. «Терминатор». На русском языке.
Затем была прогулка по набережной и «шоппинг» на Центральном рынке. Там Купер приобрел фрукты и черные туфли. Дочь купила сумку и солнцезащитные очки.
Для жены Элис Купер привезет из Ростова халат в «русском» стиле. Халат также с рынка. Оказывается, что у Куперов есть такая традиция — после возвращения главы семейства с гастролей проводить неделю культуры той страны, в которой он только что побывал. Так что в ближайшее время Купер будет смотреть русские фильмы, есть русскую пищу и носить туфли с ростовского Центрального рынка.
Между прочим, на улицах и в кафе (и, разумеется, на рынке) Купера никто не узнавал. В мебельном магазине охранник (со словами «Я не знаю, кто вы такой, но тут сидеть нельзя») попросил Купера подняться с дивана, на который музыкант присел отдохнуть. Элис честно отстоял очередь в «Макдональдсе». Потом, глядя в макдональдсовское окно, музыкант отметил, что Ростов напоминает ему Америку:
— Город развивается... Мне кажется, что под ритм моих песен шагают люди по Ростову.
Купер запомнился принимающей стороне как человек открытый и относящийся к окружающим с отеческой заботой.
Большинство песен, которые Купер исполнил на концерте, были придуманы им лет 30–35 назад. No More Mr. Nice Guy, Under My Wills...
Понятно, что была и песня «Школа закрыта на лето, школа закрыта навсегда». Были «Стивен», «Только женщины кровавые», «Девка за миллиард долларов». «Добро пожаловать в мои кошмары» тоже была.
Купер задушил на сцене человека (или это была кукла, так и не понял), убил молотком младенца (точно — кукла), его дочь металась по сцене с пистолетом в руке, потом билась, окровавленная, изображая агонию. Песню «Восемнадцать» про подростка, который еще не мужчина, но уже не мальчик, Купер спел с костылем в руке...
По сцене бегали скелеты, какие-то животные. На Купера надели смирительную рубашку, потом он из нее самостоятельно выпутался, но его все равно повесили — на солидной пятиметровой виселице. При этом он продолжал петь. Его песню не задушишь. Такой, видимо, смысл музыкант вложил в свое шоу. В общем, было весело.
Организаторы предупредили фотографов — можете снимать со вспышками, все равно там все будет сверкать.
...Отдельного внимания заслуживает публика, пришедшая на концерт. Фраза «Старик, сто лет тебя не видел» отражала реальное положение вещей.
Такого количества мужчин в возрасте от 40 до 60 сразу я никогда не видел (на «Deep Purple» не ходил). Седые мужчины, не красавцы, в майках с надписью «монстры рока» (за 800 рублей) напоминали американских фермеров. Они тайком от юных охранников выпивали и курили — в туалете Дворца спорта (во дворце с недавних пор неспортивное поведение под запретом). После концерта довольные ветераны рок-движения рассматривали трофеи: три трости, несколько десятков гитарных медиаторов и примерно столько же бус. Все это было брошено со цены Купером и его музыкантами. Полетели в зал и какие-то бумажки. Наверное, фальшивые доллары, но уверять не буду — не разобрал.

Читайте также:


Текст:
Сергей Медведев
Фото:
www.supermusic.sk
Источник:
«Кто Главный.» № 45
07/06/2020 10:31:00
0
Перейти в архив