ОТ «ЗВЕРЕЙ» ДО «ЙОЖИКА».

С кинорежиссером и поэтом-песенником Валерием Полиенко «Главный» поговорил о Таганроге, кино и музыке.
Текст:
Сергей Медведев
Фото:
из архива героя публикации
Источник:
«Кто Главный.» № 142
04/10/2018 12:41:00
0

Кто такой.
Режиссёр, поэт-песенник, композитор, продюсер, член Союза кинематографистов РФ Валерий Валентинович Полиенко родился в 1974 году в Таганроге. Автор и соавтор текстов песен группы «Тату» («Я сошла с ума», «Нас не догонят», «Простые движения», «Не верь, не бойся, не проси»), групп «Звери», «Йожик» и «Лилу». Cценарист и режиссёр рекламных роликов, видеоклипов групп «Тату», «Noize MC». Закончил Таганрогскую детскую художественную школу, работал в Таганрогском драматическом театре им. А. П. Чехова. В 1995 году поступил во ВГИК на режиссёрский факультет. В 2001 году Полиенко принял участие в создании группы «Звери» вместе с бывшим коллегой по «Тату» Александром Войтинским. В качестве солиста Валерий посоветовал Романа Билыка. Для группы «Звери» на первом этапе Полиенко написал 8 песен, самые известные из них: «До скорой встречи» и «Дожди-пистолеты». В 2014 году Полиенко возобновил работу с группой «Звери», став соавтором альбома «Один на один». В 2014 году Валерий Полиенко и продюсер Тихон Пендюрин создали кинокомпанию «Космосфильм», один из первых фильмов которой — короткометражка «Ночные зимние люди» получила приз за лучшую режиссуру на Российском фестивале короткометражного кино «Короче», а также приз зрительских симпатий и приз за лучший игровой фильм на фестивале «Дебютное кино».


— Сегодня, приезжая в Таганрог, часто слышу что, город уже не тот. Вот раньше был тот. Когда вы уезжали в Москву, он был еще тот?
— Сказать сложно. Я уезжал в 1997 году. Наверное, он был ещё тот. А ещё раньше, может быть, жизнь там была еще ярче. В театре работали какие-то весёлые люди. А потом все поуезжали. С художниками было хорошо, если учесть, что был жив Леонид Стуканов (Валерий учился у Стуканова. — «Главный»), Юрий Шабельников (один из членов товарищества «Искусство или смерть». — «Главный») работал в Таганроге. Часто приезжал Авдей Степанович Тер-Оганьян. Я не знаю, как там сейчас дела обстоят. Я только Алексея Яковлева знаю, своего друга детства. Это художник из Таганрога. А больше никого и не знаю. Все поуезжали.
— Если говорить о музыке, то кто был в то время в Таганроге, какие музыкальные коллективы?
— Был коллектив F-16, был Сергей Аристов и группа «Площадь согласия». Тогда он ещё только начинал выпивать больше, чем петь. Ему надо было как-то этого избегать.
— А его судьба известна?
— Никто ничего точно не знает. Но он как бы умер (эти факты официально не подтверждены. — «Главный»). Мог бы, наверное, еще пожить. Ещё был такой хороший парень Рома Булавин, с которым мы вместе учились в театральном училище. Очень много музыки слушали тогда вместе. Был еще такой человек Олег Диф Корниенко (главный таганрогский хиппи, перкуссионист. — «Главный»). Витя Бондарев (автор текстов группы «Звери». — «Главный») жил тогда достаточно обособленно. Человек в себе. Ну а больше никого я не знаю.
— А Роман Билык себя как-то проявил к тому моменту?
— Он был немножко младше нас. Однажды я пошел в библиотеку имени Чехова. И там было объединение поэтов «Чайка». Мы все очень любили поэзию. Я увидел Рому, который спел две песни. Они с Витей Бондаревым, по-моему, их написали. Мне понравилось. Смотрю, человек здорово поёт. Была в этом какая-то радостная открытость.
— Когда вы уезжали в Москву, у вас была сформулирована задача?
— Я поехал учиться, когда поступил во ВГИК.
— Как вы считаете, в вашей жизни случай играет большую роль?
— Мне кажется, что будет фрондерством сказать да или нет. Фиг знает. Может, да, может, нет. Наверное, в жизни каждого человека роль играет каждый его вдох. Хотя Ортега-и-Гассет говорил, что каждый удар человеческого сердца случаен. Сложно ответить.
— Как возникла в вашей жизни группа «Тату»?
— Когда я окончил институт, кино было развалено. Я начал снимать рекламу, познакомился с Ваней Шаповаловым (продюсер «Тату». — «Главный»). А я к тому времени бросил писать стихи, во всяком случае, постоянно этим заниматься. Он мне показал какие-то тексты, спрашивает, как. Я импульсивно говорю, что не нравится. Он спросил: «Можешь сделать лучше?» Я сказал, что могу.
— Сколько вы написали им песен?
— Наверное, я написал процентов 80 или 75 всех песен «Тату».
— Идея «Тату» была чисто коммерческой? Чего больше хотелось — удивить или заработать?
— Не хотелось ни того, ни другого. Всегда хочется сделать что-то максимально интересное. Что хотелось Казимиру Малевичу с его супрематизмом? Ему хотелось архитектонов (термин, который придумал сам Малевич. — «Главный»). Получилось хорошо... Конечно, была задача заработать. Но как-то я не особо участвовал в этом деле. Я не занимался специальным зарабатыванием. Передо мной была задача такого сценарного типа. Вот у тебя есть два подростка, две девочки. Что с этим делать?
— Что для вас более важно в искусстве — расширить границы или развить какую-то конкретную идею? Я спросил это в связи с фильмом «Лето». Все обсуждают Майка и Цоя. У Майка было расширение пределов допустимого. А Цой развивал свою тему.
— Я понимаю, о чём идёт речь. Но это только со стороны видно, что ты делаешь. Может, ты планировал одно, а получилось по-другому. Майк — это отдельный человек. Я его очень люблю. Наверное, это один из моих самых слушаемых авторов. Ещё со времён проживания в Таганроге. Группа «Зоопарк» была моей любимой. А Цоя я начал слушать попозже.
А как Роман Билык появился в Москве, помните?
— Мы с композитором Александром Войтинским (один из основателей «Тату». — «Главный») начали делать некий проект. Полгода думали, может быть, сделать что-то хип-хоп-образное. Такую пощечину общественному вкусу. Но получалась очень пестрая картина. Всё было какое-то искусственное, а должно было быть авторским. Так появился Рома. И началось писание песен. Я написал песню, Рома написал другую. И так далее.
— Но потом вы расстались?
— Потом лет пять я ничего не писал. Может быть, и семь.
— А сейчас, как я понимаю, вы опять начали сотрудничать?
— Сейчас выходит какое-то количество песен, то я напишу, то Витя Бондарев напишет, то все вместе напишем. Песня — это такое дело, она прилетела или не прилетела. Прилетела песня, мы ее передаём людям. Не прилетела — сидим и ждём. Самые лучшие песни пишутся за 5 минут. И случайно. Я так думаю.

 

— В вашей жизни были и другие проекты.
— Был «Йожик». Такой трогательный, подростковый проект. Его музыка была в сериале «Школа».
— Их песни не пошли в народ?
— Ну как, у них есть своя публика, какие-то люди сами делали клипы на их песни... Но это песни для сериала. Они были написаны, записаны, и любая деятельность этой группы была прекращена. Вот такие дела. Бывает и так.
— Земляки являются существенной частью вашего общения?
— Не так чтобы я специально с кем-то общался... Нет ни у кого времени. Мы — отцы детей своих. У всех серьезный график.
— Павел Деревянко, ваш земляк, снялся в вашем фильме «Ночные зимние люди».
— Павел Деревянко — серьёзный, хороший артист, хороший друг, готов работать бесплатно. Ведь мы этот фильм сняли без денег. Точнее, на свои мелкие деньги. Паша снимался бесплатно, по дружбе. Мы с Пашей вместе учились и работали в театре. И знали друг друга очень маленькими. Пашка — молодец, он всё время растёт. Мне он очень нравится.
— Какие-то ещё люди из Таганрога присутствуют в вашей жизни?
— Влад Ветров, например. Такой хороший артист. В «Современнике» работает. Я помню его, когда он работал в таганрогском театре. Мне было 15, я думал, какой мастер, класс. Владик. Может, есть кто-то ещё, но могу забыть.
— Я прочитал, что вы организовали свою киностудию. Как это вообще возможно в наше время?
— «Космосфильм» называется. У меня друг такой есть, Тихон Пендюрин, мы с ним вместе в институте учились. И вместе провели ослепительные куски бурной молодости. Мы сняли фильм «Ночные зимние люди» и решили организовать киностудию. И вот у нас появилась такая небольшая, но вроде бы нормальная киностудия.
— Что вы понимаете под киностудией? Это продюсерская деятельность или у вас есть аппаратура?
— У нас есть своя студия. У нас один из лучших в Москве постпродакшенов. У нас есть зал просмотровый, монтажный. Приезжайте, посмотрите.
— Как в вашей жизни появился Егор Летов (под лейблом «Космосфильм» вышел фильм «Здорово и вечно». — режиссерский дебют Натальи Чумаковой, бас-гитаристки группы и вдовы Егора Летова — «Главный»)?
— Он появился еще в Таганроге, мы с Лёшей Яковлевым играли инструментальный нойз. Драматического такого характера. Это были наши 15 лет. Портвейн, детский садик с гитарой. И тогда мы начали изучать его песни. Они очень связаны с детством. С таким поздним. С последними беззаботными днями.
— Как вы нашли Наталью Чумакову?
— Мы познакомились примерно в середине процесса, когда она уже начала делать фильм. И мы решили делать это вместе. И с тех пор мы дружим с ней. Она — замечательный пре-
красный человек.
— А чья изначально была идея?
— Это ее авторское кино. Мы помогали с техническими вопросами. А у капитанской рубки была она.
— Я так понимаю, что на этом ваше сотрудничество не закончилось?
— Мы сделали последний концерт «Гражданской обороны» («Сияние обрушится вниз», 2017 год. — «Главный»). Он хорошо прокатился по кинотеатрам. У Натальи есть мысль сделать вторую часть. Как только она созреет, мы тоже подключимся.
— В фильме «Коса», режиссером и сценаристом которого вы заявлены, должен был сняться Петр Мамонов.
— С Петром Николаевичем я дружу давно. Наверное, года с 97. Это близкий мне человек. Надеюсь, что взаимно. Он прекрасен. Он очень тонкий поэт.
— На какой стадии сейчас эта история?
— Написан сценарий. Снят ознакомительный материал. И всё. Министерство культуры не дало нам денег. Это было 2 года назад. И это как-то всё зависло. Но я не занимаюсь промоушеном. Я занимаюсь тем, что сплю 5–7 часов в сутки, с детьми провожу время, потом встречаюсь с людьми. Читаю. Лучшее в жизни занятие — лежать на диване и читать. Сейчас я читаю мемуары. Мне нравится линейное повествование. Документальная литература оказалась такой интересной. Да, я не занимаюсь промоушеном. Хотя надо начинать. Идти к кому-то просить деньги. Но я даже не представляю, как это возможно. Так что, пока ничего не понятно. Сейчас снял новеллу для альманаха. Там 9 режиссеров. На днях была как раз последняя смена.
— А где вы собираетесь показывать этот альманах?
— Пока не знаю, на «Фэйсбуке» повесим.
— Что еще вы сняли?
— Про Пахома сделали документальный фильм. Сергей Пахомов — это такой хороший артист. Фильм — к его пятидесятилетию.
— Пахом снялся в «Зелёном слонике». Как ни странно, «Зелёный слоник» популярен среди подростков.
— Это как раз такая самодельная искренность... Сейчас все наезжают на певицу Монеточку и на певицу Гречку. Какой-то бред. Неделю назад я познакомился с Гречкой на фестивале в Нижнем Новгороде. И часа три с ней говорил. Классный искренний человек. Хорошая девчонка. Нашли, на кого нападать. Где они берут эталон аутентичности? В корзине своих заблуждений? Бред.
— Кто вам еще нравится?
— Что касается разного хип-хопа, я очень уважительно отношусь к Славе КПСС. Который Гнойный и Бутер Бродский. Очень талантливый человек, это видно. Нравится Бабангида из Калининграда.
— А как вы относитесь к группе «Пошлая Молли»?
— Как это сейчас модно говорить — зашло, не зашло. Не могу сказать, что я так глубоко их изучил, пару треков я слушал, но по мне, это не очень.
— Когда я их услышал, первым делом вспомнил «Тату».
— «Тату» — это сделанный проект. Не стоит относиться к нему серьёзно. Взяли кубики, построили. Хорошо, плохо построили — это неважно. Это не группа Doors, творчества там было не слишком много. Был ветерок маркетинга... Надо им смелее быть. Быть более открытыми к публике. А то какие-то лютики-цветочки, еще шаг, и будет певица Валерия.
— И что дальше? Какие вас ждут авантюры?
— Не знаю. Я спокойно живу, изучаю мир. Я не думаю, что надо куда-то бежать, запрыгивать на какую-то подножку трамвая. Хорошо, чтобы все близкие были здоровы. А так в мире столько всего интересного. С утра начал читать про кузнечика, как он устроен. И весь день только о нём и думаю. Вот такая история. ×


Читайте также:


Текст:
Сергей Медведев
Фото:
из архива героя публикации
Источник:
«Кто Главный.» № 142
04/10/2018 12:41:00
0
Перейти в архив