
Кто такой.
Режиссёр, поэт-песенник, композитор, продюсер, член Союза кинематографистов РФ Валерий Валентинович Полиенко родился в 1974 году в Таганроге. Автор и соавтор текстов песен группы «Тату» («Я сошла с ума», «Нас не догонят», «Простые движения», «Не верь, не бойся, не проси»), групп «Звери», «Йожик» и «Лилу». Cценарист и режиссёр рекламных роликов, видеоклипов групп «Тату», «Noize MC». Закончил Таганрогскую детскую художественную школу, работал в Таганрогском драматическом театре им. А. П. Чехова. В 1995 году поступил во ВГИК на режиссёрский факультет. В 2001 году Полиенко принял участие в создании группы «Звери» вместе с бывшим коллегой по «Тату» Александром Войтинским. В качестве солиста Валерий посоветовал Романа Билыка. Для группы «Звери» на первом этапе Полиенко написал 8 песен, самые известные из них: «До скорой встречи» и «Дожди-пистолеты». В 2014 году Полиенко возобновил работу с группой «Звери», став соавтором альбома «Один на один». В 2014 году Валерий Полиенко и продюсер Тихон Пендюрин создали кинокомпанию «Космосфильм», один из первых фильмов которой — короткометражка «Ночные зимние люди» получила приз за лучшую режиссуру на Российском фестивале короткометражного кино «Короче», а также приз зрительских симпатий и приз за лучший игровой фильм на фестивале «Дебютное кино».
— Сегодня, приезжая в Таганрог, часто слышу что, город уже не тот. Вот раньше был тот. Когда вы уезжали в Москву, он был еще тот?
— Сказать сложно. Я уезжал в 1997 году. Наверное, он был ещё тот. А ещё раньше, может быть, жизнь там была еще ярче. В театре работали какие-то весёлые люди. А потом все поуезжали. С художниками было хорошо, если учесть, что был жив Леонид Стуканов (Валерий учился у Стуканова. — «Главный»), Юрий Шабельников (один из членов товарищества «Искусство или смерть». — «Главный») работал в Таганроге. Часто приезжал Авдей Степанович Тер-Оганьян. Я не знаю, как там сейчас дела обстоят. Я только Алексея Яковлева знаю, своего друга детства. Это художник из Таганрога. А больше никого и не знаю. Все поуезжали.
— Если говорить о музыке, то кто был в то время в Таганроге, какие музыкальные коллективы?
— Был коллектив F-16, был Сергей Аристов и группа «Площадь согласия». Тогда он ещё только начинал выпивать больше, чем петь. Ему надо было как-то этого избегать.
— А его судьба известна?
— Никто ничего точно не знает. Но он как бы умер (эти факты официально не подтверждены. — «Главный»). Мог бы, наверное, еще пожить. Ещё был такой хороший парень Рома Булавин, с которым мы вместе учились в театральном училище. Очень много музыки слушали тогда вместе. Был еще такой человек Олег Диф Корниенко (главный таганрогский хиппи, перкуссионист. — «Главный»). Витя Бондарев (автор текстов группы «Звери». — «Главный») жил тогда достаточно обособленно. Человек в себе. Ну а больше никого я не знаю.
— А Роман Билык себя как-то проявил к тому моменту?
— Он был немножко младше нас. Однажды я пошел в библиотеку имени Чехова. И там было объединение поэтов «Чайка». Мы все очень любили поэзию. Я увидел Рому, который спел две песни. Они с Витей Бондаревым, по-моему, их написали. Мне понравилось. Смотрю, человек здорово поёт. Была в этом какая-то радостная открытость.
— Когда вы уезжали в Москву, у вас была сформулирована задача?
— Я поехал учиться, когда поступил во ВГИК.
— Как вы считаете, в вашей жизни случай играет большую роль?
— Мне кажется, что будет фрондерством сказать да или нет. Фиг знает. Может, да, может, нет. Наверное, в жизни каждого человека роль играет каждый его вдох. Хотя Ортега-и-Гассет говорил, что каждый удар человеческого сердца случаен. Сложно ответить.
— Как возникла в вашей жизни группа «Тату»?
— Когда я окончил институт, кино было развалено. Я начал снимать рекламу, познакомился с Ваней Шаповаловым (продюсер «Тату». — «Главный»). А я к тому времени бросил писать стихи, во всяком случае, постоянно этим заниматься. Он мне показал какие-то тексты, спрашивает, как. Я импульсивно говорю, что не нравится. Он спросил: «Можешь сделать лучше?» Я сказал, что могу.
— Сколько вы написали им песен?
— Наверное, я написал процентов 80 или 75 всех песен «Тату».
— Идея «Тату» была чисто коммерческой? Чего больше хотелось — удивить или заработать?
— Не хотелось ни того, ни другого. Всегда хочется сделать что-то максимально интересное. Что хотелось Казимиру Малевичу с его супрематизмом? Ему хотелось архитектонов (термин, который придумал сам Малевич. — «Главный»). Получилось хорошо... Конечно, была задача заработать. Но как-то я не особо участвовал в этом деле. Я не занимался специальным зарабатыванием. Передо мной была задача такого сценарного типа. Вот у тебя есть два подростка, две девочки. Что с этим делать?
— Что для вас более важно в искусстве — расширить границы или развить какую-то конкретную идею? Я спросил это в связи с фильмом «Лето». Все обсуждают Майка и Цоя. У Майка было расширение пределов допустимого. А Цой развивал свою тему.
— Я понимаю, о чём идёт речь. Но это только со стороны видно, что ты делаешь. Может, ты планировал одно, а получилось по-другому. Майк — это отдельный человек. Я его очень люблю. Наверное, это один из моих самых слушаемых авторов. Ещё со времён проживания в Таганроге. Группа «Зоопарк» была моей любимой. А Цоя я начал слушать попозже.
— А как Роман Билык появился в Москве, помните?
— Мы с композитором Александром Войтинским (один из основателей «Тату». — «Главный») начали делать некий проект. Полгода думали, может быть, сделать что-то хип-хоп-образное. Такую пощечину общественному вкусу. Но получалась очень пестрая картина. Всё было какое-то искусственное, а должно было быть авторским. Так появился Рома. И началось писание песен. Я написал песню, Рома написал другую. И так далее.
— Но потом вы расстались?
— Потом лет пять я ничего не писал. Может быть, и семь.
— А сейчас, как я понимаю, вы опять начали сотрудничать?
— Сейчас выходит какое-то количество песен, то я напишу, то Витя Бондарев напишет, то все вместе напишем. Песня — это такое дело, она прилетела или не прилетела. Прилетела песня, мы ее передаём людям. Не прилетела — сидим и ждём. Самые лучшие песни пишутся за 5 минут. И случайно. Я так думаю.