Людмила Чурсина: "Благодаря Шолохову я впервые приехала в Ростов"

Народная артистка СССР рассказала «Главному» о судьбоносной роли в фильме «Донская повесть», о том, как ей удалось породнить Шекспира с казаками, и о своих любимых спектаклях
Текст:
Никиты Жукова
Фото:
Артема Демьяновских
Источник:
«Кто Главный.» № 155
26/12/2019 11:43:00
0
Кто такая
Актриса театра и кино Людмила Алексеевна Чурсина родилась в 1941 году в Сталинабаде (ныне Душанбе) в семье военного и врача. В 1959 году окончила школу с золотой медалью и поехала поступать в Московский авиационный институт. За компанию со школьной подругой неожиданно для себя поступила сразу в три театральных вуза: ВГИК, ГИТИС и Театральное училище имени Б. Щукина. В 1963 году окончила Театральное училище имени Б.В. Щукина. С 1963 года — актриса Театра имени Е.Б. Вахтангова в Москве. С 1965 года работает на киностудии «Ленфильм». С 1974 года — актриса Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина, а с 1984 года и по сей день — Центрального академического театра Российской армии.

Интервью записано в рамках проекта "вечера со звездами" в ресторане Pinot Noir
                                                                                                                                            Pino_Noire.jpg

У Ростова нет плохой погоды.

Ростов для меня — город удивительный. Когда я собиралась лететь к вам, в Москве был проливной дождь и сильный ветер. Мне сказали, что у вас 20 градусов, и я тепло оделась. Выхожу из самолета — дождь все-таки нагнал нас. Вот мы сели в машину, распогодилось. Смотрю в окна — сначала «Леруа Мерлен», или, как я его называю, Мэрилин Монро, затем «Ашан», а потом «Икея». Думаю, боже мой, я опять в Москву вернулась, что ли? Абсолютно один к одному!
Ну а потом мы въехали в город и дороги стали немножечко... сложнее. Не такие гладкие, как раньше. Водитель объяснил, что к чемпионату сделали набережную и построили новый аэропорт. Желаю ростовчанам, чтобы у них чаще проводились чемпионаты — тогда и все дороги в городе обустроятся, и все прочее приведут в порядок.
Я сейчас ехала и вспомнила одну реплику у Чехова в «Иванове»: «Сарра! Когда наступает закат, такая тоска наваливается, Сарра, пойми меня! Не осуждай!» И вот я вышла из машины: такой красивый ростовский закат, тепло, все уже угомонилось в природе. Но почему-то на сердце непонятная тоска. Потом я поняла — ведь уже 1 октября!

Театр все равно что музей.

Я до сих пор работаю в Центральном академическом театре Российской армии. У нас особый театр. Меня всегда спрашивают: «Вы там, наверное, все в форме военной ходите?» Конечно же, нет! Иногда мы ездим в какие-нибудь воинские части, выступаем перед солдатами, а так у нас, в общем-то, совершенно нормальный, обычный театр.
Наше красивое и величественное здание возвышается на Суворовской площади. У нас огромные сцены, а колонн вокруг нашего здания больше, чем во всех театрах мира. Еще у нас самая большая драматическая сцена в Европе. На ней проводят КВН, всякие симпозиумы и другие масштабные мероприятия. Затем — малая сцена. Но если во всех театрах малая сцена — это 120–130 мест, то у нас, по понятиям вооруженных сил, малая сцена — это 500 мест. Затем еще есть камерный зал на 200 человек.
Еще у нас организована экспериментальная сцена на 75 человек, где очень уютно и хорошо играть. Кроме того, у нас есть еще и музей.
В месяц я играю по пять-шесть спектаклей. У меня очень хорошие авторы. И вообще, я должна относиться с благодарностью к своей судьбе, к кинематографу и театру за то, что мне было отпущено очень много ярких, интересных встреч на экране с такими авторами, как Шолохов, Шишков, Лидия Сейфуллина, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Чехов, Достоевский и многие другие.

В Раздорскую на «Метеоре».

Благодаря Шолохову я впервые приехала в Ростов. Я помню, как получила телеграмму с предложением сняться картине «Донская повесть». Я приехала в Ростов, сразу же села на теплоход «Метеор» и отправилась в станицу Раздорскую, на съемки. У меня, как вы помните, была главная роль. На съемки меня взяли с «испытательным сроком» и поставили условие, чтобы я поправилась на 8 килограммов.
«Донская повесть» подарила мне встречу с уникальным, истинно народным артистом Евгением Леоновым, который играл роль Якова Шибалка. Вообще с Евгением Павловичем Леоновым мы на кинопробах не встречались. Но когда я собиралась ехать на съемки, я старалась выглядеть «комильфо»: каблуки, мини-юбка, а на голову накрутила модную в те времена халу. Вот, приехала в вашу Раздорскую, зашла на пристань и слышу крик Леонова: «А! Это кто? Это что же я, с такой жерделой буду сниматься?» Но я не растерялась и ответила: «А вы скамеечку подставьте!».
И действительно была сделана скамья, которая исчезала в самый нужный момент. Леонов бегал и негодовал: «Где мои ноги? Мне не достать эту дылду!» А иногда по его наказу просто выкапывали яму.
Евгений Павлович за роль трогательного и нелепого Шибалка получил первую награду на международном кинофестивале в Индии, куда мы поехали. И это было очень трогательно и забавно, потому что он не был готов к такому. Но и я тоже «отхватила» немножко на всесоюзном фестивале — меня наградили за лучшее исполнение женской роли.

Шекспир казакует по родимой степи.

Я помню, как после съемок «Донской повести» уже вернулась в Москву и была принята в Театр имени Вахтангова. Главный режиссер театра, народный артист СССР Рубен Николаевич Симонов, был уникальным человеком по своей культуре. Он одинаково здоровался и с билетершей, и с примой театра — тогда это была Юлия Константиновна Борисова, и со студентами. А мы как раз учились в Щукинском и иногда были заняты в массовках. Я была назначена на роль леди Анны в спектакле «Ричард III».
Помню, идет репетиция. Роль Ричарда исполняет Михаил Ульянов.
В первой реплике я оглушительно, со степным размахом, кричу: «Риичаард!»
Бедный Рубен Николаевич, вздрогнув от неожиданности, говорит: «Людмила, что такое? Вернитесь на берег! Это не Дон! Это не Шолохов!»

Проклятие «шотландской пьесы».

Помню, в Большом драматическом театре главным режиссером была Роза Сирота. Она репетировала со Смоктуновским и Дорониной «Идиота». Однажды она мне позвонила и предложила сыграть в моноспектакле «Настасья Филипповна». Спустя некоторое время мне позвонил Юрий Иванович Еремин — главный режиссер Театра Советской Армии, который тоже собирался ставить «Идиота». Он искал актрису на роль Настасьи Филипповны, и его знакомые посоветовали ему выбрать меня. Ну, за такой ролью, понятное дело, можно последовать куда угодно. И я приезжаю в Москву.
Спектакль «Идиот» шел у нас 13 лет. Первым князем Мышкиным стал Аристарх Ливанов. После того как Доронина пригласила Ливанова к себе в театр, роль Мышкина стал исполнять Борис Плотников.
Потом, наконец, пришли другие спектакли. Например, «Леди Макбет» по Шекспиру. Начинался он с того, что я выходила на сцену и говорила:

«Сюда, ко мне, злодейские наитья,
В меня вселитесь, бесы, духи тьмы!
Пусть женщина умрет во мне.
Пусть буду я лютою жестокостью полна».

О, как я отмаливала каждый спектакль! Вы и представить себе не можете, какой это ужас! Я читала историю постановок «Макбета» — у всех, кто когда-либо начинал его репетировать, случались беды. В нашем спектакле роль Макбета исполнял народный артист России, у которого был потрясающий голос. Мы успешно отыграли несколько спектаклей, и вдруг он сломал ногу.
На смену ему пришел актер Анатолий Васильев. Это было в таком духе: «Степь! Завяжи глаза потуже!» В общем, что называется, «а-ля рус» — русский вариант. И спектакль постепенно сошел на нет.

«Чисто московские убийства».

Сейчас я играю в одном очень интересном спектакле. Это немецкая пьеса, называется «Игра на клавишах души». Главную героиню зовут Лив Штайн — это великая пианистка, у которой был гениальный слух и при этом абсолютная глухота души. И, конечно, она за это расплачивается, и очень жестоко. Спектакль, полный драматизма.
Пришли новые времена и новые герои — так и должно быть. Вот, например, канал ТВЦ меня позвал на восьмисерийный фильм «Чисто московские убийства». Я с удовольствием согласилась, и мне понравилось. Моя героиня — женщина, которая сама себя сделала, «бизнес-леди». Но она одержима борьбой с несправедливостью. Она воюет со всеми: с милицией, бандитами, умело доказывает свою правоту и всегда доводит дело до конца.
Потом я приму участие в съемках сериала «Иван Грозный», где я буду играть исторического персонажа Ефросинью Старицкую. Это дама, которая хотела посадить на трон своего сына Владимира и «потихонечку», так сказать, начала травить Ивана и все его окружение. Ну, в результате, конечно, с ней и с ее сыном расправились.

Так что кое-что иногда мне предлагают. И дай Бог!

Фантасмагория нашей жизни.

Перед приездом в Ростов я смотрела в Театре сатиры спектакль, который называется «Где мы?» Там играют Ширвиндт, Добронравов, Олешко и много других замечательных актеров. Я смотрела, и у меня появилось ощущение какой-то горечи, потому что все до боли узнаваемо, все как в жизни. А действие разворачивается в сумасшедшем доме. Я подумала: так где же мы живем?! Вот такая фантасмагорическая жизнь у нас. Но, конечно, всегда есть надежда.
А еще недавно с Афона мне прислали замечательный сборник статей. Там я нашла очень интересное стихотворение-размышление монаха Виталия 1905 года, в котором есть такие строчки:

«Познай, откуда ты и кто,
Зачем пришел, куда идешь,
Что ты велик, и ты — никто,
Что ты бессмертен, и — умрешь»

В нашем Театре Российской Армии есть спектакль «Осенняя история». В нем рассказывается о судьбе двух стариков, к которым безразличны собственные дети. От этих несчастных стариков детям нужна только их пенсия, а так — они готовы отдать их в любой дом престарелых. Одну из пожилых женщин играю я. В финале я читаю эти строки — и они очень ложатся. Потому что, как говорится, невдалеке уж этот путь.

Читайте также: