Арт-группа chrisanddave.art основана в 2017 году, в нее входят два художника — Кристина Григорьева (р. 1998) и Дмитрий Масалов (р. 1985).
ДМИТРИЙ:
— Кристина училась в художественной школе, потом — на дизайнера в ЮФУ, но не доучилась, к счастью. У меня два высших образования в сфере бизнеса. Рисовать начал с детства. Видимо, из-за моего пристрастия к творчеству у меня не сложилось с профессиональной карьерой. К тому же Кристина постоянно говорила, что у меня классные рисунки и их надо перенести на большой формат. И однажды я решил уволиться — отложил деньги и полтора года вообще ничего не делал. В 2017 году мы начали творить. Первая выставка у нас была год назад. За год мы приняли участие в десяти выставках, а сегодня прошла вторая персональная.
КРИСТИНА:
— Я сколько себя помню, столько и рисовала. Думала, что у меня будет какая-то основная работа и творчество в свободное время. Но Дима так глубоко погрузился во все это, мне стало ин-тересно ему помогать, что-то исправлять, показывать техники. К тому же нам надо было чем-то заниматься, работать в офисе мы оба не хотели... Недавно мы переехали за город, в Аксайский район, живем почти как в деревне. Вид из окна — степь. Мы ездили в Ростов несколько раз в неделю и практически каждый раз встречали своих знакомых художников, которые говорили, что у них близится выставка. Подумали, а почему мы без выставки?
ДМИТРИЙ:
— Со временем работать вместе с Кристиной становится легче.
КРИСТИНА:
— Если б мы были по отдельности, то тормозили в каких-то моментах. Дима, например, знает английский, а я не знаю. Но я могу общаться с людьми, и он предпочитает это сбагривать на меня, а я не люблю писать письма, заявки, резюме. И я рада, что он проработал в офисе и знает, как это делать. Звонками тоже занимается Дима. А вот картины мы вместе пишем.
ДМИТРИЙ:
— На этой выставке (в галерее «Ростов». — «Главный») представлены маленькие работы. Обычно мы рисуем большие и занимаемся, можно сказать, концептуальным искусством — что-то не фигуративное, абстрактное. Эти работы мы рисовали, отдыхая от каких-то проектов. Просто брали куст и рисовали акрилом, маркером. Можно сказать, чистый поток сознания. И мы хотели сделать отражение нашего переезда в сельскую местность — использовали искусственный мох в качестве фона для некоторых работ. Так что эта выставка отражает наше бытие в сельской местности. А так это достаточно шуточная серия, не несущая каких-то глубоких посылов.
КРИСТИНА:
— У нас были коллективные выставки в Москве. Последняя — в галерее PROUN. Картины можно было обменять на все, кроме денег.
ДМИТРИЙ:
— Нам было интересно попробовать. На выставку мы отправили большую работу. Взамен нам предложили пластинку Пинк Флойд «Стена». Но обмен должен быть равноценным. Себестоимость большой работы в среднем около ста долларов. Продать хочется за тысячу... Монетизировать творчество удается, но стабильный доход это не приносит. У нас были продажи. В среднем на каждой выставке в Ростове одна картина продается. Иногда больше. Мы специально ставим по ростовским меркам высокую цену... У нас был опыт сотрудничества с аукционом Vladey. Нас представил ростовский художник Олег Устинов — он послал контакты знакомых художников, и нас взяли, единственных из пятерых. Им очень понравилась наша скульптура, единственная, которую мы на тот момент сделали. Она называлась «Sleeping power» («Спящая сила») — розовый бургер и радужный меч. По нашему замыслу она олицетворяла спящую творческую силу в современных людях.
КРИСТИНА:
— Но когда мы придумали, мы не подразумевали этот смысл. Просто мы решили сделать скульптуру. С аукционом Vladey можно общаться и без каких-то связей — просто написать и все. Но Олег Устинов нас подстегнул. Он нас в принципе подстегивает.
ДМИТРИЙ:
— Я очень хочу, чтобы мы попали на американский рынок. Суть даже не в рынке, просто мне очень нравится то, что там выставляют в галереях. В России есть мода на чернуху. Мы стараемся избегать негатива в искусстве, стараемся привносить что-то позитивное в мир людей.
НИНА СТАДНИК, 26 ЛЕТ.
— Я родилась в Ростове-на-Дону. Окончила классический лицей № 1. Каждое утро ездила на 44-й маршрутке из центра на Западный. Казалось, это невероятно огромное расстояние. Ежедневный полет на Луну. Но когда поживешь в Москве, понимаешь, что на самом деле это было не такое уж и большое расстояние. В Москву я приехала в 17 лет, сразу после школы. Жила в общежитии и училась на факультете журналистики. Как художник я в те времена развивалась не слишком стремительно, не считая того, что мы с подругой снимали свой фильм в общаге на веб-камеру ноутбука. Но в основном я просто тусовалась...
Представьте, что будет, если попробовать провести вай-фай в пещере у древних людей? Даже если получится, у них все равно нет гаджетов, чтоб воспользоваться интернетом. Вот так я чувствовала себя в юности. Я знала, что внутри меня много возможностей и что я люблю рисовать. Но что дальше с этим делать, было непонятно. Потом несколько счастливых трамплинов перебросили меня вперед, и я поступила учиться в Британскую Высшую Школу Дизайна на отделение иллюстрации к Виктору Меламеду. И пошло-поехало.
Британка стала айфоном для моего интернета. Если вы понимаете, что я имею в виду. Я чувствовала себя так, словно поступила в Хогвартс! Все вокруг — волшебники! И значит, теперь я — тоже волшебница и могу делать, что хочу.
Почти все, с кем я сейчас дружу и работаю, — это мои бывшие преподаватели и одногруппники. В Москве у нас целое комьюнити выпускников Меламеда. Такие молодые хипстеры, ну, или уже взрослые хипстеры, которые вдохновляют друг друга... Моя семья мне очень помогала. Нужно быть мудрым и терпеливым челове-ком, чтобы поддерживать ребенка-подростка, который всерьез решил стать художником, блогером или музыкантом. Даже если все пойдет хреново, ты в любом случае лучше всех и мы тебя любим! Это посыл, который всегда транслировали мне мои родители и транслируют сейчас. Всем рекомендую относиться к близким так же. Если у тебя есть ощущение собственной базовой важности, жизнь превращается в кайф. И искусство — тоже.
Наверное, кто-то может сказать, что круглосуточная демонстрация своего внутреннего мира — это эгоистично и никому не нужно. Но если бы все великие писатели и режиссеры стеснялись своего эго и каждые 5 минут оглядывались бы назад, проверяя, не добились ли случайно их одноклассники больших успехов, чем они, то много хороших фильмов никогда не было бы снято и много книг так и остались бы только идеями.
Очень важное мое достижение, точнее, не достижение, а просто удача — это знакомство с Кристиной Колесниковой, Светой Муллари и Леной Четверик. Это мои подружки, с которыми мы познакомились на курсе в Британке и создали свое художественное объединение «Типацеха». Вот уже четвертый год мы работаем вместе как независимое издательство. Печатаем свои книжки, принты, преподаем, помогаем друг другу находить заказные проекты, устраиваем вместе выставки в России и за границей.
Самый наш важный проект с «Типацехом» — это журнал графических работ «Бумажно». Мы выпускаем его каждые полгода. На сегодняшний день мы издали уже 10 номеров. Мы печатаем его за свои деньги небольшим тиражом. И продаем ценителям искусства и смысла жизни. У журнала каждый раз новая тема, например, «Города», «Алкоголь», «Оружие», «Конституция», «Любовь». Нам нужна общая тема, чтоб было от чего оттолкнуться, а дальше каждая из нас рисует и пишет все, что захочет. Вот тут как раз мое журналистское образование в тему.
В Британке у нас были, в том числе, зарубежные лекторы и в целом очень европейский подход к учебе.
На курсе нам показывали много книжных и журнальных иллюстраторов и рассказывали, как они там в Европе строят карьеру и ищут свой художественный язык.
Сейчас мы с «Типацехом» делаем так: отправляем заявки на раз-ные европейские фестивали иллюстрации и комикса. Пишем письма в галереи и в книжные магазины. Мы сами очень активно себя предлагаем. Постоянно выкладываем свои работы в интернет. Это запускает процесс, и к нам тоже приходят предложения в ответ. Волна движется, и мы все время в ней. За эти 4 года я не помню времени, когда мы бы сидели сложа руки.
Если коротко, то за последнее время по художественным делам я была в Швейцарии, Финляндии, Латвии, Италии, Германии, Испании и в нескольких российских городах.
Наши книги можно купить в Праге, в Берлине, в Барселоне.
Я работаю иллюстратором и преподавателем искусства. Преподавать мне нравится, потому что это обмен живой человеческой энергией и мне есть что рассказать студентам. А вот иллюстратор я далеко не универсальный. Ко мне обращаются арт-директора, которым нравится именно мой стиль, моя интонация. Это заказчики, которые уважительно относятся к работе художника, которым искренне нравится то, что я делаю, и они готовы за это платить. В такой ситуации работать очень приятно.
Что в будущем? Семья, дети, собака, шашлыки. Еще хочу заниматься видеоартом, перформансом, больше заниматься анимацией. Очень хочу поехать в арт-резиденцию, чтобы углубиться в искусство целиком. Хочу поехать к океану и научиться серфить. Вообще, в жизни много вариантов, как хорошо время провести. Мне не очень близок образ художника-хулигана, одинокого бродяги, которого никто не понимает. Я, наоборот, хочу, чтобы меня все понимали. Стремлюсь к простоте, к ясности, и чтобы травинки, кусты, ласточки и люди вокруг чувствовали кайф и от моего появления, и от появления моего искусства.
Для меня Ростов — самое лучшее место на Земле всегда. У каждого человека своя уникальная траектория движения. Город — это только одна из частей магической формулы твоего личного счастья.
Москва — место с очень сильной энергетикой, с миллионом необыкновенных вибраций.
Для меня Москва — это тост с авокадо. А Ростов — это блинчик с сыром, грибами и солеными огурчиками из «Вкуснолюбова».
В мае и летом планирую наслаждаться блинчиком, а там видно будет.
МЕРУЖАН ХАЧАТРЯН, 26 ЛЕТ.
— Сам я родом из города Кропоткина Краснодарского края, мои предки из Грузии. Сейчас живу в Ростове-на-Дону. Учился в академии искусств ЮФУ, получил диплом бакалавра, поступил в магистратуру, но ушел со второго курса, потому что уж очень хотелось полностью отдать себя творчеству.
В начальной школе во время уроков рисования я не сидел за партой, как все дети. У меня были отдельный мольберт и холст, учитель рисования подходил ко мне, подправлял. Он, к слову, тоже был художником.
Раньше я сам очень хотел выставить свои картины, но никто не давал мне площадку. Три года назад я решил организовать коллективную выставку сам. Это была выставка современного искусства от академии архитектуры искусств, которая проходила в ≪Креативном пространстве≫. Мы с друзьями сделали афишу, выставили ее в интернете, потом делали отбор работ. В итоге пришло очень много людей, нас даже на радио пригласили. На экспозиции были представлены полотна, графика, скульптуры молодых художников.
Сегодня в ≪Макаронке≫ прошла моя первая персональная выставка.
Я просто изливаю то, что сидит внутри меня. Это, можно сказать, происходит в режиме потока сознания. Я не могу это остановить и не могу не делать этого. Образы приходят ко мне, и я фиксирую их на холсте. Мои картины очень разные по настроению, потому что зависят от моего внутреннего состояния. К примеру, если у меня депрессивное настроение, то и картины будут мрачные, с черепами, крестами на глазах и так далее. Среди моих любимых художников — мексиканец Хавьер Марин, современный московский художник Николай Кошкош, питерский аквалерист Дима Ребус.
На искусстве не получается заработать. Картины продавать удается, но очень редко. Бывает так, что люди сами находят меня через интернет или сарафанное радио и покупают картины. Но зарабатываю я тем, что делаю коммерческие заказы: роспись стен, создание барельефов, скульптур и тому подобное. Допустим, кто-то открывает ресторан, и ему нужно красиво расписать в нем стены. И я являюсь тем самым человеком, который делает это.
Планирую переехать в Москву, реализовать свои творческие планы и постараться как-то заработать, потому что в Ростове трудно живется. Мне хочется иметь собственную мастерскую, чтобы можно было спокойно заниматься творчеством и не тратить на это каждый месяц огромные суммы денег.