Майкоп
— Майкоп — это мама, папа, театр, школа. Отец был главным режиссером Адыгейского областного драматического театра имени Пушкина. Мама — ведущей актрисой. Из Майкопа я уехала в Москву, поступила в ГИТИС, там как раз набирали адыгейскую студию.
Екатеринбург
— Обожаю этот город. Во-первых, много раз там бывала, волею судеб. Во-вторых, там живет режиссер и драматург Коля Коляда, там его театр. Коляда — это моя судьба. Я играла в его пьесах — «Персидская сирень», «Мы едем, едем, едем», «Половики и валенки», «Старосветские помещики». «Селестину», по моей просьбе, он адаптировал для нашего «Современника», из 24 актов сделал два и поставил.
— Почему в театрах часто меняют оригинальные названия на другие? Сегодняшний спектакль по пьесе немца Калля раньше назывался «Зарницы», теперь — «Чокнутые королевы».
— А вот Коляду мы никогда не корректируем.
— А разве «Старая зайчиха» в «Современнике» не стала «Заяц. Love story»?
— Я за это не отвечаю. Это не моя история.
— Я слышал, что он для вас сейчас новую пьесу написал?
— А где это вы слышали?
— В интернете есть такая информация. «Коробочка» называется. Вы ее читали?
— Нет. Он прислал ее в театр, а мне не дают. Наверное, денег нет ставить.
Москва
— Москва. Что для вас в этом звуке?
— Все. Свой дом и дом-театр, друзья.
— Какой город для вас сейчас больше значит — Майкоп или Москва?
— Уже Москва. Дело не в городе, а в том, кого ты любишь. И таких людей в Москве больше. Там идут спектакли, которые я люблю, там вообще все , чем я дышу. Я очень люблю и Питер, я им тоже дышу. Особенно в последние годы. Я там часто бываю. Там тоже родные для меня люди, друзья. Им несть числа. Это и Глеб Богомолов, гениальный художник, его жена Таня, она тоже из Майкопа, землячка, моя ближайшая подруга, старший научный сотрудник театрального музея и Эрмитажа. Есть еще Лена Федосова, искусствовед по стенографии. Маша Кузнецова из «Александринки». Был еще и Витечка Гвоздицкий (актер, скоропостижно скончался в 2007 году. — С. М.), мой дружочек. В театре Балтийский Дом работает Эра Зиганшина.
— А кому принадлежала идея «Чокнутых королев», написано, что он в рамках Балтийского Дома?
— Даже не хочу обсуждать этот вопрос, убила бы. Есть режиссер Ольга Субботина, которая сказала, что знает, как ставить пьесу на трех женщин. И поставила. Знаете, когда у нас есть такие драматурги, как Коляда, Богаев, Сигарев, зачем к немцам ходить? На меня поймали Машу Кузнецову и Эру Зиганшину, а меня — на Машу и Эру. Мы любим друг друга и нам приятно встречаться. Мы близкие друзья, и наши судьбы переплелись, мы в помощь друг другу.
Ростов-на-Дону
— Ростов у меня ассоциируется с моими любимыми режиссерами — Кириллом Серебренниковым и Анатолием Васильевым.
— А как вам ростовская публика?
— Не буду распространяться... Но город замечательный. Я здесь уже не в первый раз. Очень культурный город и очень красивый. И очень современный. А гостиница — это просто двадцать второй век. Та, что на набережной. Такой роскошной гостиницы я еще не видела. Обычно в подобных местах чувствуешь себя одиноко, а там так уютно, там не чувствуется гостиница.
Берлин
— Не лю-блю. Несколько раз я останавливалась в этом Советском доме (Дом Советской культуры. — С. М.). Это такая гостиница. Мне кажется, что раньше она была прибежищем штази. Таковой она осталась и сейчас. Это «гэдээровское» гнездо. Никогда там не останавливались?
Париж
— «Современник» не так давно побывал на гастролях в Париже... Я и до этого там бывала, у меня там подруга живет. Так что в этот раз Париж для меня был не внове. Но эти гастроли были особенные. Мы жили в очень хорошей гостинице рядом с Галереей Лафайет. И давно не виделись с моей любимейшей подругой Аллой Покровской — она теперь во МХАТЕ работает. В Париж мы везли «Крутой маршрут», а она там по-прежнему играет. И наши номера в гостинице были рядом. Я четыре дня провела с любимейшей подругой. И это для меня было таким подарком. Плюс у нее тогда был юбилей. Это было какое-то наслаждение дружбой.
Львов
— О Львове вы вспомнили в связи со скандалом? (В ноябре прошлого года спектакль «Персидская сирень» во Львовском театре оперы и балета был фактически сорван пьяными зрителями. — С. М.). Вы знаете, скандалы со всеми случаются. Дело в том, что у продюсера умирала мама. И продюсер решила быстро, чтобы нас не подвести, продать корпоративу «Нестле» вот этот наш спектакль. А этот спектакль продавать корпоративу нельзя, он для этого не подходит. Люди пришли попраздновать какую-то годовщину работы в этом месте, выпить шампанского, повеселиться. Во Львове мы отыграли два спектакля — второй замечательно прошел.
Таганрог
— Лет десять назад мы едва унесли из Таганрога ноги... Благодаря организатору гастролей. Сейчас этот человек уже в тюрьме, а тогда он очень многих «обул». А нас он обманул просто по всем пунктам и параметрам. Получилось, что мы сыграли бесплатно. Но ничего страшного... Вообще-то у меня два потрясения за последнее время. Черновцы и Таганрог. Я только что была в Черновцах — там праздновали 650-летие города. Они его весь отреставрировали. Не знаю, где деньги нашли. В том числе и театр — мой любимейший театр. Он сейчас как игрушка. Такой — отреставрированный — театр я наконец увидела и в Таганроге. Я счастлива, что увидела его в таком идеальном состоянии. Гримерная, сцена, зал, ложи, свет, кулисы. Это такой подарок, но этого никто не понимает, кроме нас, артистов.